Политика сама по себе остается в Украине целью, а политический процесс приобрел признаки деструктивного характера, и отодвинул на второй план решение ключевых задач безопасности. Такое мнение 13 апреля высказал директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентин Бадрак.
Затяжной дележ портфелей для создаваемого нового правительства на фоне отсутствия признаков окончания кризиса внутри власти существенно увеличивает риски в связи с возможностями активизации действий внешнего врага Украины – Российской Федерации.
В настоящее время под активизацией действий внешнего врага мы имеем в виду в первую очередь внедрение в украинскую власть лояльных к Кремлю политиков, ослабление давления на Кремль со стороны все более разочаровывающихся в украинской власти лидеров западных государств, обострение противоречий внутри страны. Есть целый ряд негативных признаков, которые сигналят об ухудшении ситуации вокруг Украины в связи с неадекватными действиями украинской власти: решение руководства НАТО впервые за два года провести совет НАТО-Россия (20 апреля) при существенном изменении риторики в отношении действий России, небывалая активность российско-террористической группировки в Донбассе, а также небольшой, но устойчивый рост цен на нефть…
И такие косвенные признаки, как, например, ощутимый рост количества преступлений в Украине на фоне дальнейшего обнищания населения, свидетельствует о крайней неэффективности власти, причем разрыв между украинской властью и гражданским обществом неуклонно растет. Все это открывает российскому президенту Путину новые возможности воздействия на Украину, включая наиболее опасную в данное время информационную войну, нацеленную на изменение отношения к агрессии путинской России и современной политике Кремля в Европе и в самой Украине.
Есть основания считать, что ситуация в области темпов и качества оборонного реформирования не отвечает уровню угроз. Хотя появились признаки появления в новом правительстве профильного первого вице-премьер-министра, скорее всего, команда президента П.Порошенко и в дальнейшем будет ориентироваться на ручное управление сектором безопасности.
В то же время, среди задач первостепенной важности должны присутствовать необходимость обеспечения выполнения уже утвержденных в рамках гособоронзаказа стратегических проектов. В любом случае военно-политическое руководство страны обязано определиться с внешним обликом будущих ВСУ, чего в течение двух лет войны так и не было сделано. Необходимо в экстренном порядке доработать и утвердить Госпрограмму развития Вооруженных сил и Госпрограмму развития оборонной промышленности, четко обозначив курс на создание к 2020-2022 годам профессиональной армии.
Что касается идеологии перевооружения украинской армии, ВСУ должны к 2020-2022 годам получить возможность ведения эффективной бесконтактной войны. Заявления секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Тучинова о том, что «Украина должна стать частью системы противовоздушной и противоракетной обороны в Европе» и «восстановить ракетный щит» справедливы, но не могут быть реализованы при отсутствии вертикали управления оборонной промышленности и системы контроля над выполнением проектов гособоронзаказа с учетом персональной ответственности конструкторов и директоров предприятий. В том числе, новое правительство должно упразднить недееспособную надстройку в виде «Укроборонпрома» и создать в структуре исполнительной власти орган управления и координации оборонной промышленностью, замыкающийся в своей вертикали на первого вице-премьер-министра.
В Украине вследствие деструктивного политического процесса за два года войны не только не утверждены ключевые (вышеупомянутые) программы, но и не приняты важнейшие законопроекты, направленные на усиление обороноспособности страны. В частности, к таким можно отнести проекты законов о территориальной обороне, о производстве вооружений и военной техники, военно-технического сотрудничестве, об офсетных сделках, о государственно-частном партнерстве и ряд других.
Следует ликвидировать запретительную систему в экспорте, заменив ее уведомительной, а наряду с правом «Укрспецэкспорта» осуществлять маркетинг и заключать сделки признать право самих предприятий вести внешнеэкономическую деятельность.
Эти законы позволят изменить отношение в Украине к потенциалу частных оборонных предприятий, отношение западных оборонных компаний к инвестициям в Украину в рамках военно-технического сотрудничества, ликвидировать неконкурентную и абсолютно непрозрачную среду для предприятий оборонного сектора.
(фото – «Укринформ»)
Валентин БАДРАК,
директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР)