Весомый вклад в создание стабильной и предсказуемой среды на пространстве ОБСЕ в свое время сделал Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Однако на нынешнем историческом этапе договор, явно перестал соответствовать международно-политическим реалиям. Особенно ярко стало это заметно после приостановления участия в нем Российской Федерации. Учитывая это, выработка нового подхода к созданию безопасной среды в Европе на основе определения базовых принципов, определяющих современный подход к будущему контроля над обычным вооружением в Европе, на сегодня является весьма актуальной задачей для демократического общества.
На нынешнем историческом этапе ДОВСЕ, который был подписан еще в 1990 г. в Париже государствами НАТО и бывшей Организации Варшавского Договора (ОВД), вследствие произошедшего затем объединения Германии, прекращения существования ОВД, распада СССР, разделения на два государства Чехословакии, расширения НАТО на Восток явно перестал соответствовать международно-политическим реалиям. К тому же на сегодня постепенно меняется не только состав, но и качество вооружений и военной техники (ВВТ) большинства стран-участниц ДОВСЕ. Кроме того соглашение об адаптации ДОВСЕ к современной военно-политической ситуации в Европе не вступило в силу. Вопрос эффективности договора особенно обострилось после приостановки в декабре 2007 г. участия в нем Российской Федерации. Вследствие этого возникла потребность в усилении и модернизации режима контроля над обычными вооруженными силами в Европе. Однако все попытки восстановить полноценный режим Договора на сегодня не имели успеха.
На фоне изменения геополитической ситуации в мире, появления новых вызовов и угроз, военный дисбаланс в регионе, который может способствовать нестабильности, напряженность и конфликты между отдельными государствами, возникновения внутренних конфликтов, которые могут стать причиной возникновения военной напряженности или конфликтов между государствами, обостряется потребность в обеспечении безопасности в Европе. Поэтому преодоление патовой ситуации вокруг контроля над обычными вооружениями является достаточно актуальным вопросом на сегодня. Причем это важно не только для государств-участников ДОВСЕ, но и для ОБСЕ в целом.
Безусловно, трудно представить учреждение нового или обновление старого подхода к укреплению доверия и безопасности в Европе на основе контроля над обычными вооружениям, без участия в данном процессе РФ. Соответственно необходимо искать пути понимания и новые подходы к развитию современной архитектуры безопасности в Европе. Это неумолимая реальность и если мы заинтересованы в стабильности в регионе для своих граждан, мы должны найти точки соприкосновения, которые нас объединяют, а не разъединяют.
Несмотря на то, что ДОВСЕ на сегодня является не вполне эффективным, предусмотренные в нем механизмы контроля могут лежать в основе общего подхода к вопросу будущего контроля над обычными вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности в Европе. К ним можно отнести обмен информацией о структуре вооруженных сил, наличие военной техники и мест ее расположения, обеспечения соответствующим инспекционным режимом соблюдения установленных ДОВСЕ ограничений. Механизмы реализации этих аспектов уже себя оправдали и доказали эффективность. Поэтому рассмотрение нового документа, по аналогии с ДОВСЕ, должно происходить через призму имеющегося опыта, полученного во время практического выполнения предыдущего договора.
Учитывая это, определение базовых принципов, которые должны лежать в основе общего подхода к будущему контроля над обычным вооружением и мер укрепления доверия и безопасности в Европе, представляется важным вкладом в продвижении на этом направлении. На сегодня существует много мнений относительно того, какие аспекты должны стать определяющими составляющими в этом процессе. Но думаю, их следует формировать принимая во внимание сложившуюся ситуацию и опираясь на существующую теоретическую базу, наработанную в области контроля над вооружениями.
Автор предлагает рассмотреть такие базовые принципы которые могли бы быть положены в основу будущего режима контроля над вооружениями и укрепили бы доверие среди стран Европы:
1. Принцип разумной достаточности и стратегического сдерживания.
Эпоха холодной войны прошла, прошла эра противостояния блоков, следовательно, потребность в обеспечении защиты национальных интересов каждой страны заключается в содержании сил и войск на таком уровне, который бы оптимально соответствовал уровню существующих угроз. Инструментом стратегического сдерживания должна стать эффективность использования неядерных сил и средств. К примеру, следует понимать, что с появлением таких систем как боевые авиационные ударные комплексы и с постепенным расширением их возможностей процесс нанесения авиационных ударов стал еще более эффективным и достаточно сокрушительным. На них должен распространяться контроль. В тоже время, вряд ли целесообразно осуществлять контроль, скажем 100 мм артиллерийского вооружения, об эффективности которого в современных высокотехнологичных войнах говорить не приходится.
2. Принцип преимущества качественного характера вооружения над ее количеством.
Каждая из стран должна осмысленно подойти к вопросу оснащения вооруженных сил вооружением и военной техникой (ВВТ). На сегодня, в эпоху стремительного развития современных технологий уже не нужно поставлять в ряды собственных ВС многочисленное количество образцов ВВТ. Для решения задач, которые в прошлом требовали привлечения большого количества техники и личного состава, этого уже не требуется.
3 . Принцип прозрачности и доверия сторон друг другу.
Только в том случае, если стороны начнут доверять друг другу возможно установление режима контроля над обычными вооружениями в Европе. Каждые политические лозунги руководств государств, которые звучат во время переговоров, должны быть откровенны, основываться на стремлении создания действительно безопасного среды для собственных граждан, направленные на конструктивные отношения с партнерами, а контроль над вооружениями должен быть максимально открытым.
4 . Принцип взаимной подотчетности
Каждая из сторон соглашения должна понимать, что подотчетность сторон должна быть обоюдной. Отсутствие этого чревато потерей доверия и негативными последствиями.
5. Принцип неприменение друг против друга инструментов кибернетического воздействия (кибер атак, проникновений, компьютерных вирусов и т.п.)
В эру стремительного развития компьютерных технологий, угрозы, возникающие в результате использования компьютерных атак, на сегодня могут нанести значительный ущерб, который может сравниться по своим экономическим последствиям с ударами ракетного вооружения. Предотвращение этого путем создания условий, которые предупреждают подобные случаи, являются достаточно актуальным вопросом.
6 . Принцип совместного контроля над вооружениями в регионах так называемых «серых зон».
Говоря о транснациональных угрозах, мы часто забываем об их источника или места повышенной концентрации, которыми являются так называемые «серые зоны». В случае выгодного геополитического положения данных территорий, если они находятся на стыке нескольких регионов, имеющих выход к транспортным коммуникациям, то нередко они выступают маршрутом наркотрафика и нелегальной торговли оружием. Общий контроль обеспечивает объективный подход к оценке ситуации и способствует выработке конструктивных подходов к решению проблемы в целом.
7. Принцип объективности и взвешенности
Следует помнить, что оценка ситуации в сфере безопасности в регионе должна основываться на объективном учете всех факторов, влияющих на ситуацию в целом. Не может быть принято решение, которое откровенно игнорировало бы объективную оценку реальности.
8. Принцип эффективности контроля.
Результаты контроля должны обеспечивать: полноту выявления отклонений от того, что находится на вооружении на бумаге и того, что фактически находится в войсках, своевременность выявления таких отклонений, установление причин отклонений, виновных и обеспечивать своевременную реакцию.
Конечно, кроме выше указанных принципов, можно добавить, еще и ряд других, которые определяют вопросы самого контроля. Это гласность (результаты контроля должны быть обязательно доведены до объекта контроля и к субъекту принятия решений), плановость (контроль должен осуществляться планово в четко определенные сроки), непрерывность (все объекты контроля должны подвергаться постоянному наблюдению, мероприятия контроля должны осуществляться последовательно и регулярно) контроля над вооружениями .
Также, следует добавить, что полнота охвата механизмами безопасности в регионе зависит от возможности участия в режиме контроля над обычными вооружениями желающих этого европейских государств. При этом важно, чтобы именно европейские государства играли ключевую роль в организации безопасности в Европе.
В целом в итоге следует отметить, что новый режим контроля над вооружениями должен основываться на реально работающих механизмах, которые были в свое время достигнуты, включать в перечень образцов ВВТ которые ранее не были определены, иметь в своем составе механизмы своевременного оценки новых угроз и адекватного реагирования на их устранение – ракетно-артиллерийские системы корабельного базирования, высокоточное оружие, нестратегическая ПРО, беспилотные летательные аппараты, роботизированные средства ведения военных действий.
Кроме этого в условиях экономии средств, выделяемых на оборону, деятельность по контролю над ВВТ могла бы направляться на действительно чувствительные аспекты военной деятельности – сосредоточение и переброска значительных группировок вооруженных сил. На фоне этого значительная роль должна принадлежать военному сотрудничеству. В этом случае роль соответствующих совместных учений значительно возрастает, ведь во время них можно получить больше информации, чем при инспекции.
Нужны совместные проекты, дополнительные региональные мероприятия, способные компенсировать дефицит доверия. И последнее, новый режим контроля над обычным вооружением в Европе не сможет стать инструментом разрешения конфликтов, но должен стать одним из механизмов, который может способствовать достижению политического урегулирования.