Что нужно сделать, чтобы децентрализация усилила систему безопасности Украины.
Процесс децентрализации в Украине набирает обороты. Создаются территориальные громады, формируются новые подходы к организации жизни регионов, вырисовывается новая конфигурация фактически всех систем функционирования украинского общества. Можно сказать, что на наших глазах, наконец-то, после 25 лет независимости, Украина обретает свою, максимально приближенную к реальной жизни, модель развития страны. Ведь до последнего времени, Украина сохраняла советское территориально-административное устройство. Которое в результате глубоких политических, экономических, социальных, военных, энергетических изменений в нашей стране, давно потеряло свою актуальность. Децентрализация тотально переформатирует систему местного самоуправления, запуская новые механизмы работы как государственного аппарата, так и гражданского общества.
Что касается сектора безопасности, децентрализация объективно создает новые вызовы и непрогнозируемые турбулентности. Для украинских регионов расширение прав и возможностей, а одновременно – и ответственности – дело новое и не всегда понятное. Что касается безопасности – то и вовсе экзотичное. Советская парадигма, гласящая, что вопросы безопасности относятся исключительно к ведению центральной власти, столичных чиновников и ни в коем случае не должны зависеть от инициативы граждан, пока еще прочно зафиксирована в коллективном сознании украинцев. Поэтому формирование нового видения, новой философии безопасности превращается в одну из ключевых задач децентрализации.
Как показывает опыт постсоветских стран, уже прошедших этап децентрализации, ключевым условием адаптации системы безопасности нации к новым условиям, является обеспечение комплексности и синергии усилий каждого гражданина, гражданского общества и государственного аппарата. Именно осознание каждым гражданином ответственности за обеспечение безопасности своего села, города, региона, страны является лучшим инструментом создания тотальной системы национальной обороны. Активное участие граждан в деятельности добровольческих организаций, которые существуют, например, в странах Балтии, кроме формирования постоянно действующих компонентов обеспечения безопасности населения, выполняет еще одну важную задачу – объяснения каждому гражданину его действий при возникновении кризисных ситуаций. Речь идет о том, что если каждый житель украинского села или города будет четко понимать алгоритм своих действий в любой экстремальной ситуации – будь-то военное нападение, техногенная катастрофа или пожар – нейтрализация этих угроз и ликвидация их последствий будет происходить с максимальной эффективностью и с минимальными последствиями для населения и инфраструктуры.
По сути, таким образом реализуется принцип «безопасность начинается с каждого из нас». Полагаясь только на правоохранительные органы, силовые ведомства, государственный аппарат, граждане фактически расписываются в собственном равнодушии к стране, в которой живут. Даже при кажущейся логичности принципа «я плачу налоги, содержу армию и полицию, и поэтому пусть они гарантируют мне безопасность», в реальном мире, с непредсказуемыми, «гибридными», а иногда непреодолимыми (как например, землетрясение) угрозами, такой подход не работает.
Именно, на равнодушие украинцев к собственной стране рассчитывал Кремль, запуская «гибридные» сценарии оккупации и уничтожения Украины. И именно потому, что украинцы, не надеясь на государство, выступили против агрессора, планы России рухнули. На самом деле, агрессия России против Украины стала причиной радикального переосмысления подходов к формированию системы обороны и безопасности нашего государства с целью противодействия гибридным методам ведения войны. Вместо традиционной модели обеспечения безопасности и обороны, основанной на государственной вертикали «сверху-вниз», более эффективным представляется комплексный подход, предусматривающий широкое привлечение гражданского общества к созданию системы добровольческих организаций для выполнения функций территориальной обороны, содействия правоохранительным органам на местах, добровольческих пожарных команд, ликвидации последствий стихийных бедствий. Такая, можно сказать, сетевая стратегия местных добровольческих подразделений будет способствовать заполнению вакуума правоохранительных и спасательных структур в условиях процесса децентрализации и формирования новых региональных конфигураций при создании территориальных общин.
В результате будет сформирована эффективная система «национальной стойкости», которая, в теории, сможет обеспечить способность нации адаптироваться и прогрессивно развиваться под постоянным негативным влиянием (как внешним, так и внутренним) без ущерба для национальных интересов Украины.
Очевидно, что до создания этой идеальной системы еще далеко. Территориальным громадам, также как и правоохранительным и силовым структурам, которые в любом случае будут участвовать в обеспечении функционирования местных добровольческих подразделений, предстоит пройти сложный путь осознания необходимости создания местных компонентов «национальной стойкости». Также необходимо полноценное участие в этом процессе парламентариев (для создания необходимой законодательной базы), а также президентской и правительственной ветвей власти.
Справедливости ради следует сказать, что первые шаги в направлении создания местных добровольческих подразделений, хотя и с ограниченными функциями, уже делаются. В структуре Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) с начала 2017 года идет формирование добровольческих пожарных команд, которые кроме собственно тушения пожаров, будут выполнять задачи защиты населения во время кризисных ситуаций (например, стихийных бедствий или техногенных катастроф).
Скажем, процесс создания добровольческих пожарных команд активно идет в Житомирской области. При чем, именно добровольческие подразделения будут составлять основной костяк системы пожарной охраны и спасательной службы области. Как ожидается, после проведения децентрализации, в области может остаться только пять подразделений государственной пожарной службы (по одному в каждом районном центре). Между тем, уже сейчас на Житомирщине создано 32 территориальные громады, которые могут сформировать собственные добровольческие пожарные команды, обеспечив, таким образом полный охват территории области сетью постоянно действующих подразделений.
Схожие проекты реализуется в Полтавской, Винницкой и других областях Украины. Причем, к добровольческим пожарным командам выдвигается важное требование – прибытие добровольцев к месту чрезвычайного события не должно превышать 10-20 минут, что обеспечит высокую эффективность не только при борьбе з пожарами, но и при выполнении других функций защиты населения.
Конечно, создание добровольческих подразделений пожарных-спасателей происходит не без проблем. И дело не только в необходимости закупки новой техники, специализированного оборудования, обмундирования и т.д. Началу активной работы добровольцев мешают пробелы в законодательном поле. Например, пока не определен правовой статус пожарника-добровольца, его права и обязанности при выполнении задач. Также не урегулирован вопрос социальной защиты добровольцев.
Чтобы децентрализация действительно привела к повышению уровня безопасности не только отдельного города или села, а и всей нации, украинцам придется не останавливаться на добровольцах-пожарниках, а идти дальше и пытаться сформировать комплексную модель, предусматривающую широкое привлечение гражданского общества к созданию системы добровольческих организаций с широкими функциями: от территориальной обороны и содействия правоохранительным органам на местах до ликвидации последствий стихийных бедствий.
Михайло Самусь,
Центр досліджень армії, конверсії та роззброєння