Публікації експертів

СОЗДАНИЕ ДЕМИЛИТАРИЗОВАННОЙ ЗОНЫ В КРЫМУ – ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В основу решения конкретной проблемы с аннексией Россией части территории Украины могут и, по мнению автора, должны быть положены предложения Китая

http://defense-ua.com/rus/news/?id=41303

 

 

18.03.2014 15:26

СОЗДАНИЕ ДЕМИЛИТАРИЗОВАННОЙ ЗОНЫ В КРЫМУ – ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Анализ ситуации, которая на сегодняшний день сложилась вокруг реализуемого российским руководством плана по аннексии Крыма, даёт основания полагать, что способ развязывания тугого Гордиева узла проблемы лежит больше в международно-правовой плоскости, нежели в плоскости украинско-российских отношений.

Непризнание Кремлём власти в Украине; настойчивые действия Москвы, направленные на реализацию собственной имперской политики, вопреки международно-правовой теории и практике; последовательный выход действий России из плоскости сопряжения с наработанными на это время международными институтами и механизмами, созданными мировым сообществом для решения подобных проблем – всё это говорит о том, что усилий одной Украины для решения проблемы сохранения собственных суверенитета и территориальной целостности, а, если смотреть в суть проблемы, то и – государственности, уже не достаточно.

Кроме того, голосование Совета Безопасности ООН за резолюцию, осуждающую референдум в Крыму об отделении от Украины, которое состоялось 15 марта, показало всему миру то, что:

– существующий в рамках ООН механизм решения международных конфликтов является недейственным в случае, когда один из постоянных членов СБ ООН является одной из сторон конфликта;

– для сохранения действенности выработанных в рамках ООН механизмов решения международных конфликтов, Украина должна сохранить территориальную целостность;

– Россия оказалась фактически в международной изоляции, пойдя против принципов, лежащих в основе ООН.

Исходя из этого – международное сообщество просто обязано найти путь решения этой и подобных проблем, дабы предотвратить полный коллапс системы международных отношений, в корне причин которого лежат противоречащие уставу ООН действия России, как постоянного члена СБ ООН.

В основу решения конкретной проблемы с аннексией Россией части территории Украины могут и, по мнению автора, должны быть положены предложения Китая, которые были озвучены Постоянным представителем КНР при ООН Лю Цзеи после голосования В СБ ООН 15 марта 2014 года по проекту резолюции относительно решения украинского кризиса.

В частности, представитель Китая заявил: «Мы предлагаем: во-первых, как можно скорее создать международный координационный механизм, в который войдут представители всех вовлеченных сторон, для обсуждения пути политического урегулирования украинского кризиса; во-вторых, в этот период стороны не должны предпринимать шагов, которые могут привести к эскалации ситуации; в-третьих, международные финансовые учреждения должны приступить к переговорам с тем, чтобы помочь Украине сохранить политическую и финансовую стабильность».

Поскольку Россия с подписанием договора с сепаратистами и включением Крыма в состав РФ открыто выступила против предложений КНР, пойдя на явную эскалацию ситуации вокруг конфликта, не говоря уже о явном нарушении устава и принципов ООН, следует ожидать дальнейшее ужесточение по отношению к РФ позиции Китая. В связи с этим на предстоящей сессии Генеральной ассамблеи ООН, Украине следует вынести на рассмотрение следующие предложения, которые прямо коррелируются с позицией Китая, в частности:

– создать международный постоянно-действующий совещательный орган в состав которого должны войти стороны конфликта, страны-гаранты территориальной целостности Украины в соответствии с Будапештским меморандумом и представители стран региона;

– в основу решения конфликтной ситуации положить поддержанное всеми странами, за исключением РФ положение о территориальной целостности Украины;

– в качестве основы для недопущения в дальнейшем эскалации напряжённости и насилия, поддержания мира и стабильности, а также гарантирования соблюдения основных прав и свобод человека на территории АР Крым, положить предложение о полной демилитаризации Крыма.

Последняя должна предусматривать полное выведение с территории АР Крым вооруженных формирований всех сторон и создание на полуострове демилитаризованной зоны.

Создание демилитаризованной зоны, является проверенным международной практикой мощным инструментом по установлению мира и спокойствия и прекращению предпосылок для эскалации насилия. Согласно общему определению, демилитаризованная зона – это часть территории государства, на которой по международному договору или внутригосударственному акту ликвидированы военные сооружения и другие объекты, запрещено содержать вооруженные силы. Демилитаризованная зона устанавливается для разъединения потенциально враждебных сторон. Примером может служить Рейнская демилитаризованная зона, созданная по Версальскому мирному договору 1919 г. и которая сыграла свою роль по прекращению насилия и установлению мира в регионе до тех пор, пока условия не были нарушены одной из сторон. Также международная практика подтверждает действенность демилитаризованной зоны, которая была установлена между сторонами конфликта на Корейском полуострове.

Кроме того, в основу полного решения проблемы конфликтогенности связанной с определением геополитической принадлежности Украины, а, соответственно, качественного решения проблемы принадлежности Украины к одному или другому военно-политическому блоку, следует также положить предложение о признании Украины нейтральным государством с соответствующим международно-правовым закреплением и признанием этого факта всеми без исключения странами-членами ООН на очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН. Такое решение Украины, с  международно-правовым закреплением и предоставлением нашей стране всеми странами-членами ООН соответствующих гарантий, а не просто оглашение страны внеблоковой, как это делалось ранее, могло бы вывести вопрос обеспечения безопасности как Украины, так и других стран региона на качественно новый уровень, а миру дать достаточный запас времени для выработки новых действенных механизмов обеспечения международной безопасности. Провозглашение нейтралитета также могло бы снять непреодолимые внутренние противоречия в украинском обществе. Однако, нужно заметить, это не должно снимать ответственность с руководства государства за создание действенной системы обеспечения безопасности и обороны государства Украина, а напротив стимулировать к созданию соответствующих эффективных вооружённых сил и системы территориальной обороны.

По мнению автора, изложенные выше предложения, в случае принятия их международным сообществом, могли бы качественно и надолго решить как, обусловленную геополитическим противостоянием проблему напряженности в регионе, так и снять внутренние противоречия в, пока что, неоднородном украинском обществе. А в дальнейшем, мирное решение проблемы принадлежности Крыма, могло бы стать положительным прецедентом для решения глобальных мировых конфликтов.

Хочется всё же надеяться, что мир, перед лицом реальной угрозы полного уничтожения консолидируется и поймёт, что сейчас в Украине решается судьба всего человечества, которое столкнулось с проблемой не только сохранения существующих механизмов обеспечения международной безопасности, но и сохранения человеческой цивилизации, как таковой.

 

Валерий Рябых