Интервью с экс-первым председателем Государственного Комитета Азербайджана по Работе с Религиозными Образованиями, директором Центра Исламоведческих Исследований «Иршад», доктором философских наук, профессором Рафиком Алиевым.
В Баку не так давно состоялась встреча главы ОБСЕ и Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Стоит ли ожидать от этой встречи прорыва в урегулировании Карабахского конфликта?
Главы ОБСЕ меняются часто. Любой новый председатель объективно должен знакомиться с задачами и проблемами повестки дня организации. Не стоит забывать и об его заинтересованности в том, чтобы как-то отличаться от предыдущих руководителей. В идеале – завершением какого-то затянувшегося на годы дела, заработав, грубо говоря, очки на политико-дипломатическом поприще.
Ознакомление с затянувшимися нерешенными конфликтами, одним из которых является Нагорно-Карабахский – это очевидно базовая задача для Мирослава Лайчака.
Мы должны понимать, что в истории ОБСЕ еще не было случая положительного решения искусственно замороженных (в том числе, и руками самой ОБСЕ!) конфликтов. Напомню, что по Нагорно-Карабахскому конфликту есть 4 решения Совета Безопасности ООН как самой влиятельной международной организации. Но они не выполняются, они игнорируются Арменией, и уже не идет речь о повторном их рассмотрении Совбезом ООН. Минская группа ОБСЕ все эти 20 лет ничего конкретного, стоящего доверия нашего народа, не сделала. Поэтому я лично никакого прорыва в решении этого конфликта на фоне отмеченной активности ОБСЕ не жду.
Могут быть предприняты попытки убедить обе стороны пойти на уступки друг другу. И такая позиция, надо сказать, устраивает Армению. А нам, как мне кажется, уступать нечего. Самую большую уступку – отложить начало войны с целью освобождения наших территорий – мы делаем уже давно. Ожидая, когда созреет как руководство Армении, так и ОБСЕ. Мяч, как говорится, на их стороне. Если нынешнему председателю ОБСЕ удастся хотя бы дотронуться до этого мяча, это будет большой удачей.
МГ ОБСЕ все активнее продвигает вопрос урегулирования в преддверии, как видится, встречи лидеров Азербайджана и Армении? Состоится ли вообще такая встреча?
Предпосылки для встречи созданы, они актуальны. Однако отношение и подходы сторон к ним разные. Ереван системно заявляет о недопустимости каких-либо компромиссов в принципе. Не будем забывать, что в Армении не прошёл еще период внутриполитической турбулентности. У Еревана напряжены отношения с главным хозяином ситуации по Карабаху – Россией.
Поэтому, я не думаю, что лидеры двух стран могут в текущей ситуации предложить миру согласованные и приемлемые для обеих сторон варианты решения Карабахского вопроса.
Озвучен тезис о «подготовке народов к миру»…
Вы знаете, мне это видится как чистой воды политический шантаж… Сразу возникают вопросы: К какому миру? К какому компромиссному варианту? К чему, собственно, готовиться? Военно-политический тезис Еревана, рассчитан на то, чтобы воздействовать на сознание азербайджанцев, чтобы они смирились с тем, что нужно уступить агрессору хотя бы часть своей исторической территории. Может кто-то и смирится, но абсолютное большинство азербайджанцев не согласятся с такой постановкой вопроса. Так же как и руководство Азербайджана не согласится даже на обсуждение этого порочного с точки зрения политики и здравого смысла тезиса.
А так население Азербайджана, безусловно, готово к миру, который обеспечит возврат оккупированных территорий. Поэтому я, собственно говоря, толком не понимаю: когда господа из ОБСЕ произносят слово «мир», что конкретно они имеют в виду? Пусть бы они публично предложили условия своего варианта мира, чтоб их можно было обсудить. Людям-то неизвестно, о каком мире идет речь. Предмета для общественного обсуждения нет.
В свою очередь, общество Армении не готово к справедливому миру на основе территориальной целостности Азербайджана. Поэтому, как мне кажется, ОБСЕ в нынешних условиях будет легче договориться с армянским обществом, касаемо своего тезиса «подготовки к миру». Но не с Азербайджаном…
В чем, на ваш взгляд, заключаются интересы на Южном Кавказе основных региональных игроков, прежде всего, России?
Россия исторически, начиная со времен Петра I, доминирует в этом чувствительном регионе. Фактор влияния Москвы здесь не только сохранился, но и приумножился. За последние 4-5 лет войны на Ближнем Востоке, военных успехов России в Сирии, на фоне сближения позиций Москвы, Анкары и Тегерана по многим вопросам «Большого Ближнего Востока» Южный Кавказ стал еще более ценным для Кремля. За него Россия будет крепко держаться. Сегодня на южном Кавказе нет сильнее и влиятельнее игрока. Это факт, с которым приходится считаться всем.
Азербайджан с Россией выстраивает сегодня отношения в формате стратегического партнерства, роль Баку в создании и функционировании треугольников «Россия-Турция-Иран», «Россия-Турция-Азербайджан» дает нам основания рассчитывать на приоритет в российской политике на Южном Кавказе. Азербайджан сегодня – единственный де-факто верный союзник России в этом чувствительном регионе. Надеюсь, что в Москве это хорошо понимают, несмотря на ряд недоразумений, которые время от времени вбрасываются средствами массовой информации в общество, как в России, так и в Азербайджане.
Все-таки ближе в проблеме Карабаха – стоит ли ожидать реанимации известного «плана Лаврова»?
Этот план, предусматривающий деоккупацию Арменией 5-ти из 7-ми азербайджанских районов, давно секретом не является, он никуда не девался, обсуждался много раз на разных уровнях.
На мой взгляд, в свое время, когда это план появился, Баку еще был готов к его обсуждению и принятию – в качестве, подчеркну, одной из фаз варианта поэтапного решения проблемы. Когда он начинался бы с освобождения 5-ти районов и должен был продолжиться переговорами о статусе Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Безусловно, освобождение 5-ти районов стало бы успехом и Минской группы ОБСЕ, и, главное, России.
Сегодня же, как мы видим, такой поэтапный план разрешения Нагорно-Карабахского конфликта не с кем обсуждать в Ереване, там он отбрасывается в принципе. Нынешнее руководство Армении еще не готово или не созрело для обсуждения и решения судьбы Нагорного Карабаха и 7-и оккупированных районов. Этой с одной стороны. С другой же, по моему мнению, такой план мог бы быть реализован лишь в том случае, если бы Россия действительно имела твердые намерения решить этот замороженный конфликт с учетом сохранения территориальной целостности Азербайджана.
То есть мирного урегулирования Карабахского конфликта ждать не приходится?
Мирного разрешения конфликта я пока не исключаю. Безусловно, я на него, как и большинство азербайджанцев, очень надеюсь. Иначе стоило ли столько лет ждать, терпеть, переживать, время от времени принимать гробы с линии соприкосновения с агрессором. Люди терпеливо и с тревогой ждут, что мирное решение найдется. Но вместе с тем, я не могу исключить и военного варианта. Просто исхожу из исторического опыта, что захваченные земли часто возвращались через кровь…
Беседовал Искендер Гулиев, Азербайджан, специально для «ЦИАКР-Южный Кавказ»