«ЦИАКР-Южный Кавказ» представляет интервью с азербайджанским политологом, дипломатом, экс-министром иностранных дел Азербайджана Тофиком Зульфугаровым.
Что Азербайджан надеется получить от России в Карабахском вопросе? На что можно рассчитывать в принципе?
Если говорить кратко, Азербайджан желает содействия России в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В нашем понимании это означает восстановление территориальной целостности Азербайджана и суверенитета, возвращение лиц, которые в результате этнической чистки со стороны Армении стали перемещенными лицами в своей стране, беженцами. Мы бы xотели, чтобы эти последствия были урегулированы.
Что мешает урегулированию конфликта сейчас? Дело в том, что Россия лавировала в девяностых годах, и для гарантий безопасности Армении разместила там свои вооруженные силы, включая авиационные подразделения и сухопутную военную базу в Гюмри. Также тогда Москва сделала заявление, что гарантирует безопасность Армении. И каким-то «необъяснимым» способом эта безопасность распространяется и на азербайджанские территории, оккупированные Арменией. Ясно, что официально это не озвучивается, однако подразумевается. И мы не видим каких-то однозначныx деклараций, позволяющиx cудить о том, что в случае боевых действий, Россия не выступит на стороне Армении. Это и является основным препятствием для урегулирования конфликта.
Мы ведь прекрасно понимаем, что Россия никогда не откажется от своей военной базы в Армении. Ряд экспертов муссируют мнение, что если Азербайджан вступит в ЕАЭС и ОДКБ, то сможет вернуть с помощью России, как минимум, пять районов вокруг Карабаха…
Ситуация меняется, прежде всего, в самой Армении. Ереван сегодня проводит такую политику, которая не удовлетворяет Россию. Логика Еревана такова, что он xотел бы получить гарантии безопасности от России, а политически, экономически интегрироваться с западным сообществом.
В своё время в результате того, что Армения была сателлитом или, как её называли – форпостом России на Южном Кавказе, она взамен этого, по сути, «заработала» себе территории. Но при этом не получила возможности для развития, и до сих пор её экономика находится в упадке. Отток населения, отсутствие инвестиций, независимость под угрозой, испорченные отношения с соседями и так далее. Ереван находится в стороне от региональных и трансрегиональных проектов. И тут же стремление к Западу…
В результате сложившейся ситуации, сегодня многие начинают относиться критически к Армении в плане союзнических отношений. Армения теряет своё военно-политическое значение для России: Москва системно развивает отношения с Турцией. А имперские амбиции, когда Армения играла роль крупного форпоста на юге, – сейчас всё это «испарилось» и теряет свою актуальность.
И это на фоне стремительно развивающегося Азербайджана, экономика которого имеет определяющее значение в регионе Южного Кавказа. Азербайджанская экономика смогла привлечь миллиарды иностранных инвестиций, сегодня реализуются проекты регионального и трансрегионального значения.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что Россию будет устраивать новый формат отношений с удачным во всех отношениях Баку с учётом соблюдения национальных интересов Азербайджана. А Армения будет отходить на второй план. Опять же, исходя из всего вышеизложенного, думаю, что ситуация скоро стремительно поменяется.
Вступление же Азербайджана в различные союзы, я думаю, сегодня не выглядит целесообразным. Потому что та практика отношений, которую мы наблюдаем в рамках ЕАЭС и ОДКБ, она далека от того, чтобы быть интересной для Азербайджана. Хотя бы потому, что Азербайджан, в отличие от других стран региона, не является членом ВТО и может сохранять свой рынок и способствовать развитию внешнего предпринимательства. Также важный момент – Азербайджан продает на внешнем рынке такие ликвидные товары как нефть, газ, и даже сельскохозяйственную продукцию, которая также востребована. Азербайджан экономически состоятелен, поэтому упомянутые вами форматы интеграции – не на повестке дня.
На что именно должен пойти Азербайджан в отношениях с Россией, чтобы Кремль посодействовал Баку в решении Карабахской проблемы? Нынешние усилия – достаточны…?
Я думаю, что для решения вопроса в таком ключе – «Азербайджан делает что-то, и Россия в ответ начинает решать ситуацию в Нагорном Карабахе» – такой подход должен быть реально состоятельным. Россия заинтересована в реально сильном, экономически состоятельном и ликвидном партнере, который может предоставить нечто важное для рынка России. Реальная политика стоит реальных конкурентов. В транзитном отношении Азербайджан весьма привлекателен для России. Не секрет, что Москва хочет использовать азербайджанские железнодорожные коммуникации. Также для нашего северного соседа может быть интересным туристическое направление, сотрудничество в гуманитарной сфере и так далее.
Взаимовыгодное партнерство возможно. И поэтому я думаю, что эти процессы – отдаление Армении от Москвы и серьезное сближение позиций России и Азербайджана – они развиваются своим естественным путем, и они подойдут к логическому завершению в ближайшем будущем.
То есть, в итоге Россия нам поможет в урегулирования Карабахской проблемы?
Начнем с того, что Россия не будет мешать, и не будет давать преференции Армении, что само собой приведет к активизации переговорного процесса.
Кроме того, у России существуют серьезные вызовы вне Южного Кавказа. Прежде всего, это ситуации в Украине, которая стремится стать членом НАТО. Не забываем про Сирию. Время от времени вспыхивают проблемы с Республикой Беларусь, есть вопросы со странами Балтии, которые уже члены НАТО, и это не полный перечень. Поэтому маленькая Армения – это всего лишь военный пост России, не более. Военно-политическое же значение Армении стремится к нулю.
Недавно глава МИД Азербайджана не исключил возможность размещения миротворческой миссии на линии фронта. В каком формате, на ваш взгляд, это возможно в принципе?
Могу сказать, что миссия по поддержанию мира, которую предложила ОБСЕ, и даже вела соответствующую подготовительную работу, готовила соответствующую концепцию – это не миф. Но там есть один нюанс – дело в том, что любое развертывание операции по поддержанию мира по стандартам ОБСЕ и ООН предполагает, что стороны конфликта достигают какого-то мирного соглашения, подписывают меморандумы о желании принять эту миссию и обеспечить ее пребывание, придерживаться правил выполнения этой миссии и так далее. Но дело в том, что у нас нет главного – даже предварительного соглашения об урегулировании конфликта между сторонами. Так что говорить об организации такой миссии сегодня крайне преждевременно.
Какие страны могли войти в такую миротворческую миссию?
Как я уже говорил, есть специальная концепция такой миссии, полностью разработанная ОБСЕ еще в 1995 году. На тот момент, в составе рабочей группы работали офицеры нескольких десятков стран, и они разработали полную концепцию этой операции. Состав этой миссии, логистические составляющие – они все прописаны. Так что если эта миссия будет запущена в дело, она будет функционировать по этой концепции, согласно нормативам и резолюциям ООН.
После вашингтонской встречи на уровне глав МИД Азербайджана и Армении, обмена военнопленными уже больше месяца наблюдается относительная стабильная обстановка на линии фронта. Как долго продлится это затишье?
Во-первых, это затишье никак не связано с вашингтонской встречей. Тем более, если помните, накануне этой встречи были предприняты провокационные действия – армянским снайпером был убит майор Азербайджанской армии…
Я бы снова упомянул внутриполитические процессы внутри самой Армении. Дело в том, что у администрации Н.Пашиняна не складываются отношения с Кремлем. Москва не видит сейчас в Ереване надежного партнера. И сам Н.Пашинян это прекрасно понимает. Он также понимает, что армянская оппозиция страны тесно связана с Россией и живет по кремлевской повестке дня. Я имею в виду Роберта Кочаряна и «карабахские» кланы. И чтобы выйти из этой ситуации, Н.Пашинян может быть заинтересован в возобновлении военных действий. А в случае малейшего поражения или неудачи обвинить во всем Москву. В частности, в том, что Россия предала Армению. В результате он аккумулирует необходимое антироссийское мнение и начнет проводить прозападную политику. В результате Ереван может получить всё, что хотел – помощь, инвестиции, плюс обратит общественное мнение в свою пользу. И одним ударом расправится с пророссийской оппозицией, которая замыкается на Р.Кочаряна. Такая логика событий, розыгрыш такой «партии» в Армении – вполне реальны. Поэтому затишье на фронте, на мой взгляд, носит временный характер…
Подготовил Сеймур Мамедов (Баку, Азербайджан), специально для «ЦИАКР-Южный Кавказ»