Коментарі експертів

Войцех ЯКОБИК: «В НАИБОЛЕЕ ПРОИГРЫШНОМ СОСТОЯНИИ ИЗ-ЗА ВОЙНЫ НА ДОНБАССЕ НАХОДИТСЯ ГАЗПРОМ»

Из-за политики государственного руководства России, которую оно сегодня ведет по отношению к Украине, Газпром очень сильно теряет как во влиянии, так и в финансах. Доходы российского газового монополиста в 2014 г. упали на 70% и составили 189 млрд рублей ($ 3,3 млрд.). Причин такому состоянию есть несколько, в частности:

 

Из-за политики государственного руководства России, которую оно сегодня ведет по отношению к Украине, Газпром очень сильно теряет как во влиянии, так и в финансах. Доходы российского газового монополиста в 2014 г. упали на 70% и составили 189 млрд рублей ($ 3,3 млрд.).

Причин такому состоянию есть несколько, в частности:

1. Увеличение расходов на проекты в обход Украины

Учитывая принципиальную позицию ЕС по проекту газопровода “Южный поток”, российский Газпром был вынужден заплатить своим европейским партнерам 56,12 млрд. рублей (около $1 млрд.) за участие в нем. В частности, итальянская ENI, за 20% долю в проекте получила 22,4 млрд. рублей, французская EDF и германская Wintershall с 15% долями получили по16,8 млрд. рублей каждая.

В то же время, следует отметить, что если при строительстве “Южного потока” часть расходов брали на себя европейские партнеры, то “Турецкий поток”, который в соответствии с планами российской стороны должен стать его альтернативой, Газпром будет вынужден строить самостоятельно. При этом турецкая сторона заявила, что примет участие в проекте только тогда, когда он будет практически завершенным.

Учитывая вышесказанное, становится очевидным, что если бы Газпром поддерживал хорошие отношения с Европейской комиссией, то часть расходов на строительство нового газопровода могла бы быть распределена между европейскими партнерами. А если бы Газпром сохранил бы свое влияние на украинский энергетический сектор, то его вообще бы не пришлось строить, а использовался бы транзит через Украину исключительно его условиях.

2. Попытки ЕС пересмотреть статус Газпрома как монополиста в Европе

Из-за сложной ситуации в Украине, Европейская Комиссия приняла решение разморозить антимонопольное расследование в отношении Газпрома замороженное в апреле 2014 г., после аннексии Крыма и в течение ближайших недель в ЕС должны обнародовать его результаты.

Данное расследование, в частности, касается злоупотребления Газпромом статусом монополиста по отношению к клиентам в Центральной и Восточной Европе. Одним из вопросов, которые будут рассматриваться Европейской Комиссией является прямая зависимость предложенных им цен от политики и спорных положений в газовых контрактах таких, как, например, запрет на реэкспорт газа, которая делает невозможным осуществление реверсных поставок в Украину. Кроме того, там, где транзит контролирует Газпром, как в случае со словацкой Eustream, запрет на реэкспорт обязывает также и исключения из третьего энергетического пакета ЕС.

Попыткой решить указанные проблемы в отношениях с Газпромом, стала инициатива Польши о включении Европейской Комиссии в переговоры относительно газовых контрактов. Так, лидеры ЕС договорились, что “все газовые контракты – между правительствами и компаниями – должны соблюдать законодательство ЕС и быть прозрачными. Иными словами, Европейская Комиссия будет иметь возможность проверять газовые контракты экс анте, или до их реализации.

Таким образом, через агрессию РФ в Украине, Газпром начинает терять позиции монополиста на европейском энергетическом рынке.

3. Потеря рынка и влияния в Украине

Учитывая уменьшение потребления Украиной российского газа, чем, в частности, способствовала теплая зима, снижение спроса в результате деятельности государства и боевых действий на востоке страны, Россия и, прежде всего, Газпром, теряют украинский газовый рынок в пользу других поставщиков.

В то же время, в результате военного противостояния на Донбассе и аннексии Крыма, сегодня происходит ускоренная интеграция Украины и Запада в политически-правовом уровне. Так, несмотря на спор олигархов, в Украине была создана рабочая группа по реализации третьего энергетического пакета ЕС. Учитывая то, что данную реформу контролирует Секретариат Энергетического сообщества, влияние неофициальных представителей олигархов в Верховной Раде на ход ее проведения достаточно ограниченным. При этом Секретариат Энергетического сообщества осознает сложность отношений в энергетическом секторе страны и поэтому позволяет включения отдельных олигархов в новую систему. Хотя они и не имеют существенного влияния на нее, однако их пожелания учитываются, что, в свою очередь, стабилизирует процесс реформы. Без них такая реформа была бы невозможна. Так, например, компании Д.Фирташа управляют региональными трубопроводными сетями, кроме того, он имеет своих людей в Нафтогазе. В свою очередь, давление на И.Коломойского могло бы дестабилизировать ситуацию в Украине. Учитывая это, украинское государственное руководство с одной стороны является лояльным к олигархам, а с другой – дает им понять, что старые времена подошли к концу. Учитывая это, следует отметить, что Россия медленно теряет рычаги влияния на Украину, в частности такие, как украинская олигархия.

Таким образом, на сегодня Газпром вынужден быть защитником украинских интересов в Кремле, поскольку потеря Украины для него в условиях обесценивания нефти, диверсификации источников и снижение спроса на газ в Европе, означает практическое прекращение существования. Важными также являются и санкции, которые перекрыли российским банкам, а также Газпрому, доступ к западному капиталу. В результате, Газпром не может продолжать проекты по диверсификации поставок газа, которые бы позволили ему уменьшить свою зависимость от европейских потребителей. А в Европе, его доходы становятся все меньше. Единственным спасением для него является сохранение украинского рынка.

Такой ситуацией должны немедленно воспользоваться ЕС, страны Энергетического союза, и прежде всего, Украина. Однако для этого они должны действовать, в частности:

• Европейская комиссия должна использовать результаты расследования в качестве основы для принятия антимонопольного законодательства, в частности, что касается просмотра ею газовых контрактов экс анте.

• ЕС должен инициировать пересмотр или отмену существующих газовых контрактов, которые не соответствуют его законодательству.

• Необходимо разблокировать, в соответствии с принципом свободного движения товаров в ЕС, все реверсы газа, заблокированы режимом запрета реэкспорта.

• Страны ЕС во главе с Польшей должны расширить газовое сообщение с Украиной с целью дальнейшей интеграции ее ГТС в европейскую. В интересах ее стабилизации, правила и капитал ЕС должны распространяться также на ГТС и систему газохранилищ Украины. При этом пункты приема транзитного газа должны быть перемещены с западной на восточную границу Украины, а сам транзит должен контролироваться измерительными станциями. Это позволит относительно спокойно ожидать результаты арбитража в Стокгольме, который в конце 2016 г. должен на долгосрочную перспективу решить спор Нафтогаз-Газпром и обеспечить безопасность поставок газа в Европу. Это будет лучшим решением, чем безрезультатные попытки достичь компромисса в переговорах с Россией.

• Украина должна продолжать сложные и непопулярные реформы, направленные на укрепление прозрачности политико-деловой системы и ограничение влияния олигархии. В данном контексте можно отметить, что украинское общество сможет выдержать бремя этих реформ, при условии, если получит взамен ожидаемые ощутимые результаты.

Поэтому, если Европа, вместо того, чтобы абстрагироваться от событий в Украине и ждать их развитие, в дальнейшем хочет инвестировать в Украину и Восточную политику в целом, у нее нет другого выхода.

Войцех ЯКОБИК,

главный редактор информационно-аналитического портала BiznesaAlert (Польша)