Публікації експертів

НАТО стало проукраинским

Итоги уэльского саммита свидетельствуют о том, что Киев получил огромный кредит доверия, казалось бы, совершенно исчерпанный за минувшее десятилетие.

Тотальный пессимизм и недоверие к “минскому перемирию” затмили своей тенью саммит НАТО. Все обсуждения этого события свелись чуть ли не к тому, что “нас кинули, в НАТО не приняли, войск не прислали, не дали высокоточное оружие, а ваши Iveco нам не очень-то и нужны”. Между тем саммит получился действительно украинский. А еще Североатлантический альянс вернул, казалось бы, безнадежно утраченный смысл своего существования и обрел былую уверенность.
Ведь создавался этот блок с конкретной целью – для коллективной обороны и защиты стран-членов от угрозы со стороны советской империи. Так что 4-5 сентября в Уэльсе состоялась, можно сказать, его “реанимация”. Россия, аннексировав Крым и продолжая агрессию в Донбассе, стала той угрозой, которая впервые за почти четверть века оправдывает смысл существования НАТО. В результате на саммите приняли целый ряд практических решений, призванных восстановить оборонные возможности альянса и создать конкретные силы, способные остановить Россию. Например, будет реализован План действий для готовности (Readiness Action Plan), который, кроме всего прочего, предусматривает размещение семитысячной группировки сил “чрезвычайно высокой готовности” (Very High Readiness Joint Task Force) и дополнительной военной инфраструктуры в странах Восточной Европы. Кроме того, для обеспечения функционирования передовых сил в НАТО решили создать органы управления (штабы) и разместить их на территории восточных союзников. Готовность принять эту инфраструктуру уже выразили государства Балтии, Польша и Румыния.

От стран НАТО теперь будет требоваться неукоснительное соблюдение общего правила – тратить на оборону не менее 2% ВВП и из этой суммы – не менее 20% на закупку новых вооружений. Несомненно, выполнение данных требований не только повысит боеготовность войск членов альянса, но и поможет их оборонной промышленности, которая уже несколько лет страдает от дефицита внутренних заказов.

Явно реагируя на “гибридную войну” России против Украины, НАТО решило создать специальный Центр стратегических коммуникаций (Strategic Com-munications Centre of Excellence) в Латвии. Главной его задачей станет формирование стратегических связей между странами НАТО, разработка сценариев учений для отработки противодействия “гибридным угрозам”, усиление координации между НАТО и другими организациями, отработка процедур принятия решений при отражении “гибридных угроз”. Символичным является размещение этого “антигибридного” центра именно в Латвии, стране, которая потенциально может стать следующей жертвой российской агрессии. Ведь там около половины населения – русские. И нельзя исключать, что в один прекрасный момент на улицах Риги вдруг могут появиться “зеленые человечки” и “мирные ополченцы” с “Градами” и Т-72. 
Что касается украинского вопроса, то это был, пожалуй, первый саммит НАТО, на котором уделялось столько внимания, времени и усилий одной стране, которая, к тому же, не является членом альянса. Главный результат работы саммита: НАТО четко заявило, что Россия совершает “незаконную военную интервенцию против Украины”. И даже если президенту Чехии Милошу Земану до сих пор кажется, что в Украине идет гражданская война, то решение саммита НАТО должно положить конец всем сомнениям на этот счет.

Как говорится в заключительной декларации саммита, “это нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины является серьезным нарушением международного права и главным вызовом евроатлантической безопасности”. Жестко и откровенно. Думается, что еще несколько недель назад никто не мог бы себе представить такой конкретики от документа, опубликованного НАТО. До сих пор чиновники альянса славились своим умением дипломатично обходить проблемные вопросы, особенно в отношениях с Россией.

А вот еще один месседж для Москвы: “Мы не признавали и не признаем незаконную аннексию Крыма. Мы требуем, чтобы Россия соблюдала нормы международного права и свои международные обязательства и обязанности; прекратила незаконную оккупацию Крыма; воздерживалась от агрессивных действий против Украины; вывела свои войска; остановила поток оружия, оборудования, людей и финансов через границу для сепаратистов; остановила разжигание напряженности на границе с Украиной”. После таких слов по идее должны исчезнуть последние надежды Путина и его команды на то, что им удастся уговорить Запад согласиться с оккупацией Крыма и агрессией в Донбассе. Никаких шансов.

Это что касается военно-политических результатов для Украины. В военно-технической сфере также состоялся прорыв. До сих пор НАТО очень осторожно относилось к возможности трансферта вооружений, военной техники и технологий в страны бывшего СССР. В Уэльсе лидеры государств альянса решили оказать всяческую военно-техническую помощь Киеву. И хотя подробности пока не публиковались (и вряд ли будут широко афишироваться), Президент Украины уже заявил, что НАТО будет поставлять нашей стране различное, в том числе высокоточное оружие. А судя по тому, что Италия сразу сообщила о поставке украинской армии 90 многоцелевых бронированных автомобилей IVECO LMV (которые являются одними из лучших машин в мире в своем классе и сейчас очень пригодятся нашим военным), стало ясно, что переговоры о передаче Киеву вооружений идут полным ходом.

Оружие будет поставляться не НАТО как организацией, а каждой страной-членом отдельно – такова специфика функционирования альянса. НАТО не занимается приобретением или продажей оружия, этот вопрос целиком находится в ответственности национальных правительств. В случае с Украиной будет реализован “гибридный вариант”. Кроме двусторонних договоренностей, создаются четыре трастовых фонда (в сферах логистики, управления войсками, кибербезопасности и помощи личному составу), которые станут наполняться финансами членами НАТО, а затем эти трастовые фонды должны централизованно приобретать необходимую технику и услуги для Украины. Интересно, что в общих чертах это напоминает схему работы международных гуманитарных агентств. Очень важный момент: судя по итогам саммита, Киев вновь получил мощный кредит доверия, казалось, совершенно исчерпанный за минувшее десятилетие.

И напоследок по поводу того, что “нас кинули”. Украина за 23 года независимости так и не смогла выработать национальное видение безопасности и обороны. Попытки обмануть действительность, объявляя себя то “многовекторной”, то “внеблоковой” страной, которая выступает за мир во всем мире, привели к полному уничтожению системы обороны нашего государства. Россия этим воспользовалась, улучив для “братского” удара момент максимальной уязвимости. Теперь мы хотим, чтобы НАТО выслало нам своих солдат, предоставило свое оружие и научило наших генералов принимать правильные решения. Но заслуживаем ли мы такого отношения к себе? Вряд ли. НАТО – это оборонный блок для защиты своих членов, но никак не международный полицейский и тем более не супермен.

На протяжении 23 лет и общество, и власть Украины отказывались от членства в данном блоке, боясь ответственности, говоря о желании сохранить “братские отношения” с Россией и рассказывая сказки “о крахе оборонной промышленности под давлением НАТО”. Это было наше решение. Во всяком случае, большинство украинских граждан всегда выступали против вступления в НАТО, а поддерживали данную идею максимум 20%. И теперь нам самим дорого приходится оплачивать осознание ответственности за безопасность и оборону своей страны. Если такое понимание появится, НАТО нам поможет. А если мы к тому же наконец отбросим иллюзии и заявим о желании вступить в альянс – за нас вступятся все страны блока. И вряд ли тогда кому-то в Москве захочется иметь дело с Украиной. Но это пока мечты. Впереди – борьба и много работы.

Альянс вспомнил основной принцип

Весь период холодной войны принцип НАТО – один за всех и все за одного – оставался главной гарантией для стран Запада, что СССР не посмеет пустить свои танки дальше Праги и Берлина. Когда империя пала, НАТО вдруг оказалось в вакууме. Угрозы, которая бы требовала коллективных усилий, не стало. В 90-е годы альянс занимался тем, что помогал реформироваться странам бывшего Варшавского договора. После террористической атаки в США 11 сентября 2001 г. он переключился на борьбу с международным терроризмом. Операция в Афганистане, которая также начиналась под этой эгидой, превратилась в длительную кампанию с размытыми целями и неубедительными результатами. Потом были попытки создать европейский противоракетный щит. Однако и здесь результаты оказались скромными.
Параллельно начался экономический кризис, страны Европы стали радикально сокращать военные расходы, ЕС попытался взять на себя ответственность за безопасность региона, объявив о создании своих элементов коллективной безопасности. Кремлю за это время и вовсе удалось добиться от НАТО почти полной лояльности, а иногда и подчинения. Вспомнить хотя бы бухарестский саммит НАТО 2008 г., где Россия открытым текстом запретила предоставлять Украине и Грузии План действий для членства в альянсе. Или следующий саммит НАТО 2010 г. в Лиссабоне, где РФ сделала все, чтобы заблокировать создание объединенной системы ПРО НАТО. 
С подачи Москвы начали раздаваться голоса о необходимости “радикального реформирования” альянса и создания системы безопасности от Лиссабона до Владивостока. В Европе нашлось немало сторонников такой идеи. Например, в Германии откровенно говорили о том, что ФРГ и РФ должны взять ответственность за поддержание безопасности в Евразии. Для НАТО в этом раскладе места не было.
Прозрение наступило в марте нынешнего года, когда Россия начала оккупацию Крыма. Вдруг стало ясно: современная система международных отношений не работает, она уничтожена. А в Европе нет другого механизма коллективной обороны, кроме НАТО. Все разговоры о создании системы безопасности ЕС остались лишь разговорами. Перед агрессором Евросоюз оказался совершенно беззащитным. И Европа вдруг снова вспомнила ключевой принцип альянса – один за всех и все за одного.

Михаил Самусь, Центр исследований армии, конверсии и разоружения