Неудачный старт
Минувший год для космической отрасли России был не из лучших. Инциденты сыпались один за другим. Все началось с декабря 2010 г., когда три навигационных спутника «Глонасс-М» были запущены с космодрома Байконур. Практически сразу после старта ракетоноситель «Протон-М» ушла с расчетной орбиты, отклонившись от заданной траектории на 8 градусов. Спутники упали в Тихий океан рядом с Гавайскими островами.
В феврале 2011 г. спутник «Гео-ИК-2», запущенный на ракетоносителе «Рокот», вышел на нерасчетную орбиту. 18 августа ситуация повторилась и уже на нерасчетную орбиту вышел космический аппарат «Экспресс АМ-4».
24 августа с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель «Союз-У», которая должна была вывести на орбиту транспортный корабль «Прогресс М-12М», однако на 325-й секунде полета у ракеты отказал двигатель, в результате фрагменты космического аппарата упали в алтайской тайге.
9 ноября Межпланетная станция «Фобос-Грунт» была выведена на орбиту и штатно отделилась от второй ступени ракеты-носителя, однако к спутнику Марса так и не отправилась. Двигательные установки космического аппарата не сработали, и станция начала вращение по опорной орбите. В последствиие, мир до 16 января, уже 2012 г., наблюдал падение «Фобос-Грунт» на поверхность Земли.
Ну и последней неудачей минувшого года, стал запуск 23 декабря ракетоносителя «Союз-2.1б», который, в итоге, не смог вывести на орбиту спутник «Меридиан».
Разобраться и наказать
Невзирая на то, что всего пять из тридцати трех запусков РФ (включая два пуска “Союз-СТ-Б” с космодрома Куру во французской Гвиане) в 2011 г. были неудачными, они стали показательными и высветили сложную, но пока не критическую ситуацию, в ракетно-космической отрасли страны. Кроме того, они показали, что не всегда наличие денег решает все существующие проблемы.
Ведь «Роскосмос» из госбюджета получил около $3 млрд и должен был заработать от коммерческой деятельности около $0,7 млрд. Это довольно внушительная сумма. Украине, где на космос в минувшем году было предусмотрено $55,5 млн это даже и не снилось.
Это, в свою очередь, повлекло за собой сосредоточение внимания на отрасли со стороны власти. Ведь, безусловно, руководство страны заинтересовано в том, чтобы за такие деньги иметь соответствующий результат: получить не только прибыль, но и возможность успешно действовать на мировом рынке. А этого пока нет. На сегодня Россия имеет всего 7% на рынке изготовления спутников и мене 3% на рынке телекоммуникаций и средств дистанционного зондирования Земли. Ну, а эти неудачи, идут в разрез с планами.
Как заявил в конце 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев «Неудачи в космосе сильно бьют по конкурентоспособности России, виновных нужно наказать рублем или даже привлечь к уголовной ответственности. Это означает, что нужно провести подробный разбор полетов, наказать тех, кто виноват, это может быть дисциплинарная или даже уголовная ответственность».
Однако причина такой ситуации в космической отрасли заложена не только в безответственности руководителей на местах. Как заявил в декабре 2011 г. исполнительный директор кластера космических технологий и коммуникаций фонда “Сколково” Сергей Жуков, виной всему недостаток финансирования за последние 20 лет, который привел к уходу “среднего поколения”. Сегодня в России средний возраст специалистов, работающих в отрасли около 55-60 лет. Да, с одной стороны это в большинстве гениальные люди, но следует отметить, что в эпоху стремительного развития современных технологий не всегда легко успевать за всеми тенденциями. Свидетельством этого, есть то, что большинство «современных» на первый взгляд разработок отрасли уходят в глубоко в историю. И это в то время, когда NASA занимается созданием космического корабля для полётов за пределы околоземной орбиты и планирует полёты в глубокий космос (в частности, на Марс или на один из астероидов), а стремительно развивающийся Китай постепенно перетягивает на себя рынок предоставления космических услуг и уже запустил спутниковую навигационную систему «Бэйдоу» – аналог GPS, а с 2020 г рассчитывает приступить к строительству собственной орбитальной станции.
Кроме того, ситуация со станцией «Фобос-Грунт» высветила другой аспект – какие возможности российских космических сил по сопровождению падающих на землю аппаратов. Разговоры о месте падения остатков спутника ходили повсеместно, пугая чуть ли ни весь мир данными о месте падения обломков на Землю. В начале, Роскосмос прогнозировал, что «Фобос-Грунт» упадет в Атлантический океан, позднее возможным местом падения был назван Индийский океан – между восточным побережьем Африки и островом Мадагаскар. Ну, а в итоге, обломки упали Тихом океане. Безусловно, точно установить падение космического аппарата весьма трудно, хотя бы потому, что оно зависит от непредсказуемых изменений солнечной активности и плотности верхних слоев атмосферы, однако если представить, что это не обломки спутника а, что-то более посерьезней и поопасней, к примеру, метеорит или баллистическая ракета. Насколько б «эффективно» в таком случае действовали бы силы и средства космической обороны России? Ведь этот пример реальной, можно сказать, боевой ситуации.
На фоне этого можно сказать, что о выполнении программы полета к Фобосу сейчас речи уже идти не может, и даже полет к Марсу малореален. Это все подтверждает мнение Сергея Жукова, что если не удастся переломить нынешние тенденции в космической отрасли России, страна останется «космической державой» максимум еще 10 лет. И политика руководства страны по старому советскому принципу: «разобраться как следует и наказать кого попало», тут не пройдет.
А причем тут мы?
Невзирая на все эти неудачи и провалы, Россия остается для Украины важным партнером в развитии ракетно-космического сотрудничества. Ведь высокая интегрированность космических потенциалов обеих стран, значительный опыт общей работы, личные контакты между руководителями и специалистами обусловливают активное участие украинских предприятий в подавляющем большинстве российских космических проектов, а при реализации проектов Украины соответственно привлекается российская сторона.
В качестве примера, можно привести поставки в РФ систем управления для ракетоносителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод»), для космических аппаратов разного класса (ПАО «Хартрон», г.Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод», Завод Арсенал и пр.). Силами украинских предприятий были осуществлены модернизация и поставка в РФ наземного стартового и технологического оборудования для ракетно-космических комплексов (ПО «Азовмаш», ПО «Ново-Краматорский машиностроительный завод», др.).
Однако те проблемы, которые существуют в России, характерны и для Украины. Но если в Москве понимают, что развитие космической отрасли всегда будет идти за счет бюджета, а власть со своей стороны должна продвигать отечественный продукт на международном рынке, то в Киеве это мнение носит периодический характер. При одном руководстве страной – космосу отдаются приоритеты, а при другом – о нем просто забывают.
Пример ситуации, которая сложилась в России, должен стать показательным и для Украины. И если власть хочет быть мудрее и учиться на чужих ошибках, а не на своих, то следует как можно скорее перейти от риторики к делу и вкладывать уже сегодня силы и средства в подготовку молодых кадров, совершенствования материально-технической базы, практическую реализацию новых перспективных разработок и, в конце концов, расширению возможностей участия Украины в космическом бизнесе. При отсутствии все этого, в скором будущем мы сможем только пасти «задних».