Реальные перспективы членства Украины в НАТО следует оценивать опираясь на наличие или отсутствие полноценного, в первую очередь, технологического, ВТС Киева со странами-членами альянса, убежден директор Центра исследования армии, разоружения и конверсии (ЦИАКР), исполнительный директор “Лиги оборонных предприятий Украины” Валентин Бадрак.
Оценивая эффективность начатой в стране реформы оборонного сектора в контексте озвученных в политикуме планов по законодательному закреплению перспектив членства Украины в НАТО, собеседник агентства выразил мнение: “Вступление страны в НАТО не зависит исключительно от успешной реформы оборонного сектора”.
“В первую очередь, это политическое решение, и в этом смысле официально оформленное на днях вступление Черногории в НАТО – это политическая победа Черногории и альянса над РФ”, – заявил он, заметив: “Мы помним, насколько активно противодействовали членству Черногории в НАТО российские спецслужбы”.
По мнению директора ЦИАКР, “у Украины так не получится”, и озвученная спикером Верховной Рады идея закрепить планы членства Украины в НАТО законодательно, имеет скорее декларативный, чем практический характер. “Принятие подобного закона не гарантирует реальных сдвигов в продвижении к членству в альянсе. Сегодня Украине необходимо гнаться не за популистскими символами и мифами, а за реальными вещами”, – сказал он.
Поясняя свое мнение, в числе практических инструментов обретения членства в альянсе военный эксперт выделил создание в Украине сильной, боеспособной и современной армии по стандартам НАТО, а также использование Киевом возможностей ВТС со странами-членами альянса.
По словам В.Бадрака, для Украины, как воюющей страны, обеспечить перевод армии на стандарты НАТО к 2020 году, что закреплено в Стратегическом оборонном бюллетне, маловероятно. “Этот переход, и в первую очередь, перевооружение ВСУ, должен быть постепенным. Его успех, на мой взгляд, напрямую зависит от передачи украинскому оборонному сектору западных оборонных технологий. Обязательными составляющими этого процесса рассматриваются политическая воля и последовательность украинской стороны в отношениях с Западом, а также наличие средств на оборонную реформу”, – сказал он.
“Необходимо признать, что на данном этапе украинской власти не удалось создать в стране инвестиционный климат, привлекательный для западных оборонных компаний”, – выразил мнение военный эксперт, добавив: “Это подтверждает и пример с организацией ВТС по программе оснащения ВСУ средствами защищенной связи зарубежных поставщиков. Такие известные западные поставщики связного оборудования, как германская Rosencrantz, французская Thales и американская Harris, не включились в борьбу за украинский заказ, поскольку инвестиционный климат в Украине не является для них привлекательным”.
Как считает В.Бадрак, “сегодня 29 стран-членов НАТО являются партнерами Украины, но, именно механизм организации эффективного ВТС позволит перевести их в статус реальных союзников”.
По словам директора ЦИАКР, в этой связи можно рассматривать как показательное решение США о пересмотре подходов к предоставлению безоплатной военной помощи иностранным государствам. “В конце мая стало известно, что США могут сократить объем безоплатной военной помощи для ряда государств, включая Украину, или перейти к ее предоставлению в кредит: эти предложения содержатся в проекте бюджета США, который представит администрация президента Дональда Трампа. Отмена финансирования программ военной помощи по линии госдепа, предложенная в проекте документа, может коснуться, в частности, Вьетнама, Колумбии, Ливана, Пакистана, Туниса, Украины и Филиппин. Характерно, что готовящиеся США на 2018 год сокращения военной помощи иностранным государствам не затронут Израиль, который получает от США ежегодно около $3 млрд военной помощи, Египет – ему планируется выделить $1,3 млрд, Иорданию – около $350 млн”, – отметил он, предположив: “Как представляется, среди прочего, эта ситуация отражает реальное сегодняшнее восприятие Украины Вашингтоном”.
“Думаю, что реальные перспективы членства Украины в НАТО следует оценивать, опираясь на наличие или отсутствие практического оборонного технологического партнерства со странами Запада, а не громкие политические заявления или законодательные акты”, – выразил уверенность Бадрак.
В этой связи В.Бадрак акцентировал: определенный опыт подобного успешного сотрудничества со странами альянса был накоплен Украиной в прежние годы: это и совместные разработки, в том числе, в области танкостроения, средств высокоточного поражения, отдельных видов боеприпасов, военно-транспортной авиации, уточнил он.
“В целом же, открывшиеся для Украины возможности в сфере ВТС со странами альянса, в отличие от ряда постсоветских стран, на сегодняшний день остаются Киевом во многом нереализованными”, – резюмировал Бадрак.