1 мая парламент Армении выберет нового премьер-министра. Или не выберет – лидер протеста и власть после неожиданного ухода под давлением улицы с поста премьер-министра Сержа Саргсяна консенсуса в этом вопросе пока не нашли.
Уверенность в своей безальтернативности и нарушение политических обязательств сыграли злую шутку с многолетним лидером Армении Сержем Саргсяном. Теперь на собственной безальтернативности настаивает лидер протеста Никол Пашинян. Плюс ситуация выглядит таким образом, что и он нарушает некие договоренности, ведь главное условие улицы – уход одиозного Сержа Сагсяна выполнено. Никол Пашинян уже доказал, что он состоялся как политик и лидер протестного движения. Получиться ли у него стать государственным деятелем, а Армении бескровно выйти из кризиса?
Об этом и не только – в эксклюзивном комментарии Давида ШАХНАЗАРЯНА, ведущего аналитика Центра региональных исследований (Ереван, Армения):
Давида ШАХНАЗАРЯН: «Бескровный выход из кризиса станет огромным успехом и прорывом для Армении независимо от будущей конфигурации власти»
Следует отметить, что с 26 апреля протестная активность пошла на убыль, градус противостояния заметно снизился.
Лидер протестов Никол Пашинян в некотором роде начал терять инициативу, на мой взгляд, провалив и упустив удачный момент для диалога с властью.
Дело в том, что, как правило, мирные сетевые акции – такие как перекрытие улиц и блокирование государственных учреждений – они имеют свои ограничения и по времени, и по их эффективности. Например, Никол Пашинян уже резко выступил против автомашин без номеров на улицах городов, которые становились порой бедствием для местных жителей…
Самое важное, что по моим ощущениям у всех сторон противостояния появилось понимание и соответствующие договоренности, что выход из сложившегося политического кризиса будет найден не только на улице, но и в парламенте. И сделано это будет в конституционном поле.
25 апреля ушедший в отставку с поста премьер-министра Серж Саркисян собирал политсовет Республиканской партии. Там, судя по всему, обсуждались вопросы предотвращения «брожений» в партии, а также выбора своего кандидата в премьер-министры. Им, скорее всего, станет ныне исполняющий обязанности премьера Карен Карапетян.
Н.Пашиняну, на мой взгляд, необходимо продемонстрировать определенную договороспособность. Жесткие ультиматумы касаемо формата переговоров (присутствие прессы, безальтернативность его в качестве премьер-министра, запрещение ныне правящей Республиканской партии и.т.д) будут и дальше приводить к срыву переговоров и заведут ситуацию в тупик. Думаю, Пашинян это начинает понимать. Он, безусловно, состоялся как политик и общепризнанный лидер протеста, теперь необходимо продемонстрировать качества государственного деятеля.
Если Армения из этого серьезного политического кризиса выйдет бескровно, путем политического диалога и в конституционном поле – это станет огромным успехом и прорывом для нашего государства. Сегодня уже уверенно можно говорить о росте международного престижа Армении. Это факт. Окончательно разрушен миф о том, что у нас в стране отсутствует гражданское общество.
Понимаете, независимо от того, какой окажется конфигурация новой власти (даже если останется у власти Республиканская партия, что очень возможно), она будет осознавать, что имеет дело уже с другой Арменией, с другим обществом. И старые методы правления уже не работают.
Протесты продемонстрировали, что, например, в Армении есть граждански активная молодежь со своей позицией, молодежь которой мы можем и должны гордиться. Эти люди любят свою Родину и готовы её защищать. Теперь они должны почувствовать, что их слышит и понимает их проблемы государство.
Главной особенностью нынешних протестов является то, что армянам удается сохранять определенную мудрость, взвешенность и не переходить все «красные черты». Это касается не только протестующих. Возьмите полицию, которая вела и ведет себя более чем приемлемо. Правонарушения со стороны подростков (единичные, не массовые, но все же), блокирование центрального перекрестка в Ереване в первые дни протеста, прорыв демонстрантов в университет, здание общественного радио… Полиция ведет себя очень толерантно. Вряд ли даже в самых демократических странах Европы полиция в таких условиях вела бы себя настолько спокойно и взвешенно. С одной стороны, это создало некую картинку, возможно, иллюзию, что власть слаба. В то же время, это означало, что внутренние участники процесса работают и готовы работать на благо Армении. Возможно, для вас это прозвучит парадоксально, но я считаю, что даже ушедший в отставку Серж Саркисян поступил мудро, тем самым сделав весомый вклад во благо будущего Армении. Мужественный шаг… и он сам открыл двери в Новую Армению.
Мне много приходится слышать и читать о привязках (и их опровержениях) нынешних событий в Армении к украинским Майданам – как «Оранжевой революции» 2004 года, так и «Революции Достоинства». Информационное поле и пропаганда живут по своим законам. Но и многие взвешенные оценки порой почему-то упускают, главное, на мой взгляд, как в сходствах, так и в различиях. Соглашусь с тем, что в армянских протестах практически отсутствовала внешнеполитическая составляющая, не было ни про/антироссийских или проевропейских лозунгов. В то же время, у нас народ, как и украинцы, почувствовали себя обманутыми, что в комплексе с огромным клубком проблем, главной из которых является коррупция, стало движущей силой протеста. Всё это так. Украинские события я неоднократно пропускал через себя. И чтобы я в текущий момент отметил, экстраполируя ситуацию на Армению. Например, как в 2004 году, так и в 2014 на подиуме Майдана присутствовало готовое правительство с бывшими и будущими премьерами, министрами, губернаторами и так далее. У нас среди организационного ядра протеста это пока не просматривается и в первом приближении. И это может оказаться отдельным вызовом для государства.
… Армения сейчас в огромном выигрыше, и здесь я, поверьте, предельно искренен с вами. Теперь, повторюсь, необходимо выйти из политического кризиса без потерь и добиться демократической стабильности. А это – только в конституционном, правовом поле путем внеочередных выборов, результаты которых примет наше общество. Это будет настоящим прорывом для Армении».
Подготовил Владимир Копчак,
заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения