Коментарі експертів

ПРОМЕДЛЕНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО! ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ, ВОЕННЫХ И НЕВОЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ УКРАИНЕ

ЦИАКР публикует «горячий» материал партнеров из Defense Express. Непосредственное руководство к действию сейчас нужно, как никогда…

ЦИАКР публикует «горячий» материал партнеров из Defense Express. Непосредственное руководство к действию сейчас нужно, как никогда…

Руководство России объявило войну Украинскому народу. Агрессор уже вторгся на нашу территорию и бесчинствует на ней. Время для дискуссий исчерпано. В редакцию Defense Express поступила статья, содержащая ряд рекомендаций для руководства страны, а также Министерства обороны и Генерального штаба. Рассматриваются две группы дополнительных внешнеполитических, военных и невоенных мероприятий, которые необходимо реализовывать как можно быстрее. Просьба обеспечить максимальное распространение. Минобороны и Генштабу просьба это также услышать и сделать выводы. Промедление смерти подобно!

Более двух десятилетий Украина, в отличие от многих других стран бывшего СССР, развивала свою государственность, независимость и суверенитет без кровавых внутренних конфликтов и войн с соседями. Но этому неспешному, недостаточно эффективному, разно-векторному и внеблоковому (с 2010 года) этапу её истории пришёл конец. Внезапно наша страна очутилась в совершенно новой, стремительно изменяющейся и трудно предсказуемой внешнеполитической, экономической, военной, внутриполитической и криминогенной реальности, которая угрожает целостности существования нашей Родины и народа. И поэтому, сегодня нет времени для политических дискуссий о причинах случившегося и обсуждения будущих, порой экзотических и эфемерных стратегий, концепций и доктрин, таких, например, как возвращение к ядерному статусу государства, создание ракетного щита, вступление в НАТО и т.п.

Высшие законодательные органы Российской Федерации, дав 1 марта 2014 года согласие на применение её президентом российских вооружённых сил на всей территории Украины, фактически объявили войну Украине и её народу. При этом Россия грубо нарушила многие нормы международного права, в частности, Устав ООН и Заключительный Хельсинский акт ОБСЕ, а также свои обязательства соблюдать суверенитет и территориальную целостность Украины по Будапештскому меморандуму и двустороннему Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Нарушены также соглашения по Черноморскому флоту РФ и Конституция Украины. И эта трагическая дата будет вписана черными чернилами в новейшую украинскую историю.

Но, нет худа без добра. Благодаря произошедшему последующие поколения украинцев неизбежно отбросят мифы о «братских» украинско-российских отношениях, едином «русском» мире, таможенных, евразийских и прочих союзах.    

Вместе с тем, сегодня на части нашей территории хозяйничает реальный агрессор – Россия. И все заявления российской стороны о том, что она якобы не является агрессором и даже стороной конфликта в Крыму (далее – АРК), требуют немедленного публичного дезавуирования. Особенно важно разъяснять этот блеф для населения восточных и южных областей Украины. Факт российской агрессии признан подавляющим большинством членов Совета Безопасности (СБ) ООН, ОБСЕ, ЕС и мирового сообщества. И никого не должно успокаивать отсутствие боевых столкновений, убитых и раненых, так необходимых В.Путину для обоснования его циничных и разрушительных для будущего России, лично принятых им решений и определённых способов и целей ведения войны против Украины. Её жертв пока нет исключительно благодаря высочайшему патриотизму, героизму, стойкости и выдержке простых украинских солдат, матросов, офицеров и членов их семей в АРК, оккупированной Россиею. Но грань между «холодной» и «горячей» фазами конфликта остаётся очень хрупкой и может мгновенно необратимо разрушиться после первого прицельного выстрела и первых жертв.

Ведь наших военнослужащих блокируют, провоцируют и оскорбляют вооружённые до зубов «ряженные» военные российских сил специальных операций, на которых, кстати, не распространяются нормы женевских конвенций про правила ведения войны и против которых (как участников незаконных вооружённых формирований) должно без всякого предупреждения законно применяться оружие.

Таким образом, Россия и Украина уже находятся в состоянии войны, и, следовательно, руководство нашей страны, её Вооружённые Силы и другие силовые структуры обязаны действовать по законам военного времени и частичной мобилизации.

Вместе с тем, по оценкам отечественных и иностранных военных экспертов, планы российского блицкрига против Украины оказались частично выполненными. Оккупировав территорию АРК, захватчик не смог сломить сопротивление дислоцирующихся на полуострове соединений и частей Вооружённых Сил и структур погранслужбы Украины. Им не удалось осуществить информационную блокаду их действий, нарушить связи с центром, а также со средствами массовой информации, в том числе иностранными.

Центральная украинская власть постепенно усиливает работу местных, прежде всего областных, властей. Общими действиями они стабилизируют внутриполитическую обстановку в Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Николаеве и Херсоне. Сложной она пока остается в Луганске и Донецке. Одновременно ужесточается пограничный контроль на северных и восточных участках украинско-российской границы. Начато реальную борьбу с отрядами профессионально-подготовленных российских «туристов», передвигающихся по восточным и южным областям Украины, организующих пророссийские митинги, погромы обладминистраций, водружение над ними российских флагов и другие провокационно-силовые незаконные акции.

Но указанных позитивных результатов пока явно недостаточно. Представляется, что действия наших центральных и местных государственных структур, в том числе Вооружённых Сил, правоохранительных и специальных органов должны стать более решительными, согласованными и разноплановыми. О многих из них говорилось в известных выступлениях, интервью и статьях Е.Марчука, А.Кузьмука, Б.Тарасюка, А.Гриценко, И.Смешко, А.Чалова, В.Чалова, В.Огрызко, В.Чумака, А.Лопаты, И.Кабаненко, В.Немилостивого, С.Бондарчука, Н.Мельника, С.Згурца, Д.Тымчука и других. Учитывая это обратим внимание на две группы дополнительных внешнеполитических, военных и невоенных мероприятий, которые, как нам представляется, необходимо реализовывать как можно быстрее.

Первая группа мероприятий должна быть направлена на противодействие проведению крымскими властями 16 марта с.г. известного неконституционного референдума и имплементации Россией его результатов, а также на деблокирование и обеспечение жизнедеятельности соединений и частей наших Вооруженных Сил и погранслужбы, расположенных в АРК.

Прежде всего, следует усилить дипломатическую работу в рамках ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, женевского центра по правам человека ООН и других международных организаций для принуждения России к допуску Миссии международных наблюдателей ОБСЕ в АРК и организации их работы в районах расположения на полуострове наших военных объектов и структур погранслужбы.   

Известно, что 7 марта с.г. АРК посетила Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств А.Торс. В официальном пресс-релизе, опубликованном по результатам этого визита, она высказала тревогу относительно риска возникновения жестокого конфликта на полуострове и последствий, которые могут возникнуть для всех граждан, особенного для украинской и крымско-татарской групп населения. В данном контексте руководству Украины следовало бы поддержать обращение Меджлиса крымско-татарского народа (от 6 марта с.г.) к ООН, другим международным организациям, парламентам и правительствам иностранных государств с призывом немедленно рассмотреть возможность введения на территорию АРК миротворческих сил ООН.

При этом Украине имеет смысл официально обратиться в СБ ООН, ОБСЕ и ЕС с просьбой о создании и отправке в АРК не миротворческих сил, а соответствующей гражданско-полицейской миссии Европейского Союза. На неё, можно было бы возложить задачи по поддержанию безопасности на полуострове, оказанию помощи органам власти в налаживании демократического местного самоуправления, содействию политическому процессу по определению обновлённого расширенного статуса АРК в составе Украины, организации независимой работы судебных органов, усилению борьбы с организованной преступностью, коррупцией и расследованием различных преступлений. Некоторым аналогом такой миссии может служить действующая с 2008 года в Косово Миссия ЕС (EULEX).

Кроме того, для обеспечения противодействия агрессии России Украина должна срочно отозвать и возвратить на Родину (в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом Украины «Об участии Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности») свои национальные контингенты, участвующие:

а) в Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго – 18-й отдельный вертолётный отряд (4-е боевых вертолёта Ми-24 и подразделения обеспечения общей численностью 154 военнослужащих);

б) в Миссии ООН в Либерии – 56 отдельный вертолётный отряд (3-и боевых вертолёта Ми-24 и 8-ь транспортных вертолётов Ми-8МТ с подразделениями обеспечения общей численностью 275 военнослужащих);

в) в Многонациональных силах КФОР НАТО в Косово –  подразделение в составе 4-х взводов (общей численностью более 130 военнослужащих с подразделениями обслуживания и 35-ю единицами автотехники).

Также, с учётом вышеупомянутых обстоятельств, Украине нужно было б проинформировать руководство Европейского Союза и НАТО о временном прекращении участия подразделений её Вооружённых Сил в операции ЕС «Аталанта» и, соответственно, в военно-морской антитеррористической операции Альянса в Средиземном море «Совместные усилия».

Учитывая пребывание Украины в состоянии войны с Россией, рекомендуется расторгнуть (из-за форс-мажорных обстоятельств) неоднократно критикуемый в прессе договор аренды между ЗАО «Украинские вертолеты» и командованием Сухопутных войск о передаче указанной коммерческой структуре 16-и вертолётов Ми-8МТ, принадлежащих Вооружённым Силам, в которых они остро нуждаются при выполнении оборонных задач, особенно в АРК.

Актуальной представляется задача организации регулярной доставки гуманитарных грузов гражданскими вертолётами, в том числе по линии Госслужбы по чрезвычайным ситуациям и Минздрава, расположенным в АРК соединениям и частям Вооружённых Сил, структурам погранслужбы, семьям военнослужащих и др.

Следует также внимательно оценить целесообразность предупредительного прекращения подачи в АРК накануне и в день проведения неконституционного референдума электроэнергии, воды, газа, отключения мобильной и стационарной связи, Интернета, приостановления железнодорожного, автомобильного и авиационного сообщения.

Но главная наша задача – не дать противнику в марте-мае 2014 года сорвать проведение президентских выборов в Украине, результаты которых положат конец спекуляциям России о будто бы не легитимности власти в нашей стране. Исходя из этого вторая группа мероприятий должна быть направлена на обеспечение нормальной подготовки и чёткого, демократического проведения в Украине 25 мая с.г. президентских выборов.

Цели и сценарии действий России на территории Украины в оставшиеся до них два месяца предсказуемы. По максимуму это срыв выборов в ряде восточных и южных регионах страны, а по минимуму – создание условий для признания недействительными результатов их проведения в указанных регионах и в стране в целом. Главная цель российского руководства – не дать народу Украины получить законно-избранного и легитимного Главу государства – президента, создать в стране обстановку безвластья, беззакония и хаоса.

Сценарии российских действий тоже известны. Дальнейшая управляемая и подпитываемая извне людскими и финансовыми ресурсами дестабилизация политической, социальной и экономической ситуации в Харькове, Луганске, Донецке, Херсоне, Николаеве, Одессе, и, возможно, в Днепропетровске и Запорожье. Выдвижение подготовленными отрядами российских туристов-демонстрантов требований о проведении вместо выборов президента местных референдумов о вхождении соответствующих областей в состав России (по примеру крымского референдума). Провоцирование ими жёстких столкновений участников акций с правоохранителями, захватов и погромов госадминистраций, помещений избирательных комиссий, вывешивание российских флагов, пророссийских лозунгов и т.п.

И на таком фоне весьма вероятен ввод российских войск для защиты «соотечественников» в указанных выше и других украинских городах. Ведь по имеющейся информации большая часть этих войск, после проведения известных учений, остались в районах, расположенных вдоль северной и восточной границ Украины. Кроме того, часть российских воинских подразделений и отрядов профессионально-подготовленных «туристов» сосредоточилась в Приднестровье с целью возможного вторжения с севера в Одессу.

Безусловно, военные возможности Украины по отражению всех перечисленных и других военных угроз являются крайне ограниченными. И поэтому необходимо привлечь соответствующую международную помощь наших западных соседей и партнёров, а также тщательно спланировать использование имеющихся национальных сил и средств обороны.

Прежде всего, целесообразно было бы срочно подготовить (в соответствии с нормами Закона Украины «Про порядок допуска и условия пребывания подразделений вооружённых сил других государств на территории Украины») и принять Верховным Советом Украины Закон Украины «Про допуск подразделений военно-воздушных, военно-морских и сухопутных сил вооружённых сил других государств на территорию Украины с целью предоставления Украине, на её просьбу, военной помощи в отражении вооружённой агрессии со стороны России».

С одной стороны, такой Закон станет адекватным ответом нашего Парламента на решения законодателей Российской Федерации, давших согласие на применение её президентом российских вооружённых сил на всей территории Украины. А с другой стороны, его наличие позволит Украине быстро и законно получать иностранную военную помощь в случаях российской агрессии, осуществляемой и вне территории АРК.

Кроме того, Украине желательно официально обратиться в СБ ООН, ЕС, НАТО и к США, Великобритании, Франции, Германии и другим западным государствам, а также к Китаю с просьбой создать над её территорией бесполётную зону для недопущения полётов российских военных самолётов, вертолётов и дистанционно-пилотируемых аппаратов, которые нарушают её воздушные границы, создают реальные угрозы для полётов гражданской авиации и т.п.

На основе выше упомянутого Закона, можно также предложить США и НАТО использовать воздушное пространство над западными и центральными районами Украины для патрулирования в этих районах их разведывательной авиации, в том числе самолётов ДРЛО Boeing E-3 Sentry «AWACS» и БПЛА MQ-1 Predator, обмена разведывательной информацией о действиях российских войск на границах нашего государства и т.п.

Всем известно, что российские войска захватили в АРК украинские истребители, системы наведения и управления их действиями, зенитные ракетные соединения и части противовоздушной обороны, соответствующие командные пункты, радиолокационные роты. Это вынуждает Украину обратиться к США и НАТО с просьбой оказать помощь в усилении противовоздушной обороны её атомных электростанций, гидросооружений днепровского каскада и ряда опасных химических производств, магистральных газопроводов, а также их защиты от возможных атак воздушных террористов.

Сегодня Украина фактически не имеет военно-морского флота. Его немногочисленные корабли заблокированы российскими кораблями в Севастополе и Донузлаве. При этом Россия накапливает силы морской пехоты и десантные корабли (в том числе Балтийского и Северного флотов)  в Севастополе и в Новороссийске для высадки морских десантов в районах Херсона, Николаева и Одессы. В украинских Вооружённых Силах к сожалению сегодня нет и эффективных противокорабельных средств воздушного, наземного и морского базирования. С учётом сказанного, Украине следовало бы обратиться к США, как стратегическому партнёру и одному из гарантов её безопасности, с просьбой о срочной поставке нашим Вооружённым Силам в рамках реализуемых американских программ военной помощи иностранным государствам (FMA или FMS) противокорабельных крылатых ракет авиационного, корабельного и берегового базирования типа AGM/RGM-84 «Гарпун».

Тем не менее, главное внимание наше Министерство обороны и Генеральный штаб должны уделить организации в кратчайшие сроки всех видов обороны наиболее важных объектов на подступах и непосредственно в г.г. Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса и возможно в Днепропетровске и Запорожье. Речь идёт о создании:

нескольких последовательных рубежей передовой обороны (противотанковой и противовоздушной, подготовленной в инженерном отношении) на каждом из наиболее вероятных направлений наступления сухопутных частей российских войск, имеющих задачу захвата центральных районов упомянутых городов;

районов основной обороны аэродромов, расположенных как в черте указанных городов, так и вблизи них, с целью недопущения их захвата специальными или воздушно-десантными подразделениями противника, уничтожения при попытках посадки на них его военно-транспортных самолётов и вертолётов с войсками и грузами и т.п.;

районов основной обороны центральных площадей и госучреждений (администраций, мэрий, помещений избирательных комиссий и др.) в упомянутых городах;

нескольких последовательных рубежей уничтожения ударами авиации, ракетных войск и артиллерии десантных кораблей противника на дальних подступах к морским портам в г.г. Херсон, Николаев и Одесса, а также противодесантной обороны в наиболее вероятных районах высадки российской морской пехоты;

мобильных резервов сухопутных войск, артиллерии и армейской авиации, необходимых для усиления в ходе боевых действий сил обороны отдельных районов и объектов, проведения контрударов и выполнения других внезапно возникающих боевых задач.

Для выполнения перечисленных мероприятий необходимо:

определить состав соответствующих межвидовых группировок соединений и частей сухопутных войск, воздушных и военно-морских сил;

назначить руководство упомянутых районов обороны в г.г. Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса и возможно в Днепропетровске и Запорожье;

начать передислокацию и развёртывание в районах обороны соответствующих частей и подразделений Вооружённых Сил;

осуществить их инженерное оборудование;

обустроить места временного размещения личного состава, вооружения и военной техники, создать необходимые запасы материальных средств (ГСМ, продовольствие и др.);

провести боевое слаживание личного состава, подразделений и штабов районов обороны;

организовать боевое дежурство дежурных средств в передовых и основных районах обороны и т.п.

Конечно, всё это можно реализовать при условии напряжённой, слаженной и целенаправленной деятельности всех структур Министерства обороны, Генерального штаба, командований видов и родов войск (сил), тесного их взаимодействия с Советом национальной безопасности и обороны, Кабинетом Министров, главами областных и районных администраций, местных органов самоуправления и с общественностью.

Руководство России объявило войну Украинскому народу. Агрессор уже вторгся на нашу территорию и бесчинствует на ней. Время для дискуссий исчерпано. Промедление смерти подобно!

В.Тютюнник, генерал-майор запаса,

В.Горовенко, полковник запаса