Публікації експертів

НЕЛЕПАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ С TAURUS II

В июле 2011 г. на Космическом центре Стеннис (шт. Миссисипи, США) во время приемо-сдаточных работ произошел неприятный инцидент, напрямую связанный с перспективами проекта Taurus II непосредственное участие в котором кроме США и РФ принимает и Украина. Defense Express попытался разобраться, что собственно произошло и как это повлияет на дальнейшую реализацию проекта.

А в чем, собственно, дело?
Как известно, в связи с необходимостью замены, отслуживших свой срок аппаратов многоразового использования «Шаттлов», NASA в 2006 г. анонсировало программу COTS (Commercial Orbital Transportation Services, Коммерческая орбитальная транспортировка). Суть программы заключалась в создании частными компаниями недорогих средств доставки грузов на орбиту в интересах Международной космической станции (МКС). В результате проведенного конкурсного отбора в 2008 г. были заключены контракты на создание кораблей и ракет-носителей (РН) для их выведения на орбиту с компаниями SpaceX (РН Falcon 9 и транспортный корабль – Dragon) и Orbital Sciences Corp. (РН Taurus 2 и транспортный корабль Cygnus ).
Особенностью проекта РН Taurus 2 есть его международный характер. Ведь кроме американской компании в нем принимает участие украинские КБ «Южное» и ГП «ПО ЮМЗ им. А.М. Макарова» (ПО «Южмаш»), занимающиеся первой ступенью ракеты, и российский СНТК им. Н.Д. Кузнецова, поставляющий, через компанию посредника – Aerojet, двигатели НК-33 с уже новым наименованием – AJ26.
Невзирая на то, что с украинской и российской сторон свои обязательства выполняются, с американской стороны есть определенные трудности.
Стоит лишь отметить, что в 2008 г. первый старт Taurus II планировался на 2010 г., а в июне-октябре 2010 г. стало известно, что пробный полёт намечен уже на середину 2011 г. Но согласно официальному графику выполнения работ (апрель 2011 г.), который только за последний год пересматривался уже четыре раза, первый пробный и демонстрационный полеты, назначены на начало и конец четвертого квартала 2011 г. Однако и этот термин может быть отсрочен в виду последних событий.
9 июня 2011 г. на Космическом центре Стеннис во время приемо-сдаточных огневых испытаний одного из четырех двигателей AJ26, предназначенных для использования в двух ракетоносителях Taurus II состоялся пожар. По сообщению официальных представителей NASA, компаний Aerojet и Orbital Sciences, причиной этого стал вытек топлива, который был вызван преждевременным завершением работы двигателя.
“Есть значительные повреждения двигателя”, говорит представитель Orbital Барон Бенески (Baron Beneski). Представители индустрии полагают, что компании еще предстоит оценить масштабы повреждений.
Тогда как двигатель был частично поврежден, тестовый стенд Е1 в Стенниси остался целым. Другие два двигателя AJ26 завершили испытания успешно.
По словам вице-президента компании Aerojet по космическим программам Джули Ван Клика: «Двигатель AJ26 является модификацией советского НК-33, разработанного в 60-х годах прошлого столетия. Компания приобрела 40 таких двигателей и восстановила их на заводе в Калифорнии. В дальнейшем Aerojet предложила использовать AJ26 для в американских РН для доставки грузов на МКС и занялось развитием собственной версии двигателя с тягой увеличенной с 340 тысяч фунтов (136 тыс. кг.) до 500 тысяч фунтов (200 тыс кг.) в обновленной версии AJ26».
Американские эксперты полагают, что данное происшествие «иллюстрирует хрупкость американских гражданских космических планов доставки грузов на МКС после выведения «шаттлов» из использования», «последние событие может замедлить процесс реализации программы создания РН на жидком топливе» и т.д. и т.п. Однако официальные представители NASA, Aerojet и Orbital Sciences призвали общество не осложнять ситуацию. По их убеждению это всего лишь обычные трудности, которые могут возникать в ходе испытательных работ.
По последним данным результаты причин аварии и прогноз для будущего использования жидкостного двигателя для РН Taurus II должны быть в ближайшее время объединенные в один доклад и предоставленные ответственным лицам программы COTS.
О перенесении сроков пока никто не говорит. По заявлению представителя Orbital Sciences Барона Бенески (Baron Beneski) компания будет пытаться сделать все возможно для того, чтобы первый полет в рамках COTS состоялся в заранее обозначенных сроков. Однако уже в конце июля компания огласила новые сроки реализации программы. Так, первый тестовый запуск Taurus II уже назначен на конец декабря 2011 г., демонстрационная миссия на середину первого квартала 2012 г, а первый полет с доставкой груза на МКС на середину второго квартала 2012 г.
Касаемо других элементов программы существенных задержек нет. Так, согласно планам Orbital Sciences новая площадка для Taurus II на острове Уоллопс, штат Вирджиния, должна была быть готов в начале июля 2011 г. После этого должен был начаться процесс ее сертификации представителями NASA, который продлиться от шести до восьми недель.
Перевозчик грузов спутник Cygnus, который непосредственно будет выводиться на орбиту РН Taurus II, готовится к отправлению компанией Thales Alenia Space на заводе в Турине (Италия). Обслуживание космического аппарата будет проводиться на заводе в городе Даллес (шт. Верджиния, США).
В текущем году Orbital должен провести огненные испытания первой степени для Taurus II, которая изготовлена КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Потом состоится испытательный полет, а затем квалификационный полет к МКС.
Ну, а пока в ближайшее время в Белый дом должен поступить план использования ракетоносителей созданных гражданскими компаниями, где жидкостная ракета Taurus II будет конкурировать с четырьмя твердотопливными.
Немного развеивает «тучи» над Orbital финансовые итоги второго квартала 2011 г. Так, согласно последнего отчета, представленного 21 июля текущего года, выручка Orbital Sciences Corporation во втором квартале 2011 года составила $ 354,3 млн, что на 5% больше в сравнении аналогичным периодом 2010 г. Операционная прибыль составила $ 22,7 млн., а чистая – $21,2 млн., что также превышает показатели предыдущего года
Послесловие
Результаты приемо-сдаточных испытаний двигателей Aj-26, невзирая на риторику официальных представителей NASA, компаний Aerojet и Orbital Sciences, безусловно повлияют на дальнейшую реализацию проекта Taurus II. В результате этого другой претендент – компания SPACEX, которая фактически уже готова к выполнению заданий по программе COTS, станет получит львиную часть прибыли в будущем, а Украине со своими партнерами придется подождать лучших времен.
Но глядя на всю эту ситуацию со стороны и понимая особенности существующей американской кухни, осознаешь то, что США, невзирая на публичное желание создания международных проектов в интересах NASA, американцы фактически всеми путями пытается использовать в своих интересах в первую очередь собственного производителя. И это в какой-то степени правильно.
А для Украины как всегда пока остается только ждать и быть уверенной, что проект все равно будет реализован.