На третий год необъявленной войны Украина постепенно начинает втягиваться в информационное противостояние, которое ведет Россия на ее территории. В 2014 году расширение пророссийских анклавов шло военным путем, а без возрождения украинской армии никакая пропаганда не могла остановить наступление вооруженных боевиков. Однако сейчас, когда сепаратисты не в состоянии продвинуться вглубь Украины, а украинская армия не может освободить Донбасс и Крым, из-за опасности российского вторжения, информационная война снова вышла на первый план.
Пока стороны конфликта пытаются переломить ход событий на международной арене или в зоне АТО, разворачивается стратегическая информационная битва за Украину. «Гибридные» оккупанты интенсивно промывают мозги жителям временно захваченных территорий и пытаются жестко контролировать там информационное пространство, подавляя инакомыслие. Параллельно Россия играет на более открытом украинском информационном поле, в надежде привести к власти пророссийские, или хотя бы более лояльные по отношению к Кремлю силы или просто дестабилизировать обстановку в стране. В свое время в Грузии после прямой военной агрессии России в 2008 году, в 2012 году к власти в Грузии пришел намного более лояльный к Кремлю политик Бидзина Иванишвили. А в Молдове, на территории которой при содействии РФ существует сепаратистский анклав Приднестровье, президентские выборы выиграл откровенно пророссийский кандидат Игорь Додон.
В Украине очередные президентские и парламентские выборы должны состояться не раньше 2019 года. Однако при существующем положении дел российской власти повезет, если у нее хватит денег на уже развязанные авантюры и на выборы президента России в 2018 году. У Кремля попросту нет времени на ожидание прихода более лояльных украинских политиков, поэтому он делает ставку на дестабилизацию Украины здесь и сейчас, тем более что украинская политическая элита сама дает многочисленные поводы для обоснованного недовольства граждан. Соответственно, Украине нужно вести как оборонительную информационную войну на своей территории, так и наступательную войну за умы сограждан, оставшихся на оккупированной территории. Чему способствует тот факт, что экономических проблем на территориях, подконтрольных «ЛНР/ДНР», а также в аннексированном Крыму, более чем достаточно.
На примере войны в Грузии, Молдове, Украине, а также роли РФ в карабахском конфликте, можно уверенно утверждать, что Кремль взял на вооружение византийскую стратегию внешнеполитического воздействия на окружающие страны, работая на раскол, ослабление и стравливание соседей. При этом ресурсы российского государства тратятся не на улучшение жизни сограждан, а на ухудшение ситуации у соседей. Это создает иллюзию того, что в самой России ситуация не настолько плохая и дает гипотетический шанс втянуть соседние государства в зону российского влияния. Благополучные страны Запада, напротив, работают на стабилизацию соседей, поскольку беженцы из проблемных стран стремятся в Европу, а конфликты плохо сказываются на мировой экономике. К слову, в исторической перспективе Византию ее стратегия не уберегла от гибели, зато двусмысленное и уклончивое поведение до сих пор иногда называют «византийским», хотя империя, давшая название этому выражению, была уничтожена еще в 15-м веке.
Информационное гетто «ЛДНР»
Первое, что сделали сепаратисты в захваченных районах Донбасса – отключили весной 2014 года украинские каналы и радио. И начали гнать плотный поток пропаганды, чтобы поднять местных жителей на борьбу с «киевской хунтой». Поднять людей на братоубийственную войну получилось не очень успешно. Зато теперь в «ЛДНР» создана альтернативная реальность, в которой главарь «ЛНР» Игорь Плотницкий заботится о народе, рассказывая, по какой цене нужно продавать курицу и куда пойти министру, чтобы взять картошки. Вождь «ДНР» Александр Захарченко угрожает захватить Киев, Берлин и Британию, а также дарует «второе гражданство» российскому актеру Ивану Охлобыстину. В этой параллельной реальности в квазиреспубликах кипит жизнь: в ВУЗах проходят «международные» конференции с участием представителей России и выехавших за рубеж соотечественников (по скайпу), готовится Олимпиада между «ДНР» и «ЛНР», засылаются «послы» в Чехию и устанавливаются дипломатические отношения с еще одним проектом РФ – Южной Осетией. А вдоль границ «республик» бродят польские наемники, инструктора США и фашисты, которые только и мечтают о том, как бы поработить и одновременно уничтожить население Донбасса.
В этой связи удивляет неспешность, с которой Украина восстанавливает свое вещание на оккупированных территориях, чтобы нарушить информационную идиллию сепаратистов. Понятно, что на оккупированных территориях есть интернет, где при желании можно найти альтернативную информацию. Однако основу «русского мира» все-таки составляют люди, которые черпают информацию из телевизора.
По состоянию на август 2016 года в Министерстве информполитики заявили, что на Донбассе установлено 62 передатчика для вещания украинских теле- и радиостанций. При этом в качестве помощи Украина получила передатчики из Польши (9), Литвы (15), Латвии и США (по три). Однако значительная территория севера Донецкой области осталась без украинского вещания после того, как в июле 2014 года в ходе боев была уничтожена телебашня на горе Карачун под Славянском.
Строительство новой вышки, которая позволит вещать в радиусе 61 км, началось только в июле 2016 года и завершилось в декабре. Также в начале декабря началось строительство 150-метровой башни на Чонгаре, которую планируют достроить к концу года, и которая будет вести украинское вещание на захваченный Россией Крым. Оккупационные власти Крыма сразу же пообещали глушить украинский сигнал, что говорит об их обеспокоенности и правильности этой инициативы. При этом, в украинском Нацсовете по телевидению и радиовещанию заверяют, что заглушить сигнал будет проблематично. Мощность башни на Чонгаре составит 5 киловатт, соответственно, России нужно будет запустить «глушилки» большей мощности, что для существующего в условиях тяжелого энергодефицита Крыма будет большой проблемой.
В Херсонской области на границе с оккупированным Крымом для информационной войны также активно используют оригинальные антипутинские билборды, на которых периодически меняют сюжеты.
В этом смысле Украина имеет существенный козырь. Жители оккупированных территорий регулярно ездят на подконтрольную Киеву территорию за пенсиями, документами, продуктами, в гости к родным и т.п. И могут лично убедиться, что нарисованная пророссийской пропагандой картинка кардинально отличается от реальности.
По мере обострения борьбы телевизора с холодильником боевики и оккупационные власти нервничают все сильнее, закручивают гайки и усиливают репрессии. В ноябре Госпогранслужба Украины получила информацию, что Россия урезала финансирование боевиков на Донбассе, из-за чего начались задержки с выплатами заработных плат работникам «бюджетной сферы», стипендий студентам, а также денежного довольствия сотрудникам «силовых структур». А работникам отдельных заведений начали платить зарплату в натуральной форме – продуктами питания из состава гуманитарной помощи.
В качестве ответа на экономические трудности, 30 ноября боевики опубликовали видео задержания в оккупированном Луганске местного блогера Эдуарда Неделяева, который под ником Edward Ned размещал на своих страницах в соцсетях критические посты о происходящем в «ЛНР» и поддерживал Украину.
Так называемое министерство государственной безопасности «ДНР» по данным группы «Информационное сопротивление» разыскивает распространителей листовок с информацией о программе Службы безопасности Украины «Тебя ждут дома», которая позволяет обратиться с заявлением в правоохранительные органы Украины о добровольном отказе от участия в террористических организациях. По мнению руководства боевиков, программа СБУ несет серьезную угрозу для их морально-психологического состояния.
Обострилась ситуация и на фронте, где пророссийские боевики штурмуют позиции украинской армии на Светлодарской дуге под Дебальцево, параллельно заявляя, что это они отбиваются от украинских атак. Грохот канонады должен заглушить урчание в желудках у людей, проживающих на оккупированной территории.
В Крыму также оккупационные власти с все большим раздражением наблюдают за открытыми сторонниками Украины. 14 декабря на аннексированном полуострове предъявили обвинение в незаконном приобретении и хранении боеприпасов украинскому активисту, крымчанину Владимиру Балуху. Обыски у Балуха уже проводились раньше. Тогда боеприпасов у него не «находили», зато изъяли украинский флаг, который активист вешал на крыше своего дома. 16 декабря в Севастополе сотрудники ФСБ приехали на работу к проукраинскому активисту Игорю Мовенко и увезли его с собой. Дома у Мовенко провели обыск, где, по словам его жены, тоже очень заинтересовались украинскими флагами.
Государство Украина просто обязано поддерживать проукраинских граждан, проживающих на оккупированных территориях, но остающихся верными Родине. В том числе, четко обозначив свое присутствие в теле и радиоэфире. Наличие проукраинского сопротивления заставляет оккупантов нервничать и усиливать репрессии, что вызывает все более жесткую реакцию мировой общественности.
19 декабря Генассамблея ООН приняла резолюцию о нарушении прав человека в Крыму и Севастополе, где впервые назвала РФ государством-оккупантом, а АР Крым – временно оккупированной территорией. Наличие проукраинской оппозиции, с которой борются силовыми методами, наглядно показывает мировой общественности, что Крым по-прежнему остается территорией Украины, которая удерживается в составе РФ исключительно силой. Включение оккупированных территорий в украинское информационное поле позволит местным жителям сохранять надежду и затрудняет их поглощение «русским миром». Что, в свою очередь, приближает физическое восстановление территориальной целостности Украины.
Александр Комаровский, обозреватель издания «Главное»