Столкнувшись с гибридной агрессией со стороны Российской Федерации, сочетающей как прямую интервенцию Российской армии в Крыму, так и использование иррегулярных вооруженных формирований РФ на Донбассе, силовые структуры Украины оказались в сложном положении. Не стала исключением и группировка ВСУ в Харьковской области (ХО), становым хребтом которой является 92-я отдельная механизированная бригада (92-я омбр) – единственное общевойсковое соединение украинской армии, базировавшееся до российской агрессии на востоке Украины. Хотя в настоящее время на восток Украины переброшены значительные силы ВСУ из других регионов, ситуация на Донбассе вынуждает использовать их в первую очередь там. Основная задача 92-й бригады сейчас и на перспективу – защита Харьковской области от вторжения Российской армии. Оптимизации решения данной задачи и будет посвящена данная статья.
Для начала необходимо рассмотреть, что из себя представляет зона ответственности 92-й омбр в Харьковской области. Наша область имеет границу с РФ общей протяженностью 315 км, кроме того, нельзя сбрасывать со счетов угрозу вторжения в ХО через Луганскую область. Такая обширная граница сразу демонстрирует невозможность ее обороны в рамках классической обороны. Очевидно, что оборона Харьковской области может быть только подвижной.
Вторым фактором, влияющим на формы и методы обороны Харьковской области, является наличие на ее территории второго по величине мегаполиса Украины – города Харькова. Опыт современных вооруженных конфликтов, в том числе, и отечественный опыт на Донбассе демонстрирует, что даже город средних размеров с гарнизоном из легкой пехоты с единичными образцами бронетехники может представлять серьезную проблему для осаждающих или штурмующих его войск. Таким образом, оборона Харькова в случае открытой российской агрессии не только необходима по политическим и экономическим причинам, но и вполне может быть успешной расположенными в нашем городе формированиями различных силовых структур. Роль 92-й бригады в обороне столицы области может состоять, в первую очередь, в усилении сил его гарнизона (преимущественно легковооруженных) тяжелой техникой: танками, САУ, ЗПРК и ЗРК.
Таким образом, перед 92-й омбр стоит две задачи – различные по формам и оптимальным для их реализации силам и средствам.
Для решения первой задачи оптимальны формирования на колесной автобронетехнике. Это связано с их более высокой мобильностью при использовании довольно густой дорожной сети Харьковской области. Кроме того, колесная автобронетехника требует меньше топлива, а, значит, менее зависима от тыла, то есть, может иметь менее громоздкий тыл в самих подразделениях, а также менее зависима от поставок топлива от вышестоящих органов. Последнее повышает автономность таких формирований, что крайней важно для обороны обширной территории ХО.
Оптимальными для оснащения подвижных формирований 92-й бригады можно считать машины семейства БТР-4, производящиеся в Харькове на заводе имени Малышева. Боевые машины сочетают в себе мощное вооружение, хорошую подвижность и неплохой уровень защиты, делающих БТР-4 вполне современной колесной БМП. Наличие же семейства вспомогательных машин позволяет иметь в подразделениях унификацию по шасси.
В тоже время ограниченные возможности по насыщению силовых структур Украины БТР-4 (которые сейчас поступают на вооружение Национальной гвардии) требует искать альтернативные решения до переоснащения 92-й бригады новой колесной бронетехникой, которое может затянуться на годы. В ВСУ скопился большой запас устаревших советских БТР-70, которые в своем исходном виде не удовлетворяют современным требованиям к колесным БТР по многим показателям (подвижность, автономность, вооружение, размещение и спешивание десанта и т.д.). Сразу стоит отметить, что конструкция бронекорпуса БТР-70 не позволяет существенно улучшить условия обитания и десантирования мотострелков. Однако в условиях лесостепной местности Харьковской области большее значение имеют не столько действия десанта, сколько маневр и огонь самих боевых машин и поддерживающих их средств. Потому именно на повышение подвижности и огневой мощи БТР-70 должна быть направлена модернизация. Кроме того, важное значение имеет создание на базе БТР-70 различных боевых и обеспечивающих машин, для чего имеется большой запас данных БТР на базах хранения.
Наиболее перспективным направлением повышения подвижности БТР-70 является замена устаревших бензиновых двигателей на современные дизельные. Тут можно вспомнить разработанный Николаевским бронетанковым заводом проект модернизации БТР-70Ди (БТР-7) «Защитник», который успешно поставлялся на экспорт. Использование итальянских дизелей IVECO мощностью в 150 л.с. каждый позволило заметно повысить максимальную скорость, проходимость и дальность хода (т.е. автономность) данных бронетранспортеров. Потому модернизация ходовой части БТР-70 по николаевскому проекту является крайне важным элементом повышения эффективности подразделений 92-й бригады.
Повышение огневой мощи можно достичь путем установки на БТР-70 боевых модулей отечественного производства. Учитывая, что в Российскую армию массово поступают новые и модернизированные БТР-82А/АМ со стабилизированной 30-мм автоматической пушкой, аналогичные отечественные колесные боевые машины не должны уступать бронетехнике вероятного противника по огневой мощи. Потому приоритет в оснащении модернизированных БТР-70 должен отдаваться боевым модулям с 30-мм стабилизированной пушкой. Для получения качественного превосходства над противником имеет смысл использовать боевые модули с отечественными ПТРК «Барьер», которые позволят бороться не только с колесной, но и тяжелой гусеничной бронетехникой противника, включая танки. Наличие в составе вооружения модернизированных БТР-70 современных ПТРК позволит оснащенным ими подразделениям отчасти компенсировать отсутствие в их структуре собственных танков. Причем, степная местность Харьковской области и особенно Донбасса благоприятствует реализации максимальной дальности пуска ПТУР, что дает их носителям важное преимущество перед противником.
В целом предполагаемый характер действий отечественных подвижных формирований на территории ХО позволяет за счет сокращения десанта (играющего в них вспомогательное значение) увеличить автономность боевых машин (топливо, боеприпасы). Это также сокращает людские потери при поражении модернизированного БТР-70. Роль десанта фактически будет сводиться к боевому охранению подразделений на БТР и организации засад на удобной для этого местности.
Учитывая необходимость автономных действий подразделений на колесной бронетехнике, большое значение имеет наличие семейства боевых и вспомогательных машин. Для них необходима модернизация ходовой части аналогичная основным боевым БТР, а также модернизация корпуса и вооружения (там, где это необходимо). Среди потребного спектра машин стоит выделить КШМ, БРЭМ, медицинскую машину, самоходный миномет, ЗСУ, СПТРК (если для основных боевых машин будет выбран модуль без ПТРК). Часть из этих машин уже разработана в Николаеве (КШМ БТР-70Ди-02 «Свитязь», БММ БТР-70СМ «Ковчег», БРЭМ-7К/БРЭМ-2000), а часть может быть легко создана при минимальных усилиях.
Так, путем демонтажа пулеметной башни и крыши десантного отделения при минимальных изменениях в бортовой броне возможно создание самоходных минометов калибра 82-мм и 120-мм, ЗСУ на базе ЗУ-23 (как это сделали в кубинской армии на базе БТР-60 или в Иране с установленным на крыше БТР-60 дистанционно управляемым модулем на базе ЗУ-23), возможно с дополнительным довооружением ЗУ-23 ПЗРК, как это предлагается в вариантах модернизации последних в мире. В идеале стоило бы создать на базе БТР-70 (и БТР отечественного производства) ЗРК на базе зенитной ракеты Р-2И. Не лишним будет и транспортер боеприпасов на базе БТР-70 без башни и крыши, который кроме своих прямых функций может служить внештатным тягачом-эвакуатором, медицинской машиной, эвакуировать экипажи, десант подбитых машин и т.д.
Таким образом, модернизация основных боевых машин и создание семейства машин на базе БТР-70 позволили бы в умеренные сроки получить для вооружения подвижной части 92-й омбр высокоэффективный комплект для решения задач по ведению подвижной обороны ХО в автономном режиме.
Усиление обороны Харькова гусеничной техникой 92-й омбр будет эффективным уже имеющимся комплектом. В тоже время будет не лишним довооружить предназначенные для данных задач формирования гусеничными БМПТ-64 и БТРТ-64 на базе танка Т-64, предложенные Харьковским БТРЗ, а также семейства боевых и вспомогательных машин на базе этих БТР и БМП, например, универсальной машиной боевого снабжения УМБС-64. Сопоставимые с танками по подвижности и защищенности тяжелые БМП и БТР способны оказывать эффективную поддержку танкам в уличных боях, не оставляя последние без поддержки пехоты, как это может произойти в случае применения легких БМП и БТР. Также в уличных боях важна доставка грузов в районы боя и эвакуация раненных, для чего также важна роль ТБТР. Достоинством таких машин по сравнению с легкими собратьями является высокая защищенность десанта и груза к артиллерийскому огню орудий 152-155-мм калибра, не говоря уже о 120-мм минометах. Это свойство позволяет тяжелым БТР и машинам снабжения эффективно прорываться через зоны заградительного огня артиллерии противника. Наличие высокозащищенных гусеничных транспортных средств в составе харьковской группировки 92-й бригады позволяет не только перевозить собственную пехоту и грузы, но и личный состав и предметы снабжения поддерживаемых легких формирований, чем повышается выживаемость последних.
Учитывая, что предполагаемая роль гусеничной техники 92-й бригады в Харькове будет сводиться к поддержке легковооруженных формирований (батальонов территориальной обороны, формирований Национальной гвардии, специальных батальонов МВД), то действовать ей придется в составе малых групп на урбанизированной местности, что требует соответствующей подготовки личного состава.
Современный бой в городских условиях требует широкого использования инженерных подразделений, как для подготовки обороны, так и для проведения контратак. Это требует увеличения численности инженеров в составе харьковской части 92-й омбр, а также оснащения их соответствующим комплектом специальной техники, а также БТРТ-64.
Конкретная специализация (подвижная оборона области, оборона мегаполиса) требует соответствующей подготовки военнослужащих, существенно отличающейся у каждого из компонентов. В сочетании с различной техникой (колесная для подвижной обороны и тяжелая гусеничная для уличных боев) имеет смысл поднять вопрос о переформировании 92-й омбр в две различные по функциям и вооружению части, условно: тяжелый полк «Харьков» и легкий «Харьковская область». При этом будет рациональным сохранить общее командование этими формированиями для эффективной координации действий тяжелого «стационарного» и легкого «подвижного» компонентов для решения общей задачи – защиты Харьковской области и ее столицы от агрессора. Эффективная защита области от внешней агрессии позволит профильным структурам (Национальная гвардия, батальоны МВД) сосредоточится на борьбе с иррегулярными формированиями Российской армии на территории Украины.
Вячеслав Целуйко,
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ХНУ им. В.Н. Каразина,
специалист по современным вооруженным конфликтам,
член Экспертного совета ЦИАКР