Виктор Кардаш, 32-летний морской пехотинец родом с Николаевщины, всегда был человеком активным и целеустремлённым. Работал, занимался школьными хореографическими постановками, заботился о детях в интернате… После начала российской агрессии Виктор сам пришёл в военкомат и отправился добровольцем в зону АТО (как в нашей современной истории обозначена война России против Украины). Позже он рассказывал: «Тем, кто действительно боится или не хочет воевать, предоставлялась возможность спокойно дослужить в части. На фронт отправляли только добровольцев. И я сам решил помочь ребятам».
После обучения на полигоне Широкий Лан, Виктор попал в гранатомётный взвод морской пехоты, в составе которого, периодически меняя позиции и район дислокации, с лета принимал участие в боевых действиях. Благодаря врождённым качествам, навыкам, полученным в «учебке», и обыкновенной военной удаче (которая, возможно, следствие подготовки и настроя) Виктор благополучно прошёл через горнило войны, вернувшись с фронта целым и невредимым. Несчастье, как это часто бывает, случилось в мирном и спокойном тылу.
В начале осени часть Кардаша перебросили в Урзуф Донецкой области. Именно там, на учениях, Виктор, переживший без единой царапины десятки вражеских обстрелов, получил тяжёлое ранение. Во время стрельбы заклинило трос гранатомета АГС-17М, и рядом с Виктором разорвались четыре снаряда ВОГ.
«Возможно, снаряды были без таймера, – позже вспоминал Кардаш. – Обычно, даже если такими стреляли, было время, чтобы отбежать подальше. А тогда, на полигоне, они не успевали вылететь и взрывались сразу, в двух метрах от меня».
Раненому бойцу оказали первую помощь и доставили в госпиталь в Мариуполь. Оттуда перевезли в Днепропетровск, затем – в Киев. Но везде врачи оказались бессильны – важный сосуд получил слишком серьёзные повреждения. В Киеве Кардашу сообщили, что интоксикация уже поразила почки, и нужно немедленно принимать решение: либо скорая смерть, либо ампутация левой ноги выше колена.
Виктор выбрал жизнь.
За семь дней парень пережил пять операций. И это ещё не всё: в брюшной полости находится осколок размером 3х1,5 см, который только предстоит извлечь. К счастью, жизненно важные органы он не задел.
«Конечно, было страшно. Через два дня посмотрел под одеяло: ноги нет. Я её чувствую, хотя её нет…», – позже рассказывал Виктор о первых, самых тяжёлых днях после операции. После таких тяжёлых травм люди часто замыкаются в себе, погружаются в уныние и депрессию, тяжело переживая невозможность (зачастую, лишь на первый взгляд) возвращения к привычному образу жизни. В расколотую надвое жизнь врывается вой тупика.
Однако с Виктором всё получилось иначе. Об удивительном характере этого бойца многое говорит случай, о котором с улыбкой вспоминал оперировавший его в Киеве хирург: уже в первый день после операции Виктор рвался встать с постели, а потом на коляске самостоятельно поехал на улицу дышать свежим воздухом. С этого дня Виктор изо всех сил старался не лежать в кровати – ходил, делал всё без помощи посторонних. Он потерял много крови, сильно похудел: с ростом 180 см весил тогда лишь 64 кг. Но при этом не унывал: благодаря своему оптимизму, жизнелюбию и воле к восстановлению Виктор за время пребывания в госпитале стал любимцем и посетителей, и медперсонала, и волонтёров. После службы в зоне АТО боец может многое рассказать о нехватке лекарств на фронте, и сегодня старается помочь сослуживцам всем необходимым.
Виктор Кардаш с особой гордостью вспоминает о своём домашнем питомце – таксе по кличке Сосиска. В минуты, когда трудности становятся невыносимыми, он вспоминает о своём маленьком любимце и, стиснув зубы, преодолевает любые преграды. Другой стимул – мысли о родителях. Мама-пенсионер и отец-инвалид нуждаются в помощи, и сын прилагает максимум усилий, чтобы как можно скорее вернуться к полноценной жизни. За умение преодолевать любые передряги Виктор благодарит свою бабушку, которая, как говорит сам боец, очень многому его научила.
Впереди Виктора ждёт протезирование. Но даже при выборе протеза основной критерий для Виктора – способность устройства выдержать все нагрузки, которые предполагает активный, энергичный образ жизни. Уже сегодня, после всех травм и боли, которые пришлось пережить, Виктор Кардаш ведёт активную жизнь – ходит на футбольные матчи, выставки, посещает благотворительные аукционы. В будущем он не намерен «сбавлять темп» и будет продолжать обучение в высшем учебном заведении.
Благодаря активной, деятельной жизненной позиции, отличавшей Виктора ещё до травмы, он может рассчитывать на полноценное восстановление уже в самом скором будущем. Активная жизненная позиция и создание для себя множества микроцелей часто становится цепью развития возможностей и точкой отсчета для создания крупной идеи, может быть, даже миссии.
Тем воинам, которые находятся в начале пройденного Виктором нелёгкого пути, он советует всегда помнить о тех, кто любит и ждёт их дома. А лучшим напутствием могут послужить слова, сказанные бойцом сразу после операции: «Главное, что я остался в живых. И всё у меня будет хорошо».