Коментарі експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Фикрет Шабанов: «Главное – сферы интересов, ради которых и начат передел региона…»

Фото: aa.com.tr

Недавно в столице Азербайджана – Баку состоялась встреча Главнокомандующего союзническими силами НАТО в Европе Тода Уолтерса и начальника генерального штаба вооруженных сил России – первого заместителя министра обороны, генерала армии Валерия Герасимова.

Это уже не первая встреча на азербайджанской площадке высокопоставленных представителей России и НАТО. Так, в декабре 2018 года в Баку прошла встреча начальника Генштаба ВС России Валерия Герасимова с Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО генералом Кертисом Скапарротти. А традицию подобных бакинских переговоров заложила встреча в феврале 2017 года Валерия Герасимова с председателем Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генералом Джозефом Данфордом. Интересно, чем была вызвана необходимость проведения очередной встречи представителей России и НАТО на бакинской площадке? Какие вопросы были на повестке дня? Эти и другие вопросы комментирует аналитик, президент аналитического центра «Consultations on international policy and economy» Фикрет Шабанов.

По словам аналитика, данная встреча носила технический характер.

«Дело в том, что нынешняя администрация Трампа –  просто исполнитель той воли и воли тех сил, которые их привели к власти, которые их удерживают у власти, и основным направлением является продолжение выполнения  очередного этапа плана «Большой Ближний Восток» и «Большой Афганистан». Если говорить о нескольких этапах, – начальным этапом плана была программа децентрализация Ирака, следующим этапом является – децентрализация Сирии, а на нынешнем этапе плана стоит вопрос – дезинтеграции Ирана.

Ведь не зря США представлял мистер Уолтерс, который обсуждал самые главные меры: «Меры предотвращения инцидентов на линии соприкосновения России и НАТО». Что в себя это включает? Здесь идет целый охват вопросов коммуникаций, военно-технического, военно-космического контактирования, и в т.ч. весь комплекс возможных военных действий на линии соприкосновения войск США и НАТО с РФ – это должно быть в дальнейшем обсуждено на уровне экспертов во избежание провокаций и вооруженных столкновений.

Для чего? Дело в том, что нынешняя администрация Трампа начала стратегию интернационализации военных соединений западной коалиции в Сирии. Это первое. Таким образом, куда сейчас дали свое согласие ввести войска Франция и Великобритания. Я думаю, что и Италия тоже даст свое одобрение. Дания дала согласие на обучение курдских вооруженных формирований, которые сотрудничают с США. Параллельно с этим шло обсуждение по многим ключевым точкам Сирии. Почему? Дело в том, что в скором времени встанет вопрос о выталкивании из Сирии Турции.

На высшем военно-командном уровне обсуждалась дальнейшая судьба иранских прокси на Сирийском фронте, который при любом исходе военно- политического решения конфликта в Сирии должны быть выведены из региона и максимально минимизировать влияние официального Тегерана на Дамаск, а также  обсуждение полного спектра методов и форм определяющих дальнейшую судьба неофициальных и военных формирований Ирана на уровне военно-тактического плана и развертывания войск западной коалиции в этом регионе.

…Все политические решения будут принимать главы государств. И сейчас обговаривают эти вопросы до деталей, в том числе, до деревень или командных пунктов, где могут находиться силы западной коалиции, чтобы случайная бомба или пуля туда не попала, где будут находиться российские соединения и точки, где, находятся сверхсекретные российские объекты.

Необходимо проработать и согласовать сферы раздела, методологию сотрудничества в этом регионе (Сирия). Почему это важно? Дело в том, что например Российская компания Роснефть работает в Иракском Курдистане, другая компании работает в шиитском регионе Ирака. Все эти меры сотрудничества и кооперации требуют взаимной безопасности инвестиций, коммуникаций, и самое главное – сферы интересов, ради которых и начат передел региона. И это – только видимая часть «сирийского айсберга или пирога»,- отметил Ф.Шабанов.

Говоря о том, почему все эти встречи проводятся в Азербайджане, аналитик сказал, что все это показатель уровня доверия к Азербайджану, а также географического и политического определения границ водораздела сфер интересов Запада и России.

«Это дипломатический и протокольно-декларативный момент. Основная концепция то, что США указывают, что они фактически уже на Кавказе. Они четко и последовательно проводят политику защиты интересов транснациональных корпораций в сфере энергетической, логистической безопастности нынешних газо- и нефтепроводов, а также в сфере координации своей политики в направлении Центральной Азии как одной из составных частей проекта «Большой Афганистан». Поэтому проведение встречи на Кавказе больше было желанием американцев, а не российской стороны.

Следующий вопрос актуальности – это ситуация в Черноморском регионе. С избранием нового президента Украины нужно будет решать целый спектр украинско-российских военных проблем в акватории Черного моря.

Следующий спектр вопросов – это Восточная и Южная Европа, считает аналитик.

«Ведь не зря США сейчас вводят авиацию, которая способна нести ядерное оружие на территорию Польши, параллельно активизируют свои действия на территории Прибалтики, Румынии и других точках у границ России. Естественно, усиливается количество разведывательных операций против России, происходит взаимное нагнетание обстановки, в т.ч. провокаций. Чтобы избежать на нынешнем этапе случайных военных столкновений, они и оговаривают все эти позиции. Я ожидаю, что в рамках новой программы «Европейская инициатива сдерживания» МО США в 2020 году получит почти на 800 млн. больше, чем запрашивала изначально вашингтонская администрация.

Это сигнал всем участникам мировых процессов, в том числе, способным вести военные действия за пределами своих стран. Финансирование социальных проектов откладывается, и тут такая щедрость Конгресса. Система работает на продвижение своих национальных интересов в различных регионах. Эти планы в дальнейшем будут  иметь последствия для Российской Федерации», – подчеркнул он.

Возвращаясь к теме Ирана, стратегия американцев – «вход» в Иран и влияние на него со стороны Пакистана, Ирака и Сирии. Это национальные движения в самом Иране, возможны ограниченные точечные удары американской авиации и ВМФ. Не стоит исключать в т.ч. интервенцию ограниченного военного контингента для ликвидации центральных управляющих структур государства.

Эти вопросы дальше будут прорабатываться на уровне военных экспертов. Будет происходить военная рутинная штабная работа», – сообщил Ф.Шабанов. Он считает, что размещение сил Североатлантического альянса, его переформатирование, военные усилия, интернационализация военных соединений на территории Сирии, предоставление международного статуса антииранской коалиции, – всё это говорит о том, что идет скоординированная работа по затягиванию и завязыванию тех точек, из которых может быть оказана какая-либо помощь Ирану.

«Идет нейтрализация интересов и возможностей тех стран и государств, которые могут выступить в защиту Ирана. Я не говорю, что они будут воевать за Тегеран. Но могут выступить в его защиту, начиная от экономической поддержки и заканчивая логистикой, неформальной военной поддержкой, разведывательной информацией и так далее.

Показателен сигнал о том, что в Турции недавно был задержан ядерный компонент стоимостью 80 млн. долларов США для создания ядерного оружия. Я совершенно не исключаю, что скоро мы услышим, что эти компоненты поставлялись в Иран. В этом направлении Тегеран продолжает активную работу. Посему происходит  усиление североатлантического альянса не только в военно-тактическом плане, где прорабатываются варианты введения ограниченного контингента в Иран. Идет взаимное нагнетание ситуации до определенного «прагматичного максимума».

Процесс дезинтеграции Ирана будет сопровождаться фундаментальными проработками сценария по  дезинтеграции Турции. Развитие ситуации будет зависеть во многом от сил, которые выдвигают на первый план (президентство в Турции) нынешнего мера Стамбула Экрема Имамоглу.

Процессы будут идти по нарастающей. Следующей целью для дезинтеграции будет Российская Федерация, которая окажется охваченной плотным кольцом. Третьей мировой войны не будет – всё давно решается силой капитала, интересы которого не будут поставлены под угрозу, он и правит миром, и Россия здесь – не исключение», – резюмировал собеседник.

«ЦИАКР-Южный Кавказ»