Публікації експертів

Армия станет дорогим антиквариатом

Контрактники, приходящие на смену призывникам, станут служащими музея. Возможно, с хорошей ставкой

В первый день октября в Украине стартовал последний призыв на срочную военную службу. Он будет проходить с уменьшением количества призывников по сравнению с предыдущим на 2,5 тыс. человек, которое связано с реформированием Вооруженных сил Украины и переходом их к комплектованию исключительно военнослужащими по контракту.

В начале сентября Виктор Янукович утвердил Государственную комплексную программу реформирования и развития Вооруженных сил на период до 2017 года. Документ, которого очень долго ждали, и который должен был четко обозначить, какую армию и как строит Украина, оказался закрытым. Общественность известили лишь о некоторых ее положениях. Главный и вполне однозначный посыл – неотвратимость перехода на контрактную армию. Уже в конце следующего года из армейских рядов будет уволен последний солдат срочной службы. Это, конечно, хорошо. Однако в связи с этим возникнет множество других проблем, решение которых потребует внушительного финансового ресурса. И эти проблемы легко могут превратить «розовые перспективы» в «серую реальность».

Государственная программа до 2017 года, помимо направлений развития армии, ее перспективных количественных и качественных показателей, очерчивает размер финансового обеспечения. В документе на весь процесс реформирования предусмотрено 131,7 млрд. грн. На боевую подготовку будет выделено порядка 12 млрд грн (увеличение составит с 6% до 11%), на перевооружение – 24,7 млрд грн (увеличение с 10% до 21%), и на содержание войск (денежное довольствие и другие выплаты) – 90 млрд. грн (уменьшение затрат с 83% до 68%).

Кроме того, к концу реформы численность ВС Украины составит около 122 тыс. человек, из которых порядка 70 тыс. будут составлять боевые части и подразделения, а 50 тыс. – части обеспечения. Для сравнения: сегодня из 180 тысяч военнослужащих украинской армии около 80 тыс. – боевой состав, а 100 тыс. – части обеспечения. Безусловно, это хороший показатель, который свидетельствует, что МО стремится к уровню современных европейских армий. Надежду на успешную реализацию этих планов подкрепляет интерес к армии в качестве работодателя. Сегодня не приходится говорить о том, что вооруженные силы испытывают кадровый голод. Так количество граждан, заключивших контракт с МО Украины выросло с 1411 в 2012-м до 6789 в 2013 году. По словам министра, укомплектованность армии контрактниками в целом по всем ВСУ уже достигает 58% (к концу минувшего года этот показатель составлял около 50%).

Еще один ключевой момент – значительное увеличение зарплат военнослужащих: на протяжении 2014 года они должны вырасти вдвое. Решение правильное: очевидно, что без соответствующей мотивации защитник отечества может усомниться в самом смысле своей работы.

Никто не подвергает сомнению благие намерения руководства оборонного ведомства. Правда, несколько настораживает тот факт, что увеличение довольствия совпадает по времени со стартом президентской гонки – здесь можно заподозрить и попытку подкупа избирателей в погонах по уже неоднократно обкатанной схеме. Тем более что финансирование вооруженных сил традиционно не входит в число приоритетных статей госбюджета. К примеру, в текущем году вместо запрошенных Минобороны 20 млрд. грн. закон о госбюджете предусматривает всего 15,6 млрд грн. Сколько в действительности МО получит – покажет Белая книга-2013. Но обычно эта цифра несколько ниже предусмотренной бюджетом. Аналогичная ситуация была и в минувшем году, когда оборонное ведомство также запрашивало порядка 20 млрд грн, в госбюджете фигурировали 16,3 млрд грн, а на практике было выделено 14,7 млрд грн. И такая ситуация складывается систематически на протяжении многих лет. Поэтому не факт, что запрашиваемы МО Украины на 2014 год 24,5 млрд грн действительно найдут свое отражение на страницах госбюджета. Так что отнюдь не факт, что «Государственная комплексная программа реформирования и развития ВС Украины на период до 2017 года» будет профинансирована в полном объеме. Скорее всего, цена ее реализации будет такой, как в свое время решил Минфин – 97 млрд гривен. То есть, приблизительно 19,4 млрд грн на год без учета инфляции, общего роста расходов и т.д. Это означает, что МО придется довольствоваться тем ресурсом, который выделялся для поддержания дешевой армии срочников численностью в 180 тыс. человек.

Следующий момент, который наверняка указан в Государственной программе –оснащение ВС современными образцами вооружений и военной техники (ВВТ). Решение этого острого вопроса также упирается в финансирование. Как оно будет происходить, остается загадкой. Но история опять-таки дает вполне четкий ответ. Белые книги минувших лет ясно показывают: войска получают мизерное количество техники. Проводится преимущественно модернизация и обновление советских образцов. И в нынешней экономической ситуации на стремительное обновление ВВТ можно разве что надеяться. Поэтому может сложиться парадоксальная ситуация, когда молодые ребята от солдат до офицеров включительно, прекрасно справляющиеся с современными гаджетами, приходя в войска на приличное денежное довольствие, будут иметь дело с музейными экспонатами. И вместо того, чтобы, к примеру, по GPS двигаться по заданному маршруту и отмечать контрольные точки на электронной карте путем банального нажатия пальцем на экране портативного планшета, будут ориентироваться на местности по солнцу, звездам и растущему мху.

Интересная получится армия. Эта системная проблема, в нынешних условиях принципиальную внеблоковость могут позволить себе только очень богатые государства. Украине же возможность безвозмездной передачи и лизинга, в том числе НАТОвского ВВТ, а также соответствующих кредитных и офсетных программ может оказаться весьма кстати.

Следующий момент, который актуален на фоне сокращения армии до 2017 г. это адаптация уволенных военнослужащих к гражданской жизни. Они очень часто не могут найти себя на гражданке. Нельзя сказать, что государство забыло об этом аспекте. В ближайшее время увидит свет разработанная Минсоцполитики «Государственная целевая социальная программа социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению и лиц уволенных с военной службы, на период до 2017 г.», которая должна учесть все возникающие с этим вопросом проблемы. Согласно прогнозным показателям указанным в этой программе в период 2013- 2017 гг. будет уволены из ВС и других военных формирований около 42 тыс человек, из которых будут иметь право обратиться за услугами по адаптации 21 тыс. человек. При этом на все это не обходимо потратить 101,262 млн. грн.

Во-первых, эту сумму никто не выделит из бюджета при нынешней экономической ситуации в стране. К примеру, на 2013 г. в рамках бюджетной программы на социальную защиту и адаптацию военнослужащих, уволенных в запас или в от ставку предусмотрены всего 50 тыс. гривен. Во-вторых, сегодня всеми бывшими военнослужащими Украины занимается лишь один отдел из шести человек в составе Департамента социальной защиты пострадавших от Чернобыльской катастрофы и других категорий в Минсоцполитиике. В результате возникает вопрос: А справиться ли государство должным образом и сможет ли уделить необходимое внимание всем военным, которые окажутся на улице в течении последующих пяти лет?

Очень хочется верить, что отказом от призыва знаковые изменения к лучшему в армии не ограничатся. Но почему-то в памяти всплывают слова героя из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Меня терзают смутные сомнения…»

 

http://comments.ua/politics/428118-armiya-stanet-dorogim-antikvariatom.html