Заяви ЦДАКР

ЦИАКР ИНИЦИИРОВАЛ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В ходе заседания неправительственного Экспертного совета по вопросам национальной безопасности (16 января 2014 года) Центр исследования армии, конверсии и разоружения инициировал проведение реформы оборонной промышленности.

В ходе заседания неправительственного Экспертного совета по вопросам национальной безопасности (16 января 2014 года) Центр исследования армии, конверсии и разоружения инициировал проведение реформы оборонной промышленности.

Идею поддержало большинство участников экспертного совещания, среди которых были директора крупных оборонных предприятий и экспертных организаций, а также три народных депутата Верховной Рады Украины. В ходе заседания участники договорились совместно продвигать идею реформы оборонной промышленности страны, усилить присутствие в ОПК частных предприятий (развивать государственно-частное партнерство), существенно усовершенствовать законодательное поле в данной сфере. Кроме того, участники пришли к выводу о необходимости формировать национальное оборонно-промышленное лобби. Идеи были горячо поддержаны присутствующими народными депутатами Верховной Рады Украины.

Экспертный совет по вопросам национальной безопасности намерен обратить внимание Кабинета министров Украины на необходимость скорейшего создания Межведомственной комиссии по ОПК при Кабинете министров Украины (эта позиция имеется в Коалиционном соглашении).

В ходе заседания активно обсуждались следующие позиции.

Во-первых, Украина анонсировала реформы, а без трансформации системы управления ОПК и построения эффективной системы ВТС сотрудничество с Западом в сфере критических технологий и организации совместных производств невозможно.

Реальная реформа оборонной промышленности позволит формировать и выполнять реалистичный ГОЗ, усилить оборонный потенциал Украины, включительно за счет военно-технического сотрудничества с компаниями НАТО и ЕС.

Во-вторых, создание национального оборонно-промышленного лобби и основательный общественный и парламентский контроль над формированием и выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и военно-техническим сотрудничеством (ВТС) Украины с иностранными государствами откроет возможности усиления оборонного потенциала Украины, прекратит коррупцию и системные ошибки в этой сфере.

В-третьих, на сегодня ОПК Украины способен обеспечить не более 30% потребностей обороны, а за ее счет реформы и развития ВТС с Западом можно расширить эти возможности до 60 – 70% (за счет получения технологий, реализации ряда совместных проектов, приобретения лицензий), он имеет реальное важное оборонное значение.

НАТО и отдельные западные оборонные компании (ЗОК) сегодня активно изучают возможности расширения ВТС с Украиной, выхода на украинский рынок, вопрос передачи технологий (уровень доверия к украинской власти) и замещения поставок комплектующих и узлов, которые Украина получала от России. То есть, идеи актуальны и для Украины, и для партнеров на Западе.

К сожалению, ЦИАКР вынужден констатировать, что Правительство страны пока еще не уделяет должного внимания этому направлению и не формирует ГОЗ с максимальным включением ВТС. Потому есть необходимость стимулировать власть к новым важным решениям в этой области.

В настоящее время имеется острая необходимость срочных реформ в ОПК Украины еще и потому, что комплекс был «заточен» на сотрудничество с РФ. Как следствие, практически не умеет играть по правилам ЕС и НАТО.

Участники заседания поддержали идею формирования оборонно-промышленного лобби в Украине, что, в свою очередь, становится предпосылкой создания реального оружия сдерживания внешней агрессии. А также идею создания реальных условий для усиления частного сектора в ОПК. Участники экспертного форума отстаивают идеологию сохранения и развития экспортного потенциала государства, в том числе, за счет западных технологий.

В основе формируемой концепции указано следующее: а) построение жесткой межведомственной вертикали управления ОПК с вице-премьер-министром Украины на вершине пирамиды (центральный орган исполнительной власти со специальным статусом); б) ограничение при этом роли государства следующими функциями: формированием и реализацией военно-технической политики, распределением ГОЗ (не менее, чем на 2 года) и выдачей лицензий на ВТС (совместные проекты, лицензированное производство, закупка технологий); в) закупка ВВТ напрямую заказчиками (МОУ, ГПСУ, НГУ, МВД, СБУ), а не через спецэкспортеров; г) скорейшее принятие ряда важнейших законов: о производстве ВВТ, о ВТС, об офсетных сделках и т.д.