Публікації експертів

ГЛАВА ГКАУ Ю.АЛЕКСЕЕВ: «САМАЯ МОЩНАЯ СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРО СОЗДАВАЛАСЬ В УКРАИНЕ»

Ракетно-космическая отрасль Украины, невзирая на все политические и экономические перипетии, все же продолжает существовать и успешно развиваться. О текущей ситуации в отрасли Defense Express узнал у Председателя Государственного космического агентства Украины Юрия Алексеева.

– Недавно завершился визит Президента Украины Виктора Януковича в Бразилию. В ходе визита поднимались, в том числе, и вопросы сотрудничества в космической сфере. Каковы итоги этого визита для Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) и каковы перспективы дальнейшего развития сотрудничества Бразилии и Украины в рамках программы «Циклон-4»?
– Президенты Бразилии и Украины высоко оценили проект «Циклон-4». Выступая перед прессой, главы государств заявили, что этот проект является главным научно-техническим проектом между двумя странами. Они подчеркнули, что со стороны двух президентов будет осуществляться непосредственный контроль и всемерная поддержка этого проекта. Кроме того, В.Янукович заявил, что на сегодня все финансовые вопросы по «Циклон-4» решены. Это действительно так. Перед отъездом он подписал все указания о выдаче гарантий касаемо получения кредита для окончания строительства стартового комплекса. Президент также подчеркнул, что сегодня он не видит проблем в финансировании этого проекта. В ближайшее время КБ «Южное» получит все необходимые по проекту деньги. От себя хотелось бы добавить, что общаясь с послом, с представителями Администрации президента мы поняли, что этот проект является задачей номер один как для Украины, так и для Бразилии. Показательно, что в ходе первого пуска, который должен состояться в конце 2013 г., планируют принять участия президенты обеих стран.

– В СМИ сообщалось, что запуск «Циклон-4» планировалось осуществить во второй половине 2012 г. Теперь эта дата перенесена на 2013 г.?
– Все забывают о том, что Бразилия два года занималась выдачей нам лицензии по экологии. Потом были проблемы с финансированием, проблемы с местными жителями – келамболами. В 2003 г. нам выделили одну площадку. Потом мы перемещались на другую площадку. Это все как-то забывается. Сегодня окончательно подписан документ, согласно которому определено – запуск ракеты должен состояться в конце 2013 г. В следующем году на космодром Алкантара будет отправлено необходимое оборудование (тяжелые емкости, сосуды высокого давления и т.п.).

– Совсем недавно МО М.Ежель заявил, что Украина открыта для диалога по разработке РН «Циклон-5». Данный ракетоноситель существует или это плод воображения?
– Я считаю, для начала надо сделать «Циклон-4», а потом заниматься новыми разработками. РН «Циклон-5» –дальнейшая модернизация «Циклон-4», в котором улучшены энергетические характеристики, грузоподъемность и увеличено участие бразильских предприятий. К сожалению, сегодня мы очень слабо понимаем, что могут делать бразильцы. На ноябрь 2011 г. намечена встреча с руководством Космического агентства Бразилии. Вот тогда, надеюсь, мы поймем, будет ли «Циклон-5» и что он будет из себя представлять.

– РФ провела успешный запуск РН «Союз-СТ-Б» с космодрома Куру (Французская Гвиана), который находится практически на одной широте вблизи экватора с космодромом Алкантара. Не является ли РФ конкурентом Украины и Бразилии?
– Есть ниша ракет среднего класса. В этом сегменте присутствуют ракеты с грузоподъемностью 1000, 1500, 2000 кг. «Циклон-4» по грузоподъемности меньше, чем ракета «Союз-СТ-Б». Наша ракета предназначена для выведения на орбиту, где-то, 1600 кг. Россия может выводить 2000 кг. Я думаю, мы будем просто друг друга дополнять на космическом рынке услуг и не будем конкурентами. Причем, я думаю, что «где убавиться, там и прибавиться». Сколько добавиться пусков на космодроме Куру настолько же убавиться на Байконуре.

– Через сколько лет могут окупиться деньги, потраченные на проект «Циклон-4»?
– По нашим подсчетам окупаемость проекта «Циклон -4» порядка 13 лет.

– Следующий немаловажный проект – Taurus 2. Как на сегодня складывается ситуация вокруг этого проекта? Когда следует ожидать первый пуск? Ведь он постоянно переносится …
– Taurus-2 довольно интересная ракета. Первая ступень делается РФ и Украиной. Жидкостной двигатель НК-33, который используется в ракетоносителе, это старый задел двигателей, разработанных СНТК им. Н.Д. Кузнецова (РФ), а баки – модернизированные баки от ракеты «Зенит». КБ «Южное» и ПО «Южмаш» отвечают каждый за свой участок работы. Все, что на нас было возложено, мы со своей стороны выполнили без проблем. Есть какие-то проблемы в России. Ведь двигатели изготовлены много лет назад и были в дальнейшем законсервированы. Поэтому неизвестно, как они смогут себя проявить в дальнейшем. Другой вопрос – хватит ли тех двигателей, которые купила американская компания Aerojet у РФ в рамках программы по обслуживанию Международной космической станции (МКС). Но это не совсем наша забота. Сегодня Украина, в лице наших предприятий, выполняет все свои обязательства и, насколько я знаю, на первый квартал 2012 г. запланирован первый испытательный пуск РН Taurus 2.

– Какие дивиденды от участия в проекте Taurus-2 получит Украина в финансовом и политическом эквиваленте? Есть ли перспективы дальнейшего участия в следующих проектах компании Orbital – Taurus-2E и -H?
– Пока Украина имеет твердый контракт на пять пусков Taurus 2. Ну, а потом все зависит от того, как себя покажет КБ «Южное» и ПО «Южмаш».
Безусловно, то, что мы провели работу и в итоге получили довольно пристойную ракету, это хорошо. Также хорошо, что украинские предприятия имеют возможность занять своих людей непосредственной работой по специальности, могут заработать деньги и платить зарплаты.
Важно также то, что сегодня наши ученые продолжают заниматься наукой. Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Взяли бак от «Зенита» и поставили на Taurus-2. Ведь это не так. На «Зените» стоит единый четырехкамерный двигатель. В Taurus-2 будут стыковаться два двигателя. А это совсем другая архитектура. В Taurus-2 очень много работы сделано нашими конструкторами по стыковке двигателя НК-33 с баком от ракеты «Зенит». Мы рады, что для этих работ привлекается украинская наука. Там очень интересный бустер-клапан сделан. Впервые сделан для этой ракеты.
Касаемо финансового аспекта, приведу пример. За десять лет на космическое агентство Украины было потрачено 3-3,2 млрд грн. За этот же период все наши предприятия заплатили в бюджет налогов на общую сумму 3,5 млрд грн. Доходность Taurus-2 для украинских предприятий не исключение.

– Можно ли более детально раскрыть суть сотрудничества Украины в рамках программы по созданию РН Vega? Каков формат нашего участия? Мы партнеры, подрядчики или кто?
– Vega – это европейская ракета. Она делается под большим напором итальянского космического агентства. Следует отметить, что с итальянцами нас связывают давние отношения. Даже рассматривался вариант создания «Циклон-4» совместно с ними. Однако этого не произошло.
В свое время к нам обратилась такая компания как Fiat Avia BPD. Компания занималась производством боковых твердотопливных ускорителей для РН Ariane-5. Они искали варианты, как сделать определенные работы в рамках ракеты дешево и качественно. Вот они и обратились к нам, чтобы создать четвертую ступень РН Vega. На сегодня мы у них выступаем подрядчиками. Украинские предприятия делают комплектацию двигателя четвертой ступени. Однако это дает нам повод говорить, что мы хоть и не участники Европейского космического агентства, но мы гордимся тем, что нас итальянцы привлекли к созданию европейской ракеты.
На сегодня мы провели всю отработку, что нас просили в Европе. Есть контракт на пять комплектов двигателей. Два двигателя серии уже отправлены потребителю. …

                                                                                                                                          Полную версию интервью читайте в ближайшем выпуске журнала Defense Express