В то время как в Армении стартовала агитационная кампания навстречу внеочередным парламентским выборам, русские решили перевернуть «стол» на Черном море.
Сюжет в целом был закручен по всем канонам жанра классической провокации. Корабли украинских военно-морских сил из украинского черноморского порта следовали в украинский порт, расположенный в Азовском море, тогда как выяснилось, что они «вторглись на территорию России», если таковой считать акваторию, прилегающую к аннексированному Крыму. С другой стороны, российско-украинский договор о свободном судоходстве в Азовском море пока еще действует, и кроме как через Керченский пролив нет другого варианта войти из Черного в Азовское море, а также сделать это, не «вторгаясь на территорию России».
Однако Москву это мало интересует, и маленький и довольно старенький украинский буксир был просто атакован российскими военными кораблями. Стало известно также, что еще два украинских военных корабля подверглись атаке и затем захвату российскими силами. Официальный Киев произошедшее назвал грубейшим нарушением международных договоров и права и актом агрессии, а официальная Москва обозвала руководство Украины «бандитами» и «майданной гопкомпанией».
Параллельно с этим, обострилась ситуация в Сирии, в частности в Алеппо, где пока еще остались армяне, и где Республика Армения осуществляет гуманитарную миссию с привлечением определенных военных специалистов. СМИ Асада сообщают о применении химического оружия и сотнях пострадавших от него, затем симпатизирующие сирийским оппозиционерам СМИ сообщают о широкомасштабных воздушных бомбардировках, из-за которых также пострадали сотни людей…
Падение цен на нефть, рекордное падение рейтинга Путина, неблагоприятные для режима сдвиги в мировоззрении россиян подталкивают Кремль на новые военные авантюры против соседей и «переворачивание стола». Естественно, по ходу выбора мишени Украина может показаться самой эффективной с точки зрения пропаганды, чтобы новой волной великодержавного шовинизма и люмпен-империализма деформировать и задушить социальный протест.
… Не будем забывать, что предшествовало аннексии Крыма и последовало за этим: самые многолюдные после 1991 г. акции протеста в Москве, третий срок Путина, идея «русского мира» и «Евразийского союза», которую поддержали постсоветские диктаторы-«динозавры», унижение Армении 3-го сентября, Евромайдан в Киеве, бойня на улицах Киева, бегство Януковича в Россию, аннексия Крыма, историческая речь Путина с подчеркнутыми гитлеровскими оттенками, российское вторжение в Донбасс, параллельно с этим – расширяющиеся и углубляющиеся по сей день санкции против Москвы.
Кстати, об углублении и расширении. Власти Армении продолжают утверждать, что мы должны углублять и расширять наши отношения с Россией.
В постреволюционный период эта риторика «углубления и расширения» была понятна и оправданна в том смысле, чтобы застраховать Бархатную революцию от самого жесткого российского вмешательства, что подстрекалось ныне «озабоченными» политическими силами. И если это удалось, то в действительности, вне риторики, эти отношения объективно ухудшились. Сейчас и.о. премьер-министра требует объяснений у «союзников», наш МИД заявляет, что, скажем, вооружение Азербайджана Беларусью просто ставит под сомнение всю логику коллективной безопасности. Это тоже вполне понятно и оправданно, поскольку просто такова действительность – нелогичная и абсурдная во всех отношениях.
Стало быть, в отношениях, если что и «расширилось и углубилось», так это пока только недоброжелательность к постреволюционной Армении, к проводимой ею политике, что, скажем, господином Лукашенко было названо «уличными правилами», с которыми «нельзя входить в большую политику».
Нужно признать, что со временем станет все труднее совместить несовместимое. Сколько бы Армения не имела объяснений по поводу того, почему нужно с осторожностью относиться к армяно-российским отношениям, учитывая региональные реалии, эти объяснения девальвируются по причине нарастающей наглости Москвы на международной арене. И продолжая называть «союзником» Москву, которая перед всеми выставляет напоказ, какого качества она «союзник», будет чрезвычайно трудно держать свое реноме неприкосновенным.
Когда твой «союзник» ведет себя как мелкий уголовник, а ты, кто отверг эти нравы, боролся против этих нравов, преодолел эти нравы, желаешь «углубить и расширить» отношения с этим «союзником» с мелко-уголовными наклонностями, которого стали считать более опасным, чем террористические группировки Аль-Каида и «Исламское государство».
…Который, как и Беларусь, будучи твоим союзником по ОДКБ со всеми вытекающими, целыми кораблями снабжает оружием Азербайджан, причем в многократно больших объемах. И, если это также, причем многократно больше, попросту противоречит логике коллективной безопасности, то неизбежно возникнут вопросы: «углублять и расширять» – для чего?
Может быть, что еще некоторое время такая риторика по инерции продолжит срабатывать, однако, момент истины неизбежно постучится нам в дверь, и когда приведем к «балансу», что мы с этого имеем, а что нет, то может получиться довольно грустная картина.
В конце концов, если внутри страны препятствия для бизнеса и инвестиций устраняются, и это очень важно для будущего, то будет трудно убедить инвесторов стратегического значения вкладываться в страну, где проводится политика, не учитывающая вполне логичный императив выхода из статуса заложника у кряхтеющего под нарастающими санкциями «союзника», который к тому же действует «вопреки логике коллективной безопасности».
Следовательно, риторика риторикой, но реальность потребует конкретных шагов в конкретный промежуток времени. Фактически, исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян уже объявил диверсификацию внешней политики с сохранением союзнических отношений с Москвой. Однако не факт, что наши «союзники» в Москве смирятся с существованием диверсифицирующейся, свободной, суверенной Армении.
И, как представляется, вопрос остается открытым, хотя бы в публичной плоскости: каким будет следующий шаг Еревана?
Рубен Меграбян,
политолог, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, редактор русскоязычной версии информационного портала «Аравот» (Ереван)
Источник: «Аравот»