Публікації експертів

РЕАЛИИ УКРАИНСКОГО ЭКСПОРТА ЛЕГКОЙ БРОНЕТЕХНИКИ

Стремительное развитие асимметричных ответов в современном вооруженном противоборстве (террористические атаки, повстанческие действия, стремление втянуть противника в боевые действия в населенных пунктах, джунглях, горах и т.п.) означает постоянное привлечение военных подразделений к патрулированию, сопровождению конвоев, несению службы на блок-постах, автономным действиям. При этом основной задачей становится сохранение личного состава в условиях применения противотанковых средств ближнего боя, другого легкого оружия, при внезапных нападениях из засад, огня противника с фланга или тыла, широкого применения минно-взрывных заграждений и т.д. Такое изменение форм и методов ведения современных войн и локальных конфликтов повлекло за собой увеличение роли легкобронированных боевых машин (ЛБМ), которые предназначены для транспортировки механизированных (пехотных) подразделений и их огневой поддержки в бою, в частности бронетранспортеров (БТР), боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Сегодня практически во всех армиях мира они составляют основную долю бронетанковой техники.

Современный рынок лёгкой бронетехники
В мире насчитывается более 60 тыс. колесных ЛБМ и более 80 тыс. гусеничных. Наибольшая часть парка колесной легкобронированной техники была принята на вооружение в 1970-75 годах (БТР-60, 70, 80 (СССР); EE-11 Urutu (Бразилия); V-150 Commando (США); Pirana (Швейцария)). Среди гусеничных ЛБМ основное количество машин было принято на вооружение в 1960-71 годах – это гусеничные БТР (M113 (США); Type-85 (Япония); FV-432 (Великобритания), а также БМП первого поколения (БМП-1 (СССР); Marder-1 (ФРГ); VCC-1 (Италия))).
Кроме того, среди гусеничных ЛБМ довольно большой процент машин принят на вооружение в 1981-1987 годах – это в основном глубокие модернизации БМП первого поколения – БМП-2 и БМП второго поколения – БМП-3 (СССР); М2 Bredly (США); MCV -80 Warrior (Великобритания).
В силу крайней многочисленности выпускаемых в мире типов и образцов ЛБМ рынок лёгкой бронетанковой техники (БТТ) является одним из наиболее разнообразных и высококонкурентных сегментов мирового рынка вооружений. Лёгкая БТТ представляет собой один из широко распространённых и востребованных видов военной техники, используемый армиями и службами правопорядка практически всех стран мира.
Сегодня достаточно трудно сказать какой БМП или БТР занимают первенство в мире. Ведь практически каждая уважающая себя страна стремиться создать свой образец легкой бронетехники и выставить его на экспорт.
В то же время лидирующие позиции в создании, выпуске и экспорте ЛБМ занимают страны, располагающие наиболее развитой бронетанковой отраслью. Особенностью данного сегмента рынка является также успешная деятельность на нём компаний из малых стран, специализирующихся на лёгких БТТ и успешно продающих их, в том числе и в крупные развитые страны (даже США). Среди таких компаний следует назвать швейцарскую MOWAG, австрийскую Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeug, южноафриканскую ОМС (все три контролируются англо-американским капиталом), а также финский концерн Patria. При этом разработка новой лёгкой БТТ носит всё более транснациональный характер. И даже крупные государства всё более ориентируются не на развитие национальных образцов, а на их приобретение у хорошо зарекомендовавших себя разработчиков.
Но и при этом можно утверждать, что исторически, со времен «холодной войны», сложилось так, что наибольшее распространение в мире получила техника американского, советского образца, а также ряда европейских государств.
Современное развитие рынка лёгких БТТ определяется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, окончание «холодной войны» повлекло за собой массовое сокращение армий членов НАТО и бывшего Варшавского договора, включая и массовое списание многих тысяч имевшихся у них на вооружении ЛБМ. С другой стороны, с конца 80-х годов началась разработка нового поколения ЛБМ, отличающегося в первую очередь возросшими требованиями к защищенности.
После 2000 г. во многих государствах начался естественный цикл замены ЛБМ машинами нового поколения, вызвав оживление закупочных программ. Однако подлинный бум в области ЛБМ разразился с началом американской «глобальной войны с терроризмом» и кампаний США в Ираке и Афганистане.
Интерес в современных условиях к ЛБМ обусловлен следующими моментами:
– важная роль ЛБМ повышенной защищенности в обеспечении проведения противоповстанческих операций в системе боевых задач современных армий и участии в международных миротворческих операциях;
– переориентация армий США и их союзников, которые, в принципе, являются законодателями мод ВВТ, преимущественно на интервенционные операции, что влечет за собой повышенные требования к мобильности и аэротранспортабельности войск и их техники.
Таким образом, это направление на мировом рынке бронированных боевых машин в последние годы становиться все более актуальным.
Ситуация в Украине
Украина после развала Советского Союза, кроме развитой машиностроительной промышленности, унаследовала огромное разнообразие различных марок советских ЛБМ. По оценкам экспертов их было более 7 000 единиц. Пользуюсь тем, что страна обладает хорошей базой для проведения модернизации, регламентных работ и капитального ремонта этой техники, она не только интенсивно ее экспортировала за границу, но и создавала новые образцы.
Анализ официальных данных Регистра ООН по обычным вооружения свидетельствует, что Украина в период с 1995 по 2009 гг. экспортировала, по меньшей мере, 1016 боевых машин и 109 единиц легкобронированной техники обеспечения (для сравнения, за аналогичный период Великобритания экспортировала 891 единицу техники, а РФ – 2282).
Бесспорное лидерство в украинском экспорте занимают ЛБМ советского производства оставшиеся в избытке в отечественном арсенале – БМП-1, БМП-2, БРДМ-2, БТР-70 и БТР-80. На их долю припадает 78,5% от всего объема продаж данного типа техники (не считая техники обеспечения).
Более современные, уже отечественные, ЛБМ БТР-94 и БТР-3 пока уступают лидерство старым проверенным машинам. Всего за пятнадцатилетний период было продано 127 единиц данной техники, из них 51 БTР-94 в Иорданию, 47 БТР-3 в Нигерию, 12 БТР-3Е в Чад, 10 БТР-3У в Мьянму, 3 БТР-3У в Азербайджан, 2 БТР-3Е в Казахстан, 1 БТР-3Е1 в США, 1 БТР-94К в ОАЭ (данные Регистра ООН).
Но следует отметить, что при этом прослеживается определенная тенденция к увеличению их доли в этом сегменте экспорта. В 2010 г. Украина поставила первую партию бронетранспортеров в Камбоджу, 2 из 96 бронетранспортеров БТР-3Е1 доставлены в Таиланд.
Первенство импортеров по итогам 1995-2009 гг. принадлежит Ираку со 190 единицами ЛБМ. Замыкает десятку Индонезия с 37 машинами. 
Всего за 15 лет техника поставлялась в 24 страны мира: Ирак (3 БТР-80, 13 БРДМ-2, 3 БТС-5Б, 110 БМП-1 и 61 БРЭМ), Чад (24 БТР-80, 129 БМП-1, 1 БМП-3 и 12 БТР-3Е), Грузию (15 БМП-1, 23 БТР-80, 40 БМП-2, 30 БТР-70 и 6 БТС-5Б), Йемен (100 БМП-2), Нигерию (47 БТР-3 и 18 БТР-70), Алжир (64 БМП-2), Республику Конго (20 БМП-1 и 6 МТЛБ), Иорданию (51 БTР-94), Мьянму (10 БТР-3У и 26 MTЛБ), Словакию (6 БМП-2К), Судан (6 БМП-2), Индонезию (34 БТР-50PK и 3 БРЭМ-2), Гвинея (4 БРДМ-2), Анголу (1-БМП-2 и 11 БТР-80), в США (10 БМП-2, 1 БМП-3, 1 БТР-3Е1, 3 БТР-80), Китай (5 БТР-70), ОАЭ (30 БТР-60, 1 БТР-94К), Македонию (22 БТР-80 и 11 БМП-2), Бурунди (10 БТР-80), Кот-д’Ивуар (1 БМП-2), Уганду (31 БМП-2), Азербайджан (61 БТР-70, 2 БМП-1, 3 БТР-3У и 4 БТС-5Б), Замбию (20 БРДМ-2), Казахстан (2 БТР-3Е). 
В последние годы были приняты меры по организации производства на экспорт собственных колёсных БТР. Так, в 2006 г. в Украине был продемонстрирован разработанный Харьковским КБМ новый бронетранспортёр БТР-4 (8×8) уже полностью собственной конструкции. В 2009 г. Минобороны Украины заказала 10 машин для национальных вооруженных сил, а Ирак – 420 единиц данной техники (поставка первой партии из 11 единиц в эту страну намечена на декабрь 2010 г.).
Если принять за основу усредненную стоимость одного изделия бывшей в употреблении легкой бронетехники в пределах $90 тыс., техники обеспечения в пределах 50 тыс., а стоимости современных БТР-4 – $1,2 млн, БТР-3У – $1,1 млн и БТР-94 – $130 тыс., то доход от их экспорта может составить около $180 млн. А при условии успешной реализации контракта с Ираком и Таиландом может возрасти до $700 млн.
По мнению экспертов ЦИАКР, для улучшения экспортных возможностей украинских ЛБМ современного производства следует:
– разработать серию бронетранспортеров на базе БТР-4, в том числе для танковых, механизированных и аэромобильных подразделений, а также для подразделений сил специальных операций;
– интенсивнее предлагать последние разработки ЛБМ на внешний рынок и постепенно внедрять их для использования в национальных силовых структурах;
– повысить мобильность, надежность и улучшить их противоминную защиту;
– уменьшить заметность образцов в оптическом, ИК-диапазонах, повысить защищенность от обнаружения РЛС.

Вместо выводов
1. Мировая тенденция в сегменте экспорта бронетехники свидетельствует об увеличении объёмов закупок новой техники, способной обеспечить выполнение задач в современном бою, и сокращение объёмов реализации бывших в эксплуатации ЛБМ. Поэтому Украине, для повышения экспортных возможностей своих машин, следует интенсивнее проводить мероприятия по приведению в соответствие новых современных разработок с теми требованиями, которые диктуют сегодняшняя реальность.
2. Рынок украинских легких бронированных машин пока, преимущественно, ориентирован на экспорт старых, но прошедших модернизацию советских БМП-1, БМП-2, БРДМ-2, БТР-70 и БТР-80. Продажа более новых и современных БТР-94, БТР-3 пока не имеет ожидаемого успеха. При этом при условии реализации ранее установленных договоренностей, есть положительные перспективы для БТР-4.
3. Рынок ЛБМ характеризуется высокой конкуренцией, ведь он на сегодня загружен широким спектром предлагаемых образцов техники, что повышает требования к новым создаваемым изделиям.
4. Дальнейшее успешное развитие легкобронированной техники для Вооруженных сил Украины зависит от эффективного сочетания усилий по поддержанию в боеспособном состоянии существующего парка, его модернизации и проведения активных опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов. Такой подход позволит как создать условия для дальнейшего развития и сохранения научно-технической и производственной базы, так и поддержать на должном уровне боевой потенциал войск (сил). Кроме того, это позволит не зацикливаться на попытках бесконечного совершенствования и модернизации конструкций бронетехники 60-70-х годов прошлого столетия, а создать модели, адекватные современным реалиям.