Скоро будет уже почти год, как жители крупных городов Украины впервые увидели на своих улицах молодых и приветливых ребят и девушек в новой непривычной форме, а в потоках городского транспорта интенсивно замелькали проблесковые маячки патрульных машин с непривычной надписью «Поліція». Прошло время, эмоции поутихли, а новая патрульная полиция постепенно добирается и до небольших городков типа Борисполя. Новые полицейские уже не вызывают прежнего восторга обывателя, но и сохраняют достаточно высокий уровень доверия в обществе.
В то же время сама реформа всей системы МВД оценивается не так однозначно и имеет достаточно недоброжелателей, постоянно сталкиваясь с огромным сопротивлением старой милицейской машины, которую, в рамках той же реформы, уже переименовали в полицию. Попробуем разобраться – действительно ли в Украине происходит доскональное реформирование старой постсоветской системы правоохранительных органов или власть за ширмой новой патрульной службы хочет сохранить еще один карающий меч в своих руках?
Надо сразу заявить, что реформа системы Министерства внутренних дел, которая в сознании рядового обывателя четко ассоциируется с реформой МИЛИЦИИ, назревала давно и является одной из наиболее затребованной. Доставшийся нам в наследство от совка карательный орган МВД все двадцать с лишним лет украинской независимости только коррумпировался, криминализировался и коммерциализировался, полностью утратив способность именно к «правоохранительной» деятельности. Последнюю точку поставила Революция Достоинства, где вся система МВД себя полностью дискредитировала.
Однако с последующей сразу после революции российской агрессией в Крыму и на Донбассе, с попыткой расшатать ситуацию и в других регионах на востоке и юге Украины вчерашние революционеры, которые оказались во властных кабинетах, были заняты выстраиванием обороны страны в условиях тотального паралича силового блока. Поэтому процесс реформ забуксовал. Только после проведения выборов новой власти и формирования состава законодательных и исполнительных органов начался процесс сложных реформ, целью которых было заявлено искоренение коррупции и беззакония в правоохранительной системе.
Для проведения таких реформ было принято решение использовать успешный опыт зарубежных партнеров. Именно с этой целью Кабинет Министров Украины назначил Эку Згуладзе первым заместителем министра внутренних дел, что сыграло значительную роль в создании и развитии украинской полиции. Згуладзе была заместителем министра внутренних дел Грузии с 2005 по 2012 год во время президентства Михаила Саакашвили и на этой должности активно участвовала в радикальном реформировании грузинских органов внутренних дел. Осенью того же года был представлен концепт будущей реформы Министерства внутренних дел, в которой предусматривалось создание Национальной полиции как центрального органа исполнительной власти.
В течение 2014-2015 годов шла активная работа над законом, который регулировал бы работу полиции. Он был принят парламентом 2 июля и подписан Президентом 4 августа 2015 года. Впоследствии Президент установил 4 августа Днем Национальной полиции Украины. 5 ноября 2015 начальником Национальной полиции Украины была назначена еще одна представительница группы «грузинских реформаторов» – Хатия Деканоидзе.
19 января 2015 года МВД Украины объявило первую реформу в правоохранительных органах – создание патрульной полиции. В последующие шесть месяцев шел подбор новых кадров и их подготовка. В подготовке новых патрульных полицейских активно помогали западные партнеры. США направили своих инструкторов из Калифорнии и Огайо, которые провели практические и теоретические занятия с новыми будущими полицейскими.
Первым городом, в котором начала работать патрульная полиция, стал Киев. 4 июля 2015 г. на Софийской площади в Киеве сотрудники новой полиции приняли присягу на верность Украине. Почти месяц патрульная полиция Киева работала в тестовом режиме и показала хорошие результаты своей работы. На сегодня новые патрульные уже вышли на улицы 25 городов Украины.
Но патрульная полиция – это только часть структуры МВД, хоть и самая публичная. Как признавался в интервью «Зеркалу недели» министр внутренних дел Арсен Аваков, реформа специально началась с создания патрульной службы как более простой в осуществлении и наиболее общественно-резонансный этап. Фактически он нес и определенную PR-составляющую. Нужно сказать, что большой объем по созданию патрульной службы взяли на себя наши западные партнеры – США, Канада, Япония и ряд европейских стран. Кроме экспертной помощи они взвалили на себя большую часть финансовых расходов – даже зарплату новые патрульные полицейские получают из фонда, сформированного из западных грантов.
Вторым большим этапом реформирования старой милиции является качественное изменение правоохранительной деятельности там, куда новая патрульная полиция не доберется. А, как оказывается, в Украине более 24 млн. наших граждан проживает в сельской местности и небольших городках (430 городов, 880 поселков, 28 тыс. сел). Исходя из этого – крайне важным является вопрос о принципах и функциональном построении структуры территориальных органов полиции по обслуживанию небольших городов, районов и сел.
Согласно плану реформы, наиболее важная роль во взаимоотношениях полиции с гражданами отведена территориальным органам полиции на местах. Система местных органов полиции в структуре Главных управлений национальной полиции в регионах будет формироваться по «кустовому» принципу, который предусматривает создание отделов полиции, через которые будет осуществляться управление и организация деятельности отделениями полиции. В то же время ключевыми элементами территориальных органов полиции на местах (отделов, отделений) будут также и полицейские участки, через которые в основном и будет осуществляться непосредственная коммуникация с обществом и населением.
Предложенная функциональная структура деятельности отделений полиции была успешно апробирована в ходе проведения эксперимента в городе Самбор (Львовская обл.) и его районе, который проходил летом 2015 года. Работа нового отделения полиции имела существенную поддержку общины и доказала свою эффективность.
За счет увеличения количества нарядов полиции на улицах городов, где проводился эксперимент, в разы уменьшилось время реагирования на вызовы, уменьшилась нагрузка на следственно-оперативные группы, как следствие, повысилось качество их работы по сбору первичной информации на месте совершения преступления. Также отмечалась поддержка местными общинами введенных преобразований и восстановления уверенности людей в верховенстве закона, которые способствовали росту доверия населения – поэтому количество обращений людей за помощью во время проведенных экспериментов резко возросло. Фактически произошло перераспределение сил полиции – если раньше из 1 тыс. сотрудников 300 работали «в поле», а 700 сидели в кабинетах, то теперь будет на оборот – 700 выйдут «в поле».
Данный этап сейчас проходит начальный этап своего внедрения и, исходя из планов, должен был бы завершиться к концу текущего года. Но для его успешной реализации необходимо провести еще один, наиболее сложный, этап реформирования бывшей милиции – переаттестация сотрудников. Именно он вызывает наибольшее неприятие и сопротивление издыхающего постсовкового милицейского монстра. Доходило даже до милицейских акций протеста. Примечателен тот факт, что одну из новосформированных «общественных» организаций, которые занимаются защитой прав «обиженных милицейских профессионалов», руководит Анатолий Могилев – одиозный министр МВД времен Януковича.
Но старт переаттестации бывших сотрудников милиции все же был дан в конце прошлого года. Коснулся он центрального аппарата, Киевской милиции и милиции Киевской области, которые хоть и поменяли название на полицию, но суть свою менять особо не собираются. Начиналось все достаточно оптимистично – были сформированы конкурсные комиссии, куда привлекались как профессиональные юристы, кадровики, представители МВД так и общественные активисты. Переаттестация состояла из тестирования и дальнейшего собеседования.
Из приблизительно 13 тысяч сотрудников, которых охватила эта стадия, было отсеяно до 40%, а из руководящего состава даже до 75%. При этом треть даже не прошла тестирование на знание своих функциональных обязанностей. В ходе дальнейших собеседований доходило до таких откровений со стороны проверяемых, что у членов комиссий волосы на голове становились дыбом.
Вроде все шло хорошо, переаттестация должна была плавно передвигаться в другие регионы Украины – на Волынь, а потом и дальше по всей стране, но… Неожиданно в судах оказался вал исков от отсеянных «міліціянтів», которые наши неподкупные судьи начали пачками удовлетворять и восстанавливать вчерашних неудачников на своих должностях. Фактически ход переаттестации на сегодня парализован, а на лицах руководства МВД и Национальной полиции застыло состояние полной растерянности.
Конечно, можно винить наши суды – эти столпы правовой коррупции в нашей стране, реформирование которых нам только предстоит, и эта битва будет похлеще многих других. НО! Еще год назад ряд экспертов предупреждали, что так и будет, а представители «милицейских профсоюзов» радостно потирали руки еще перед началом переаттестации.
Оказывается в самом Законе «Про Национальную полицию» заложен механизм отмены результатов переаттестации, что довольно-таки характерно для всего украинского законодательства. В заключительных положениях Закона установлены сроки возможного проведения полной переаттестации сотрудников бывшей милиции: с 7 августа по 7 ноября 2015 года. Но за это время – до 7 ноября 2015 года – конкурсы на должности не проводились, а подавляющее большинство работников милиции автоматически были назначены на должности полицейских.
Только 17 ноября 2015 года МВД приняло Инструкцию о порядке аттестации полицейских, которая является сейчас основной для переаттестации бывших милиционеров. А после 7 ноября 2015 года автоматическая переаттестация сотрудников теперь уже полиции невозможна и может проходить только в определенных случаях: при назначении на высшую должность, при перемещении на нижестоящую должность по служебному несоответствию, при увольнении со службы по служебному несоответствию.
Поэтому административные суды массово устанавливают отсутствие законных оснований для проведения переаттестации полицейских, защищая таким образом права тех, кто не проходит эту процедуру и подлежит увольнению из рядов полиции. Наличие соответствующей инструкции также не спасает ситуацию, потому что суды обоснованно считают ее таковой, что не соответствует закону.
Но ситуация – не безнадежна и может быть легко исправлена. Для этого нужно лишь внести точечные изменения в переходные положения закона, которыми нынешнюю процедуру переаттестации ввести в правовые рамки. Тут уже слово за парламентом и Президентом, ведь многие склонны винить именно их в создании такой правовой коллизии, которая может похоронить самую ожидаемую реформу Украины…
Игорь ЛЕВЧЕНКО,
член Экспертного совета Центра исследований армии, конверсии и разоружения