Коментарі експертів

Частные предприятия «выпали» из концепции реформирования ОПК – президент «Матс-Маркет» И.Крол

Частные предприятия, которые включились в процесс разработок и производства вооружений и военной техники, могут стать источниками технологического роста

Кабинет Министров Украины 15 января с.г. одобрил концепцию Государственной целевой программы реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса Украины на период до 2017 года. Однако есть все основания говорить, что частные предприятия оставлены без внимания при подготовке данного документа. Такой вывод напрашивается после анализа некоторых позиций государственного оборонного заказа на 2014 год, а также после политики военного ведомства относительно погашения долгов за выполненные в интересах Вооруженных сил Украины работы частными предприятиями.

Между тем, именно частные предприятия, которые включились в процесс разработок и производства вооружений и военной техники, могут стать источниками технологического роста, развития перспективных оборонных технологий в условиях ограниченного финансирования со стороны государства. Ведь до недавнего времени в оборонных программах в Украине принимали участие около трех десятков частных предприятий, ведя разработки по своей инициативе и вкладывая оборотные ресурсы предприятия. Даже с учетом ориентации большинства таких предприятий на экспорт (через ГК «Укрспецэкспорт» и ее дочерние предприятия), государству крайне выгодно развитие тесного партнерства с частным сектором. Речь идет об экономии ресурсов на проведении разработок, создании экспериментального образца вооружения, что порой составляет миллионы долларов. Но не только. Еще и о том, что частные предприятия самостоятельно изучают конъюнктуру рынка, проводят дорогостоящие маркетинговые исследования и самостоятельно доводят опытный образец до принятия на вооружение в ВСУ.

Государственно-частное партнерство активно используется во всем мире, а с недавнего времени включено в государственную политику РФ. Особенно, в секторах, связанных с развитием продукции двойного назначения. В 2013 году заместитель председателя правительства РФ и глава Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрий Рогозин сделал несколько показательных заявлений относительно привлечения частного капитала в создание и производство российских вооружений и военной техники. А в США до 90% вооружений разрабатывают и производят частные компании. Государство занимается только ядерными программами и наиболее чувствительными проектами с высоким уровнем секретности.

Кстати, привлечение бизнеса в развитие украинского ОПК — один из методов решения кадровой проблемы, поскольку негосударственные компании могут позволить себе платить более высокие зарплаты. Как и самостоятельно решают проблему своевременной замены основных производственных фондов.

На мой взгляд, главная функция государства при реализации задачи  государственно-частного партнерство – проведение тендеров при распределении гособоронзаказа.

На этом фоне Львовский концерн «Матс-Маркет» как разработчик и производитель тренажеров боевой авиатехники столкнулся с позицией военного ведомства, которая свидетельствует о недопонимании важности взаимодействия с частными предприятиями. Так, во-первых, «Матс-Маркет» до сих пор не получил деньги за поставку в ВСУ тренажера учебно-тренировочного самолета Л-39. А, во-вторых, Минобороны Украины без очевидных причин вычеркнуло из гособоронзаказа тренажеры для самолетов ВС ВСУ МиГ-29 и Л-39. В третьих, «Матс-Маркет» самостоятельно разработал тренажер для боевого вертолета Ми-24, от которого также отказывается военное ведомство (несмотря на затраченные ресурсы и план закупить для нужд ВСУ 4 таких тренажера). К сожалению, закупки тренажеров в 2014 году не запланированы, что не может не сказаться негативно на уровне боевой подготовки летчиков.

Если такая политика Минобороны касается всех (или большинство) частных предприятий, то реализация упомянутой правительственной вряд ли даст адекватный толчок для оснащения Вооруженных Сил новейшими образцами военной техники и укрепить позиции Украины на мировом рынке вооружений. И вряд ли стимулирует развитие научно-технической мысли в оборонной промышленности. Как минимум, потому, что разработки новых вооружений и систем с нуля даже емкие государственные инвестиции обеспечить не смогут. И тем более, развить экспортный потенциал оборонно-промышленного комплекса, о чем заявлялось в комментариях к данному документу. Очень многое частные предприятия готовы сделать за государство, их потенциал определен способность действовать гибко и оперативно. Государство из-за недальновидных чиновников же может спилить сук, на котором сконцентрирован едва ли не наибольший потенциал оборонки.

Известно, что правительство планирует реализовывать Программу по инвестиционно-инновационному варианту, в соответствии с которым ресурсы будут направлены на технологическое обновление производственной базы ОПК и совершенствование взаимодействия между наукой и производством. Например, упомянутой Концепцией предусматривается выделение из Госбюджета суммы в 2,9 млрд. гривен на осуществление мероприятий, связанных с фундаментальными исследованиями, проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоением новейших технологий и материалов, а также их внедрением в производство. Финансирование других предусмотренных программой задач в размере свыше 7,67 млрд. гривен планируется осуществлять за счет других источников. В таких условиях, с явно не грандиозными цифрами ассигнований необходимо очень четко распределить направления инвестиций. На мой взгляд, приоритетами должны стать многосторонние (мультинациональные) высокотехнологические проекты. А наибольший потенциал могут иметь разработки и производство систем с новыми материалами, высокоточных систем вооружения, а также систем обработки информации, содержащих сложное программное обеспечение.

 

Игорь Крол,

Президент частного предприятия

«Матс-Маркет»