Коментарі експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

ЦИАКР – Южный Кавказ: «Россия все сделает, чтобы армянская революция в том или ином виде потерпела крах»

Премьер-министр Армении Никол Пашинян 17 августа собирает митинг по случаю «100 дней» работы своего правительства. «Стодневный Рубикон» Кабмина – повод лишь формальный. Лидер бархатной революции вновь апеллирует к улице, демонстрируя свою решительность, в том числе, и Москве.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян 17 августа собирает митинг по случаю «100 дней» работы своего правительства. «Стодневный Рубикон» Кабмина – повод лишь формальный. Лидер бархатной революции вновь апеллирует к улице, демонстрируя свою решительность, в том числе, и Москве.

Несмотря на все декларации о неизменности стратегического партнерства, отношения с Россией у Еревана можно охарактеризовать как испорченные. Причин тому множество. Последним же раздражителем для Москвы стали аресты экс-президента Армении Роберта Кочаряна и особенно генсека ОДКБ Юрия Хачатурова (назначен по квоте Армении) с обвинениями в гибели 10 человек во время протестов 1 марта 2008 года… Тогда протесты захлебнулись. К власти пришел преемник Р.Кочаряна – Серж Саргсян, которого через десять лет удалось свергнуть путем бескровной «бархатной революции». С этим, судя по всему, Москва мириться не намерена.                 

В свете этих событий «ЦИАКР – Южный Кавказ» обратился за комментарием к Рубену Меграбяну, политологу, эксперту Армянского Института международных отношений и безопасности, редактору русскоязычной версии информационного портала «Аравот» (Ереван).

Рубен Меграбян: «Россия все сделает, чтобы армянская революция в том или ином виде потерпела крах»


Необходимо исходить из того, что расследование трагедии 1 марта 2008 года было одним из обещаний нового премьера во время «бархатной революции». А Юрий Хачатуров является одним из главных фигурантов тех событий – и 1 марта, и предшествующего трагедии периода. Нынешняя его должность главы ОДКБ сути дела не меняет. Тогда он занимал должность начальника Ереванского военного гарнизона. Приказом министра обороны № 0038 под грифом «Совершенно секретно» от 23 февраля 2008 года роль координатора по выполнению указа верховного главнокомандующего (Р.Кочаряна) по наведению порядка в Ереване возлагалась именно на Ю.Хачатурова как на начальника гарнизона.

Так что Ю.Хачатурову и через десять лет было что сказать следствию. Посему мера пресечения в виде ареста выглядела абсолютно логичной. Но суд очень оперативно принял решение выпустить Ю.Хачатурова под залог. Отметим, что реакция Москвы на всех уровнях была жесткой. Например, это сопровождалось резкой реакцией министра иностранных дел России С.Лаврова. Он недвусмысленно дал понять, что Россия не смирится с тем, что Армения не держит своих обещаний о не преследовании  своих политических оппонентов. Множественное число подразумевало и экс-президента Кочаряна, и Ю.Хачатурова. Есть еще экс-министр обороны Микаел Арутюнян – непосредственно вовлеченный в те события и еще один обвиняемый. Но он сейчас в бегах (скрывается в России), объявлен в розыск.

Часто приходится слышать, что нынешняя власть «поспешила», не просчитала реакции Москвы, не отозвала для начала Хачатурова с должности генсека блока перед арестом… По процедурным вопросам, пожалуй, согласиться можно. Однако касаемо «поспешила» – мне эти претензии непонятны. А что, эти аресты нужно было согласовывать с Москвой? Здесь важно определиться, в какой логике мы рассматриваем эти процессы. Если мы считаем, что Армения для решения всех своих внутренних вопросов должна спрашивать «высочайшего разрешения» России, – тогда Ереван, безусловно, поспешил. Если же речь о выполнении обещания раскрыть реальное преступление без срока давности, – то здесь действия власти логичны. А насколько она (власть) была подготовлена к реакции России, насколько были соблюдены процедуры смены генсека ОДКБ по квоте Армении – это вопросы строго второстепенные.

… Под непосредственным давлением со стороны Москвы следом за Хачатуровым был освобожден и президент Роберт Кочарян, который уже успел недвусмысленно обозначить свое возвращение в политику. Многие поспешили заявить, что дела против политических топ-фигур из прошлого, а соответственно и переформатирование элит для новой команды закончилось «фальстартом». Но, как по мне, это слишком упрощенный подход.

Картина гораздо сложнее. Во-первых, власть сейчас действует в рамках предвыборной логики. Не за горами внеочередные парламентские выборы, а нынешнее премьерство Н.Пашиняна можно назвать не иначе как переходным. Попытки поднимать ставки по выполнению обещаний объяснимы. Во-вторых, в армяно-российских отношениях существует глубокий кризис, какие бы декларации ни звучали. Причем кризис с совершенно неясными перспективами его разрешения.

И в этих условиях власти важно оставаться властью, использовать ее рычаги, ибо половинчатые, незаконченные решения для нее в этих условиях могут оказаться губительными. Очевидно, что в «деле 1 марта 2008» всю, по меньшей мере,  политическую ответственность за происшедшее несет Роберт Кочарян, которого апелляционный суд освободил прямо в зале заседаний.

И теперь вопросов больше, чем ответов. До конца не ясны последующие действия власти. Заявляется, что генпрокуратура собирается обжаловать решение об освобождении Кочаряна в кассационном суде. К этому уже готовятся и его адвокаты.

На остальные вопросы по логике премьера должен дать ответ митинг 17 августа. Важно, что призыв Н.Пашиняна выйти на митинг впервые прозвучал буквально на следующий день после известного заявления Лаврова. Слова главы российского МИДа были расценены – и прессой, и экспертным сообществом – как вмешательство во внутренние дела Армении и прямое давление на работу армянского правосудия… Премьер снова решил апеллировать к улице. Но улица – это рычаг, безусловно, действенный, но он не абсолютный, постоянно его использовать не получится.

Все это происходит на фоне очевидных шагов России, направленных на то, чтобы армянская революция потерпела крах в том или ином виде. То, что Кремль «проглотит» такую бескровную смену власти в Ереване – большое заблуждение. У Москвы множество рычагов давления на Ереван – от экономики до заигрывания с Азербайджаном в вопросе Нагорного Карабаха (что мы сейчас и наблюдаем).

Очередное обращение к улице – это еще и знак, что новой власти пока не удалось решить вопрос структурирования своей политической опоры накануне новых парламентских выборов. Эту проблему еще предстоит решить, вот только хватит ли на это времени…

Подготовил Владимир Копчак,

Руководитель Южно-Кавказского филиала ЦИАКР («ЦИАКР – Южный Кавказ»), Тбилиси