Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян об «армянском кейсе» кавказского турне Дж.Болтона

Політолог Рубен Меграбян

«ЦИАКР – Южный Кавказ» представляет интервью с Рубен Меграбяном, политологом, экспертом Армянского Института международных отношений и безопасности, редактором русскоязычной версии информационного портала «Аравот» (Ереван).

В свете визита Дж.Болтона в Ереван – сразу о наиболее горячем аспекте – можно ли говорить о каких-либо сдвигах в позиции США касаемо урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха?

Нагорно-Карабахский конфликт сам по себе – лишь часть регионального «пейзажа» на Южном Кавказе, и было бы неправильно считать, что «гвоздем программы» визита Болтона в страны региона является разрешение этого конфликта или же внесение каких-либо драматических подвижек в процесс его политического урегулирования. Сам Болтон говорит, причем, и в Баку, и затем в Ереване, что он не принес ничего нового по Нагорно-Карабахскому конфликту, решение должны принять стороны конфликта.

В то же время, представляется примечательным его упоминание «одного старого конфликта»… По моему убеждению, речь идет об арабо-израильском противостоянии, и именно в его контексте стоит воспринимать цитирование экс-госсекретаря США Джима Бейкера, что никто не заинтересован в мире больше, чем сами стороны конфликта. Дж.Болтон добавил, что разрешение конфликта – не только в интересах Армении и Азербайджана, но и Соединенных Штатов. Так что, говорить о каких-то сдвигах по конфликту не приходится, это сложный вопрос, и будь он легким – его бы решили давно. «Мой визит не означает решения или изменений в Нагорно-Карабахской проблеме», – это его цитата.

Во время визита был затронут вопрос участия Армении в операции Сирии…

Вы знаете, я был и остаюсь убежденным противником отправки армянской гуманитарной миссии в Сирию. Не в последнюю очередь именно из-за соображений того, что Армения рискует испортить отношения с Западом. Гуманитарный контингент формируется из состава и под эгидой Минобороны, о международном мандате речи пока не идет…

По итогам же визита могу сказать следующее: если армянские сотрудники или служащие гуманитарной миссии не будут выходить за рамки объявленных задач по оказанию помощи армянской общине, то такие риски для Армении представляются минимальными. Это исходя из собственно заявлений самого Дж.Болтона в Ереване…

В определенной степени резонансным стал посыл советника президента США о возможности закупок Ереваном американских вооружений. Чувствуется, что это прозвучало, как некое продолжение диалога в Баку и муссирования темы  отмены известной «907-й поправки». Стоит ли вести речь о каком-либо практическом наполнении такого рода заявлений? 

Действительно, эта тема была прямым текстом затронута Дж. Болтоном в Ереване. Он заявил, что в Вашингтоне нет решения об отмене 907-ой поправки к «Акту о поддержке свободы» от 1992 года. Однако он подчеркнул, что факт продажи Россией оружия сторонам конфликта дает Москве весомые рычаги, и это не есть хорошо для мира. Так же он добавил, что если речь идет о покупке либо российской военной техники, либо американской, то «мы бы предпочли последнее». Это новый и очень важный элемент, который американская дипломатия вносит в региональный контекст развития отношений. Не секрет, что продажа наступательных вооружений Азербайджану – залог российского влияния в регионе. И своим заявлением советник президента США демонстрирует возможность нейтрализации этого фактора путем «перехвата» этого ключевого рычага.

Однако на данный момент это можно рассматривать пока что как указание на возможность, даже не намерение. Посмотрим, как дальше будут развиваться события… Для того чтобы отменить «907-ую поправку», необходимо решение Конгресса. Факт состоит в том, что предыдущим администрациям этого не удавалось, достижимый максимум – это временная заморозка в целях, вытекающих из стратегических интересов США. В последнем случае речь шла о логистическом и материально-техническом обеспечения американских войск в Афганистане в период разгара военных действий.

Посему такая перспектива сейчас представляется затруднительной – у Белого Дома для этого должны быть очень веские аргументы.

И от частного – к «глобальному»: можно ли говорить о реальных очертаниях крена Еревана к «стратегическому» союзничеству с США после завершения бархатной революции?

Отмечу несколько важных, на мой взгляд, моментов.

Во-первых, визит Дж.Болтона в Ереван, хоть и в рамках регионального турне, является знаковым и историческим событием в армяно-американских межгосударственных отношениях. На фоне перемен в Армении, обусловленных Бархатной революцией, это открывает новую страницу в наших отношениях.

Во-вторых, примечателен и внешний фон. США фактически выходят из двух основополагающих договоров, ограничивающих возможности Вашингтона по наращиванию ракетно-ядерного потенциала и нейтрализации такового у её противника – России.

В-третьих, Вашингтон устами Болтона заявил о своей однозначной поддержке демократических перемен в Армении. Говоря о демократических переменах, хочу отметить, что они объективно направлены на искоренение всех негативных факторов, тормозящих развитие Армении. В том числе, нивелирование факторов, определяющих влияние России – ненормальное для цивилизованных межгосударственных отношений. Кремль у нас годами пестовал аналог собственной «антисистемы» управления. Перемены в Армении, хотим мы того или нет, попросту разрушают эту «антисистему»…

В-четвертых, этот визит прошел в преддверии введения пяти новых пакетов санкций против России в ноябре это года. Не исключен и шестой пакет, если будет вмешательство в промежуточные выборы в Конгресс США.

У В.Путина ведь по-хорошему сегодня два выбора – либо «капитуляция» во избежание смутного будущего своей страны, либо «капитуляция» в будущем по результатам этой неизбежной смуты и хаоса в силу политического, идеологического, экономического и морального банкротства его режима.

Именно эти факторы, факты, процессы, тренды я бы вкладывал в ваш тезис о «реальном крене»… В этой связи, очевидно, с какими сегодня рисками экзистенциального характера приходится иметь дело Еревану. А к ним уже добавились кризисы в отношениях по линии Вашингтон – Тегеран, Вашингтон – Анкара. Конечно, многое будет зависеть от того, как поведет себя Россия в дальнейшем, и как адекватно поведет себя Запад.

Армении в свете приближения драматических изменений в регионе и вокруг него важно интенсивно работать над расширением своего суверенитета, возможностями принимать и имплементировать суверенные решения, увеличением внутреннего запаса прочности, внутренней стабильности, основанной на свободе и общественной солидарности…

Беседовал Владимир Копчак,

руководитель Южнокавказского филиала ЦИАКР, Тбилиси