О встрече Керри и Путина
Украина – лишь один сегмент американо-российских отношений и, даже если сегодня существует явный политический и стратегический конфликт между США и РФ из-за Украины, то у сторон есть много других вопросов, по которым они сохраняют коммуникацию. И эта коммуникация будет вестись постоянно. То есть полного прекращения американо-российских отношений не будет, даже если США будут критиковать Россию за войну на Донбассе и аннексию Крыма.
Поэтому переоценивать эту встречу не нужно. Следовательно, говорить о каких-либо ее позитивных или негативных результатах тоже не приходится. Также на этой встрече не случилось ничего, что могло бы серьезно повлиять на ситуацию в Украине.
Кроме того, нет смысла обсуждать возможности разработки нового соглашения типа «Минск-3», т.к. нужно концентрироваться на имплементации «Минска-2», несмотря на его недостатки. Более того, рассмотрение таких возможностей опасно само по себе, т.к. тогда мы позволяем России нарушить «Минск-2», как это случилось с первым соглашением. Российская сторона не соблюдает это соглашение: российские войска все еще в Украине, они все еще поддерживают сепаратистов, не восстановлен украинский контроль над украино-российской границей.
О влиянии снятия санкций с Ирана на отношения с Россией
Потенциальная нормализация отношений Запада с Ираном, безусловно, ослабит российские стратегические позиции по отношению к Западу. Во-первых, если Иран вернется на мировой энергетический рынок, это будет способствовать сохранению цен на газ и нефть на низком уровне. Во-вторых, и это самое главное – РФ потеряет потенциал шантажирования Запада более тесным сотрудничеством с Ираном, включая путем продажи Ирану военной техники и ядерных технологий.
О перспективе санкций против России
Т.к. нет прогресса в ситуации в Восточной Украине, и Россия не выполнила свои обязательства, нынешние санкции будут сохранены. Если произойдет эскалация на востоке Украины, будут введены более сильные санкции. Они сейчас обсуждаются в кругу европейских и американских лидеров.
О военных провокациях РФ в воздушном пространстве и территориальных водах европейских государств
Своими провокациями Россия хочет продемонстрировать Западу свою силу, а также оказать политическое и психологическое давление на страны-члены НАТО. Кроме того, РФ хочет проверить время реакции вооруженных сил стран членов НАТО, уровень их готовности и операционные способности.
О дисбалансе в расходах на оборону в странах НАТО
Следует отметить, что вопрос дисбаланса в расходах на оборону среди стран-членов НАТО не является проблемой сегодняшнего дня. Она существует в НАТО уже на протяжении двух последних десятилетий. И главное в ней не дисбаланс в военных расходах среди европейских членов НАТО, а дисбаланс в расходах между США и Европой. Все оборонные бюджеты европейских стран вместе взятые являются меньшими, чем оборонный бюджет США. Их соотношение составляет порядка 75% на 25% в пользу США. После Холодной войны европейцы жили в ложном ощущении безопасности, и они значительно снизили свои военные потенциалы.
После российской агрессии против Украины большинство Центрально-европейских и балтийских стран увеличили свои военные бюджеты и начали программы модернизации своих вооруженных сил. Их восприятие российской угрозы отличается от восприятия некоторых Южно-европейских стран, которые не рассматривают Россию как неизбежную угрозу. Это тоже является дополнительной причиной существования дисбаланса в военных расходах среди стран НАТО.
Несмотря на дисбаланс, на сегодня НАТО все равно сильнее России по любому виду обычных вооружений. Поэтому Россия, скорее всего, будет прибегать к неконвенционным методам дестабилизации НАТО, например, через дестабилизацию ее отдельных членов, таких как балтийские страны.
Роберт ОНДРЕЙЧАК,
Директор Центра европейских и североатлантических дел (Словакия)