Немного формальностей
Сотрудничество между Украиной и Бразилией в космической отрасли имеет глубокие исторические корни. Еще в ноябре 1999 г. между странами был подписан договор о создании консорциума. Однако лишь в августе 2003 г., когда Бразилию посетил президент Украины, было создано предприятие «Alcantara Cyclon Space» (ACS), а в сентябре 2006 г. вступил в силу устав этого СП. ACS определялось как исключительно коммерческий проект и его основным видом деятельности был определен запуск ракет с полезным грузом на околоземную орбиту.
В соответствии с соглашением о создании ACS, обе страны должны были финансировать проект на равных условиях – 50:50. При этом Бразилия отвечала за подготовку инфраструктуры, а Украины – за создание стартового комплекса, проектирование и производство ракеты.
Основателями совместной компании от украинской стороны, согласно решению Кабинета Министров Украины, стали Фонд госимущества Украины и Национальное космическое агентство Украины (НКАУ, сейчас – ГКАУ), которые действуют в интересах ГКБ «Южное» и ГП «ПО «Южный машиностроительный завод». Кроме того, в работе над этим проектом были задействованы Харьковский НИИ радиотехнических измерений, ОАО «Хартрон», ОАО «Украинский научно-исследовательский институт технологий машиностроения», ОАО «Азовмаш», КП СПС «Арсенал», ОАО «Днепротяжмаш» и еще ряд других отечественных предприятий.
От бразильской стороны основателями совместной компании выступили Министерство науки и технологий, а также Бразильское космическое агентство.
Функции украинской стороны были охвачены проектом космического ракетного комплекса «Циклон-4», куда входили непосредственно ракета-носитель (РН) «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки.
Общая финансовая результативность проекта оценивалась следующим образом: цена фрахта – $35,6 млн, общий объем инвестиций – $180 млн, стоимость пуска – $23 млн, объем доходов – $1,650 млрд, чистая прибыль до уплаты налогов – $650 млн. При этом, период окупаемости внешних инвестиций с начала разработки – до 6 лет, внутренняя ставка возврата (IRR) инвестиций – 25%, чистая приведенная стоимость (NPV) – $131 млн при единовременных затратах в $180 млн (из них разработка модернизированной ракеты-носителя – $90 млн, разработка авионики – $20 млн).
По оценкам экспертов, проведение запусков спутников с расположенного в 4 градусах от экватора космодрома должно было позволить сэкономить не менее 20% топлива и тем самым увеличить полезную нагрузку. Согласно планам, на космодроме должно осуществляться не менее шести пусков год.
Будни проекта
Но, не взирая на явно выраженную прибыльность совместного проекта, процесс его реализации очень сильно затянулся. Причем причину этого можно найти как в Украине, так и в Бразилии.
Так, украинская сторона все время сотрудничества постоянно испытывала проблемы с финансированием и различными позициями руководства страны по отношению к перспективам проекта. Бразильская сторона в свою очередь кроме политических проблем сталкивалась с трудностями связанными с решением земельных вопросов, а также вопросов экологической безопасности. При этом, руководство обеих стран на официальном уровне ревностно пыталось доказать целесообразность и прибыльность проекта, подчеркнуть те перспективы, которые открываются при его реализации.
В итоге получается, что украинская сторона, в отличие от бразильской, до сих пор не внесла свою долю финансового участия в уставном фонде СП ACS. Производство ракеты «Циклон-4», которое планировалось завершить в 2002 г., в начале «было отложено» на 2004 г. А позднее вообще было заявлено, что первый пробный запуск произойдет в 2005 г. Тогда как вывести на орбиту спутник для Аргентины планировалось сначала в 2009 г., а позднее уже в июле 2010 г. Но и этого не произошло. Сегодня уже заявлено, что первый пуск в рамках проекта «Циклон-4» состоится уже в 2012 г. Насколько это реально – неизвестно.
Аналогичная картина и со строительством ракетно-космического комплекса «Алькантара». Ранее сообщалось, что приступить к строительным работам планировалось в 2009 г. и закончить их до конца этого же года. Позднее СМИ сообщили, что стартовую площадку для «Циклон-4» должны начать строить в сентябре 2010 г. Хотя до этого заявлялась, что ACS намеревалось закончить строительство космодрома до начала 2011 г. Но по состоянию на 2010 г. СП ACS завершило только рекогносцировочные и картографические работы на пусковом центре, и начало геологоразведочные работы и бурение.
Только лишь через семь лет после создания СП в 2010 г. проведен первый этап летных испытаний аппаратуры перспективной авионики для системы управления ракеты-носителя «Циклон-4», а в октябре этого же года на заводе «Днепротяжмаш» начато сооружение наземного комплекса, на котором должны будут собирать и испытывать ракеты для пуска. По планам ПО «Южмаш», проект должен выйти на финишную прямую до 2012 г.
Новое веяние
На фоне всего этого становиться логичным появление громогласных заявлений и различного рода скандалов, которые ставят под сомнение реализацию проекта в том виде в котором он есть.
Так в начале 2011 г. директор Национального института космических исследований Бразилии (INPE) Жильберто Камаро выступил с заявлением, что ALS не сможет участвовать в тендере на запуск нового бразильского спутника по контролю за осадками, который космическое агентство страны намечает вывести на орбиту в 2015 г. Причиной данного г-н Камаро назвал отсутствие гарантий того, что СП вовремя справится со строительством стартового комплекса для запуска ракетоносителя «Циклон-4» с космодрома Алкантара.
По информации издания «Деловая столица» от 28 февраля 2011 г., сейчас комиссия по финансовому надзору и контролю Национального конгресса Бразилии расследует законность проведения в минувшем году космическим агентством страны тендера на строительство наземной инфраструктуры для запусков «Циклона-4» (тендер предполагал возведение монтажно-испытательного комплекса для тестирования и подготовки ракеты к пуску, а также интеграции спутников с головной частью ракеты). В последних числах октября минувшего года, накануне второго тура выборов президента Бразилии, его победителем стал исключительный участник торгов – консорциум Camargo Correa/Odebrecht. Однако бразильские парламентарии пришли к выводу, что стоимость предложенная консорциума для выполнения строительных работ была завышена, и, судя по последним событиям в этой стране, конкурс вполне может быть признан несостоявшимся. С учетом климатических особенностей Бразилии (с сентября по март здесь продолжается сезон дождей и вести строительные работы невозможно), такое развитие событий означает, что старт украинской ракеты вновь может быть отложен как минимум на год. При этом неучастие ACS в тендере может стоить многомиллионных убытков для ряда наших компаний.
Но, невзирая на это, украинское руководство сохраняет оптимистический настрой. Так, замгенерального директора ГКАУ Игорь Волощук уточнил Defense Express, что «на сегодня я не вижу пока причин заявлять, что СП ACS не справиться с поставленными задачами. У нас пока все идет по графику, тем более мы начинаем получать очень мощную поддержку Президента Украины в вопросах космоса. Я думаю, у нас пока повода для волнения нет. Скорее всего, это связано с вопросами политики. Сейчас, что украинская, что бразильская стороны свои обязательства выполняют, но с небольшой задержкой. Вопрос на контроле у Президента. Поэтому мы сделаем все возможное для успешной реализации проекта».
Вместо выводов
На сколько успешно будут разворачиваться события в дальнейшем покажет время, а пока, затянутость процесса реализации проекта, насыщенность его всевозможными проблемами и скандалами делают смутными перспективы его завершения в ближайшее время. Остается только надеется на решительность действий со стороны власти и, безусловно, соответствующего финансирования. Иначе в противном случае все опять может завершиться только лишь декларативными заявлениями.