Сектор безпеки України

ПОСТАВКИ ЛЕТАЛЬНОГО ОРУЖИЯ В УКРАИНУ – ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТОРГ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ СДЕРЖИВАНИЯ АГРЕССОРА?

Спекуляции на тему поставки в Украину американского или НАТОвского летального оружия, активность обсуждения этого вопроса друзьями и недругами нашей страны практически не оставляют равнодушных.

Спекуляции на тему поставки в Украину американского или НАТОвского летального оружия, активность обсуждения этого вопроса друзьями и недругами нашей страны практически не оставляют равнодушных. Да, такое оружие нам было очень нужно еще в 2014 году под Иловайском и в 2015 году – под Дебальцево. Оно нам по-прежнему нужно сегодня для возможности эффективно парировать вероятную попытку полномасштабного путинского «блицкрига» в Украине сразу с нескольких известных направлений. Для этого на всем протяжении нашей границы, а также на оккупированных территориях Донбасса и Крыма агрессор держит мощные ударные группировки бронетанковых и механизированных частей.

Прежде всего, нам нужно оборонительное противотанковое вооружение, которое позволит нейтрализовать качественное превосходство новых образцов российской военной техники и вооружения, а также средства ПВО. И нам на третьем году войны начали обещать это оружие. Правда, с оговорками и не сразу. Ведь обещать – еще не значит жениться!

Трудно отделаться от мысли, что на самом деле наши западные партнеры и союзники всерьез намереваются предоставить Украине летальное оружие. И что обещания на этот счет – не часть политической игры более высокого уровня и не просто способ давления на агрессора. Ведь если бы Запад вообще и США в частности, всерьез готовился передать нам такое вооружение, этот вопрос подлежал бы рассмотрению на уровне военных ведомств. Как минимум, следовало организовать предварительную подготовку и обучение личного состава пользованию незнакомыми системами вооружения западного производства, отработать тактические приемы его применения в боевых условиях. А еще успеть доставить оружие на территорию Украины, преодолев массу бюрократических барьеров американского законодательства. Ведь в случае начала потенциальной открытой вооруженной агрессии РФ времени на все это уже не будет, даже если американцы и решатся на передачу.

Как бы то ни было, а ползучая война на Донбассе продолжается и почти ежедневно Украина вынуждена расплачиваться за отсутствие современных вооружений на передовой жизнями и здоровьем своих воинов – противник и видит, и стреляет дальше, имея более современные средства разведки и поражения. А обещанное американцами летальное вооружение пока и не планируется к поставке.

И не потому, что Конгресс «за», а президент Обама – «против» или в НАТО нет консенсуса. По большому счету, Запад не будет договариваться с агрессором за спиной Украины и за ее счет, как нас пугают некоторые политики. Агрессивные действия России в Молдове, Грузии, Украине и Сирии уже привели кремлевский режим к изоляции и сделали токсичным. Хотя с ростом евроскептических настроений внутри ЕС такие попытки исключать нельзя. Тогда почему не дают оружие?

И США, и НАТО трезво оценивают роль и возможности Украины в обеспечении безопасности Европы перед лицом заносчивой Московской орды. Это наглядно показали итоги Варшавского саммита НАТО, принявшего беспрецедентный пакет решений в поддержку Украины. С точки зрения нашей безопасности, важно понимание странами-членами НАТО того обстоятельства, что инвестиции в сильную Украину станут вкладом Альянса в собственную безопасность. И добавочная политическая стоимость, полученная в результате, будет уникальной и незаменимой.

До недавнего времени все выглядело так, словно в ответ на обещания Киева провести реформы американцы обещали предоставить ему летальное оружие. Между тем, реформы идут туго, иногда даже сложно сказать, идут ли вообще или только талантливо имитируются на самом верху. В итоге воюющая третий год крупнейшая европейская страна не торопится реформировать оборонный сектор, не говоря уже о борьбе с коррупцией. Соответственно, как на базаре: нет реформ – нет и обещанного оружия.

Но у сложных проблем нет простого решения. Поэтому и американцы действуют так, как считают возможным, что не всегда совпадает с тем, как хочется нам. И не обязательно на первом месте будут поставки жертве агрессии летального оружия. Кстати, поставки нелетального оружия идут без проблем. И дело не только в президенте Обаме, который захотел прослыть напоследок эдаким миротворцем, не желая ввязываться в конфликты, чреватые возникновением большой войны. Попытаемся разобраться, что же происходит на самом деле. Прежде всего, в качестве кого видят Украину в США: потенциального союзника, государства-партнера или бедного родственника? Пока что мы не вписываемся целиком ни в одну из категорий, но вполне можем претендовать на все три. Да, там ценят важность Украины для противостояния агрессору, понимают, что это большая и важная проблема для нас, но для США, как мировой державы – это только одна из многих важных проблем!

У США еще есть обязательства перед союзниками, непростые отношения с Китаем, открыто претендующим на ряд спорных с соседями островных территорий, а также с одержимой гонкой ядерных вооружений КНДР, открыто заявившей о своем «праве» нанести ракетно-ядерный удар по территории Америки. А еще у американцев интересы на Ближнем Востоке (в Ираке, Сирии, война против ИГИЛ), в Афганистане и, наконец, в Арктике, в свете открытия там больших залежей углеводородного сырья. И почти повсюду стреляют. И рассчитывают на военное вмешательство Америки.

Но дело как раз в том, что в военном отношении США не в состоянии участвовать одновременно даже в двух масштабных военных кампаниях в разных концах планеты, на это не хватит ресурсов. Поэтому Вашингтон старается решать вопросы по возможности за счет союзников, минимизируя или избегая своего прямого участия в текущих конфликтах.

Поэтому основной упор делается на невоенные средства воздействия на Россию. Одним из них является активное вытеснение из Европы российского «Газпрома», российский газ замещается поставками более дешевого сланцевого газа из-за океана. Выхода у РФ нет: или строить новые газопроводы к новым рынкам сбыта (в т.ч. в обход Украины), на что уже нет средств, или снижать цены и менять политику. Тем временем, у США нет такой привязки к газопроводам, их танкеры доставляют сжиженный газ к специальным LNG-терминалам.

А с падением доходов «Газпрома», этого «кошелька Путина», соответственно сокращаются и возможности РФ воевать в Украине. Да и не только там. К тому же воюет она на Донбассе в основном используя тактику «соль на раны» – систематическими провокационными обстрелами украинских позиций и населенных пунктов в сочетании с озвучиванием в Минске очередных совершенно неприемлемых на уровне шантажа пожеланий Кремля в свою пользу. С обещанием соответственно уменьшить или угрозой усилить обстрелы. В общем, высокодуховная цитадель «русского мира», как она есть.

На этом фоне США не могли не пообещать Украине летальное оружие. А заодно и не особенно спешить с его поставкой, скажем, в силу отсутствия признаков подготовки широкомасштабного наступления РФ в Украине. А еще в силу нежелания обострять отношения с Кремлем до Варшавского саммита НАТО и осуществления ряда других мер по противодействию агрессии РФ, о которых предпочитали пока не распространяться. При всем при том вопрос о поставках оружия Украине активно обсуждается, ведь Кремль опасается как раз военного усиления Украины и старается этого не допустить. И будет более сговорчивым на переговорах с американцами, что и требуется Вашингтону.

Судя по поведению Путина на встречах с лидерами стран G20 на последней встрече в Пекине, на этом уровне его особенно никто не боится и не собирается с ним о чем-то договариваться. Более того, Россию там быстро вернули в рамки нормандского формата, откуда Кремль собирался было выйти под шумок им же организованной в Крыму провокации с «украинскими диверсантами». Не случайно же Путин лично озвучил СМИ свою готовность к переговорам с Порошенко в нормандском формате…

Но самое главное – 21 сентября 2016 г Палата представителей Конгресса США единогласно одобрила законопроект H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине». В случае законодательного закрепления поддержки Украины это будет иметь стратегические последствия для всего постсоветского пространства и, в целом, для всего «послепутинского» мироустройства. Не случайно, реакция на принятый законопроект стала предсказуемо неоднозначной. Если проукраинские силы восприняли его в целом положительно, оценивая открывающиеся в случае окончательного принятия закона преимущества, то российские тролли, отрабатывая заданную Кремлем линию поведения, традиционно пытаясь доказать обратное, обвинив Белый Дом во вмешательстве во внутренние дела Украины и агрессии. Но на то они и тролли. А Баба Яга – всегда против…

Важно, что документ содержит положение о запрете признания Соединенными Штатами аннексии Крыма и о предоставлении помощи Украине в виде поставок летального оружия. Но если оценивать документ шире, речь идет не только и не столько о возможных поставках летального оружия. В основном речь идет о применении для решения задачи «мягкой силы» (soft power), перечислены цели, содержание и правовые механизмы помощи с тем, чтобы Украина могла рассчитывать не только на завершение текущего конфликта с РФ, но и исключить возникновение подобных конфликтов в этой части мира на будущее.

Основным содержанием законопроекта является желание американских законодателей утвердить на уровне федерального закона различные подзаконные акты (Executive Orders), принятые в США в ответ на агрессию РФ против Украины и определявшие санкции против РФ и меры в поддержку Украины. В случае попыток РФ обойти действующие санкции они могут быть ужесточены. Ослабление действующих санкций возможно лишь с привязкой к восстановлению Украиной контроля над границей с РФ и возвращению аннексированного Крыма. В свое время подобная тактика, известная как Доктрина Стимсона, была успешно применена США в части непризнания аннексии в 1939 г бывшим СССР, в сговоре с нацистской Германией, трех прибалтийских республик. Как известно, невоенные методы себя оправдали – ввязавшийся в непосильную для себя гонку вооружений СССР надорвался экономически и потерпел поражение. Но курица – не птица, а Россия – далеко не СССР. Можно себе только представить последствия действия нового закона для страны победившего криминалитета, навязчиво помешанной на собственном «величии» и упрямо идущей гибельным путем вслед за канувшим в Лету СССР…

Особое значение имеет прописанное в документе положение об обязательном применении положений Закона о контроле над экспортом вооружений (Arms Export Control Act), предусматривающим механизмы влияния на страны-члены НАТО с целью недопущения передачи ими РФ (пока она «силой оккупирует территории Украины») оборонных изделий и услуг, содержащих технологи и/или компоненты американского происхождения.

Американские законодатели также намерены расширить сферу действий т.н. Закона Магнитского на все территории, которые РФ оккупирует или контролирует (Абхазия, Крым, Южная Осетия и Приднестровье), где физически присутствуют российские военные, а также тех территорий, которые контролируются невоенными средствами.

Что особенно важно, законопроект предполагает взаимодействие на правительственном уровне США и Украины по созданию международного консорциума по управлению частными инвестициями в Украину. Имеется в виду минимизировать и объединить политические риски для потенциальных частных инвесторов. Это можно рассматривать в качестве разновидности или особой формы международной страховки рисков потенциальных инвесторов (под гарантии США) для обеспечения прихода в Украину инвестиционных капиталов мощных международных корпораций, а значит, будет способствовать экономическому возрождению Украины.

В контексте более широкого влияния на пространство вокруг Украины, законопроект H.R. 5094 предлагает обязать госдепартамент США «разработать и внедрить на практике Стратегию реагирования на дезинформацию и пропаганду Кремля, направленные на русскоязычные районы стран, граничащих с Россией». Стратегия должна предусматривать разработку мер в ответ на российскую пропаганду и дезинформацию (по принципу: «сначала было Слово…»), как элементов гибридной войны РФ в Украине, установление партнерских отношений с правительствами стран-партнеров и частным бизнесом для обеспечения телерадиокомпаний, вещающих на районы компактного проживання русскоговорящего населения пограничных с РФ районов, развлекательными программами и новостным контентом. Также надлежит оценить степень влияния РФ на политические партии, финансовые организации, СМИ и т.п., пытающихся склонить общественное мнение в Европе в пользу РФ. К слову, всему этому американцы могут поучиться в Украине.

Кроме Украины, эти положения Стратегии будут иметь огромное значение также для других сопредельных с РФ стран, таких, как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан и других, которые также являются объектами российской пропаганды. Более того, реализация Стратегии должна способствовать созданию надежных механизмов противодействия российской пропаганде в странах Европы и самих США, где РФ пытается влиять на итоги президентских выборов.

Главное, с точки зрения национальной безопасности Украины, в документе закладывается механизм обеспечения последовательности политики США в поддержку нашей страны в ее противостоянии с РФ и невозможности ее изменения в зависимости от того, кто станет следующим американским президентом. Поскольку отменить действие закона в США труднее, чем распоряжение бывшего президента. А что касается передачи летального оружия – она тоже предусмотрена. Но только в крайнем случае.

Владимир ЗАБЛОЦКИЙ,

информационно-консалтинговая компания Defense Express