История с «украинскими диверсантами» в Крыму поразительно напоминает сюжет российской комедии «День выборов», в которой показана работа «гибридных» политтехнологов, благодаря которым абсолютно безнадежный кандидат побеждает на выборах губернатора в российской глубинке. Ради победы кандидата, его штаб весело и нагло лжет, на ходу придумывая дикие объяснения происходящим в ходе компании ЧП. Разница только в том, что нынешний российский трудно назвать смешным, поскольку на этот раз его развязали работники Федеральной Службы Безопасности РФ и президент России Владимир Путин. А в результате его разыгрывания, при всей его комичности, будет поломана жизнь многих людей.
Упоминание фильма в данном контексте уместно, поскольку он пользовался популярностью в среде российских политтехнологов. И не исключено, что создатели истории с нападением диверсантов вольно, или невольно вдохновились этим сюжетом. Факт в том, что Кремль пытается вплетать российский управленческий хаос в канву гибридной войны, объясняя собственные ошибки заговором мировой закулисы и происками врагов.
Откуда есть пошли «крымские диверсанты»
История с украинскими диверсантами является всего лишь очередной серией российского военно-гибридного сериала, которым развлекают граждан РФ, пока экономика страны идет на дно. А жесткое заявление Путина о том, что «Киев переходит к террору» было необходимо ему, чтобы перебить предыдущую антитурецкую информационную волну.
Известие о том, что «пособник ИГИЛ», президент Турции Реджеп Эрдоган, вновь стал лучшим другом России, ошарашило жителей РФ. Антитурецкая истерия в российских СМИ была очень плотная, а фраза «одними помидорами не отделаетесь» была самой мягкой из сказанного про турецкого лидера. Чтобы представить себе ощущения российских обывателей от резкого поворота «линии партии», можно представить жителя СССР, которому после заявления о «вероломном нападении Германии» и нескольких месяцев войны вдруг официально заявляют, что Гитлер уже их союзник и лучший друг.
Своим заявлением Путин отвлек озадаченных соотечественников, заполнив вакантное место врага Украиной готовящей диверсии в Крыму. Собственно говоря, Эрдоганом и войной в Сирии Кремль сбивал недоумение от исчезнувшей, так и не родившись, Новороссии. А также от неудачи в войне на востоке Украины.
Второй целью заявления российского президента стало его нежелание отвечать за «несделанное домашнее задание» по Минским соглашениям. Несколько недель назад количество провокаций и обстрелов со стороны пророссийских боевиков на Донбассе существенно возросло. В зоне АТО опять гибнут мирные жители, и ответственность за это несет Россия. На переговорах “Нормандской четверки” Путину об этом обязательно бы напомнили, поэтому он решил превентивно обвинить в терроризме Украину, хотя ситуация на Донбассе обострилась за несколько недель до происшествия в Крыму.
Про еще одну причину «теракта» российский президент проговорился сам, когда заявил, что диверсиями в Крыму Киев пытается отвлечь внимание украинцев от внутренних проблем. Ситуация на аннексированном Россией полуострове далека от идеальной, полу-провальный курортный сезон подходит к концу, а значит финансовая ситуация будет еще хуже. Самое время напомнить крымчанам, что отсутствие денег является не самой страшной проблемой в жизни, припугнув их терактами.
Кроме того, на носу выборы в Госдуму РФ. Поэтому россиянам нужно напомнить, что ФСБ и другие силовые структуры недаром финансируются намного лучше тех же учителей, которым премьер-министр Дмитрий Медведев предложил выкручиваться без помощи государства.
Подводя итоги, гибридной войной с Украиной Путин решает сразу несколько внешне- и внутриполитических проблем, а также прикрывает свою предыдущую ложь. Поэтому если «украинских террористов» даже не было, их стоило придумать.
«Но был и третий нападавший»
После предыдущего провала с подменой баночек с мочой спортсменов олимпийской сборной России, ФСБ стоило бы реабилитироваться, подготовив идеальную операцию по поимке диверсантов. В таком случае, почему история с разоблачением «украинских разведчиков» выглядит настолько идиотской и шитой белыми нитками?
В фильме «День выборов» есть сцена, когда кандидат в губернаторы давится импортным сухариком и падает с полки, разбивая себе нос накануне важной пресс-конференции. А команде пиарщиков приходится на ходу придумывать историю про диверсантов, которые совершили на него покушение.
В результате появляется история про киллера, «подплывшего к кораблю на надувном матраце». Затем, чтобы объяснить нестыковки в истории, придумываются второй и третий нападавший.
Подобным образом развивается сюжет про «украинских террористов», который и сейчас продолжает дописываться по ходу пьесы. Российские СМИ сообщали, террористы готовили атаку на кортеж оккупационных крымских властей, или представителей федеральной власти. Затем начали говорить про подготовку терактов на Керченской переправе, заводе «Титан» и объектах инфраструктуры. А издание «КомммерсантЪ» написало развернутую статью про «террористов», в которой сообщило, что согласно показаниям задержанных, целью их атак являлся туристический бизнес на полуострове, для чего они должны были организовать серию небольших по мощности взрывов, чтобы вызвать панику среди отдыхающих.
Российские СМИ рассказали, что диверсанты были одеты в камуфляж советского образца, переправились в Крым на надувных лодках, устроили перестрелку со спецназом ФСБ “Вымпел”, убив одного из них. При этом большинство «диверсантов» оказались жителями Крыма, а у некоторых из них были российские паспорта. Зачем крымчанам на надувной лодке плыть через Сиваш, если можно попасть на полуостров на маршрутке под видом туристов или местных жителей, история умалчивает.
Опубликованное ФСБ «оперативное видео» тоже поражает воображение. Во-первых, у одной из групп, убившей в перестрелке российского десантника, и ранившей еще нескольких, найдено много взрывчатки, но из оружия виден только один пистолет. А из вещей – тапочки, фуражка, лекарства и пакетики с красным перцем в фабричной упаковке по 10-15 грамм (украинского производства). Вероятно, чтобы отпугивать собак, убегая от них в тапочках.
Из показаний первой задержанной группы террористов «выяснилось», что взрывчатку для них доставит вторая группа, которая шла по другому маршруту и должна была оставить взрывчатку и вооружение в специально подготовленном схроне. Вторую группу диверсантов «обнаружили, когда она направлялась к берегу Сиваша, рассчитывая по мертвому морю уйти в Украину». При этом диверсанты зачем-то несли на материковую Украину 20 самодельных взрывных устройств, боеприпасы, мины и гранаты, вместо того, чтобы припрятать их на оккупированной территории, для которой эти «подарки» и предназначались. А затем вернуться налегке, без компромата (и в идеале на автобусе).
Также по данным ФСБ, после задержания диверсантов в Крыму удалось раскрыть агентурную сеть ГУР Минобороны Украины. При этом непонятно, почему члены диверсионной группы разгуливали с рюкзаками тротила и такой секретной информацией. К этому стоит добавить дикие заявления о том, что с территории Украины диверсантов прикрывали огнем артиллерии и бронетехники.
Если подбить итог выше перечисленного – готовой непротиворечивой легенды для организации провокации у российских спецслужб не было. Из чего можно сделать вывод, либо о вопиющем непрофессионализме российских спецслужб, либо о том, что история «подгонялась» под реальные события (не исключены и оба варианта).
Загадка Евгения Панова
По данным издания «Интерфакс-Украина», история с «диверсантами» может быть связана с тем, что пьяные российские десантники в Крыму остановили автомобиль с жителем села Суворово Хафизом Мухамадовым и его знакомой. Военные кроме паспортов потребовали у граждан другие документы, которые водитель отказался предоставить. После словесной перепалки по автомобилю открыли огонь, в результате чего женщина получила легкое ранение, а мужчина – 7 пулевых ранений. После этого российские военные сбежали, и на них началась облава.
По данным Lb.ua, инцидент с Мухамадовым произошел в ночь с 7 на 8 августа. А в ночь с 6 на 7 августа российские военные, которые несли службу вблизи КПП Армянск, открыли огонь по своим же пограничникам, которые подплыли к ним по воде на катерах. В результате перестрелки один человек был убит и четверо ранены.
Вероятно, в ФСБ использовали эти (или подобные) реальные истории для запуска нового витка гибридной войны, «добавив» в них украинских диверсантов. Это объясняет их противоречивость и плохую подготовленность.
Главный вопрос сейчас – загадочное появление в Крыму жителя Энергодара, водителя автобуса Запорожской АЭС Евгения Панова, которому назначили роль «сотрудника Главного управления разведки Минобороны Украины».
Брат Панова утверждает, что тот не мог поехать в Крым, поскольку знал, что ему, как бывшему участнику АТО, нельзя на оккупированный полуостров. Национальная полиция открыла уголовное производство по факту похищения украинца. Депутат местного совета Артем Дубков сообщил, что в последний раз видел Панова 5 августа, а на следующий день тот уже не брал трубку. Есть информация, что 6 августа Панов отправился за город на рыбалку, пообещав жене вернуться на следующий день, после чего пропал. А уже 11 августа «суд» в Симферополе арестовал его на два месяца как диверсанта. При этом агентство ТАСС со ссылкой на источники в “правоохранительных органах” Крыма сообщило, что Панов якобы “полностью признал свою вину” во время допроса.
Панов был волонтером и не скрывал своих проукраинских взглядов, поэтому теоретически мог быть специально похищен ФСБ. Добраться от Энергодара до Крыма на автомобиле можно менее чем за 4 часа. В таком случае, во всей истории с «диверсантами», только похищение Панова выглядит заранее подготовленным. Впрочем, нельзя исключать, что украинец поехал рыбачить в Крым, попал в плен случайно (заплыл не туда), или его заманили в ловушку, как в свое время Николая Карпюка. А несколько дней молчания российских официальных лиц про «диверсантов» понадобились спецслужбам РФ, чтобы выбить необходимые показания. В любом случае, всем гражданам Украины, особенно бывшим или действующим военным, активистам, волонтерам, нужно учитывать, что они могут стать жертвами гибридной войны с Россией. И отдыхать подальше от оккупированных территорий…
Александр КОМАРОВСКИЙ, обозреватель издания «Главное», Харьков,
специально для ЦИАКР