Радужные перспективы
По словам главы Агентства по вопросам ОПК Минпромполитики Украины Константина Кучера, на сегодняшний день назревают очень «серьезные перспективы» в отношении Бразилии. Учитывая взаимный интерес Украины и Бразилии к сотрудничеству в оборонной сфере, уже через 1,5-2 года, по словам главы Агентства, возможно создание интегрированного совместного предприятия занимающегося вопросами ВТС.
Что же интересует бразильцев и по каким основным направлениям может быть сотрудничество?
На сегодняшний день между Украиной и Бразилией намечено сотрудничество в космонавтике, авиастроении, судостроении и бронетанкостроении. Перспективными являются направления взаимодействия в высокотехнологической сфере, системах высокоточного поражения и гидроакустики.
Космонавтика. Украинско-бразильское сотрудничество в указанной отрасли осуществляется в соответствии с действующим Договором между Украиной и Федеративной Республикой Бразилией о долгосрочном сотрудничестве относительно использования ракеты-носителя “Циклон-4” на пусковом центре Алкантара (Бразилия) от 21 октября 2003 г., а также другими двусторонними документами.
4 сентября 2006 г. в Бразилии вступил в силу устав украинско-бразильской СП Alcantara Cyclon Space («Алкантара Циклон Спейс»). Оно стало одним из главных достижений последних лет двустороннего сотрудничества. Основателями совместной компании от украинской стороны, согласно решению Кабинета Министров Украины, стали Фонд госимущества Украины и Национальное космическое агентство Украины, которые действует в интересах ГКБ «Южное» и ГП «ПО «Южный машиностроительный завод». Кроме этого в работе над проектом задействованы ОАО «Хартрон», ОАО «Украинский научно-исследовательский институт технологий машиностроения» (УкрНИИТМ), ОАО “Азовмаш”, КП СПС «Арсенал» и ряд других отечественных предприятий.
Согласно предварительным планам серийное производство РН «Циклон-4» должно было проходить на «Южмаше», а сам космодром планировалось построить бразильской стороной при продержке украинских специалистов. По оценкам экспертов, проведение запусков спутников с расположенного в 4 градусах от экватора космодрома позволяет сэкономить 20 % топлива и тем самым увеличить полезную нагрузку.
Общая финансовая результативность проекта оценивается следующим образом: цена фрахта – $35,6 млн, общий объем инвестиций – $180 млн, стоимость пуска – $23 млн, объем доходов – $1,650 млрд, чистая прибыль до уплаты налогов – $650 млн. При этом, период окупаемости внешних инвестиций с начала разработки – до 6 лет, внутренняя ставка возврата (IRR) инвестиций – 25%, чистая приведенная стоимость (NPV) – $131 млн при единовременных затратах в $180 млн (из них разработка модернизированной ракеты-носителя – $90 млн, разработка авионики – $20 млн).
Авиастроение. 27-28 августа 2010 г. в Бразилии состоялось 4-е заседание двусторонней украинско-бразильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. По заявлению Министерства промышленной политики Украины, Украина намерена участвовать в создании военно-транспортного самолета КС-390, который сейчас разрабатывается компанией Embraer (Бразилия). На данный момент компания имеет заказы на 54 самолета данного типа (28-Бразилия, 6-Чили, 12-Колумбия, 6-Португалия, 2-Чехия). Украинская сторона предложила компании Embraer техническую поддержку в создании КС-390. В свою очередь, бразильская сторона проявила интерес к самолетам семейства «Ан», в частности к Ан-38, Ан-178, Ан-70 и Ан-74ТК-300.
Для ГП «Антонова» этот проект интересен, прежде всего, с финансовой точки зрения. За то, что украинское предприятие поделится своими технологиями по производству такого типа самолетов, оно надеется получить несколько миллиардов долларов прибыли.
Заинтересованность Бразилии в сотрудничестве проявляется в создании на своей территории авиационного предприятия, которое будет использовать самолеты марки «Антонов». На конец 2009 г., по словам министра обороны Бразилии Нельсона Азеведо Жобима, предприятие уже создано и получило разрешение на использование украинских самолетов на региональном уровне.
При этом Бразилия высказывает заинтересованность быть не только покупателем, а и партнером Украины в этой сфере.
Кроме того, Украина может иметь прибыль в рамках российско-бразильского сотрудничества. Контракт между странами на поставку вертолетов Ми-35 был заключен в 2008 году. В рамках его планируется поставка 12 таких машин. Передача первых трех была осуществлена в апреле 2010 г. Стоимость контракта оценивается в $150 млн.
Но ведь ни для кого не секрет, что ударные вертолеты Ми-35 оснащаются двигателями семейства ТВ3-117 разработки ЗМКБ «Прогресс» и производства ОАО «Мотор Січ». Так что украинская сторона имеет здесь свою выгоду.
Судостроение. На том же заседании двусторонней украинско-бразильской комиссии в августе 2010 г. между Украиной и Бразилией также достигнута договоренность об участии Черноморского судостроительного завода (г.Николаев) в тендере на поставку для бразильского министерства обороны пяти патрульных кораблей и пяти фрегатов.
Кроме того, достигнуты соглашения о ремонте в доках Черноморского судостроительного завода четырех кораблей бразильской компании Transpetro (Petrobras Transporte S.A.).
Бронетанкостроение. Бразилия давно интересуется вопросами бронетанкостроения. Еще в конце 2009 г. представители этой страны высказывали заинтересованность в подписании контракта о поставках украинских танков «Оплот». Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, выступая перед работниками Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им.Морозова, выразила тогда уверенность о возможности подписания такого контракта уже весной 2010 г. Однако президентские выборы в Украине несколько приостановили и переформатировали этот процесс.
С приходом новой власти в Украине и некоторой экономической и политической стабилизации в стране, Бразилия заявила о желании приобрести бронетранспортеры “Дозор-Б” для полицейских управлений страны и наладить совместное производство этой бронетехники. Кроме того также был рассмотрен вопрос создания на территории Бразилии совместного украинско-бразильского предприятия по производству танков весом до 40 т.
Жестокая реальность
Но все это лишь верхушка айсберга под названием «Военно-техническое сотрудничество Украины и Бразилии». На самом деле ни так все хорошо, как заявляется официально.
Во-первых, на сегодня нет ни одного соглашения в выше обозначенных сферах, кроме конечно проекта «Алькантара», которое имело бы документально оформленный вид. Все лишь на уровне меморандумов, «заинтересованности», «желания приобрести», «достигнута договоренность» и т.д.
Во-вторых, нет уверенности в том, что эти афишированные направления сотрудничества будут успешны. Ведь стоит взглянуть хотя бы на проект в космической отрасли.
Так, первоначально, производство ракеты «Циклон-4» планировалось завершить в 2002 г., но из-за финансовых проблем «было отложено» на 2004 г. Позднее было заявлено, что первый пробный запуск произойдет уже в 2005 г. и новый украинский ракетоноситель «Циклон-4» в 2009 г. должен будет вывести на орбиту спутник для Аргентины. Но и этого не произошло.
Совсем недавно было обозначено, что первый пуск ракетоносителя «Циклон-4» с Алькантары должен произойти в июле 2010 г. Но опять на выходе ничего. На крайней презентации проекта в сентябре 2010 г. с участием министров обороны Украины и Бразилии Михаила Ежеля и Нельсона Джобима было заявлено, что первый пуск в рамках проекта “Циклон-4” состоится уже в 2012 г.
Но проблема не только в ракетоносителе. Аналогичная картина и со строительством ракетно-космического комплекса «Алькантара». По последним данным на пусковом центре планировалось приступить к строительным работам в начале 2009 года и закончить их до конца этого же года. Однако на сегодняшний день СП “Алькантара-Циклон-Спейс” завершило рекогносцировочные и картографические работы на пусковом центре, и начало геологоразведочные работы и бурение. Саму же стартовую площадку для «Циклон-4» запланировано начать строить с сентября 2010 г.
Касаемо СП “Алькантара-Циклон-Спейс” – это тоже длинная история, длиною как минимум в 9 лет.
На фоне всего этого возникает вопрос – будет ли вообще когда-то завершен проект «Алькантара»? Или опять все завершиться только лишь формальностями – подписанием соглашений, договоров о защите технологий, о взаимопонимании и т. п.?
Безусловно, на фоне этого возникает интерес. А не будет ли аналогичной ситуация с начинаниями, обозначенными в ходе заседания 4-й двусторонней украинско-бразильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и встреч представителей Минобороны и Минпромполитики?
В-третьих, нужно очень внимательно отнестись к сотрудничеству с Бразилией. Да, оно может быть взаимовыгодным и перспективным для Украины. Но следует обратить внимание на то, что бразильцы высказали желание не просто приобрести, скажем, танки, бронетранспортеры или те же самолеты. Они склонны к тому, чтобы открыть производства для этих нужд на своей территории. А это, в свою очередь, может, в зависимости от характера кооперации, повлечь потерю некоторых технологий. Как, для примера, делает Китай. Учитывая, что для реализации совместного проекта с Бразилией Украина вынуждена использовать кредиты, как собственные – государственные, так и иностранные – бразильские, такое развитие событий вполне возможно.
И, наконец, если высказывается предположение о создании интегрированного совместного предприятия, то исходя из истории сотрудничества Украины и Бразилии, интересно знать: по какому принципу оно будет формироваться, какие отрасли ОПК будет охватывать и насколько оно будет продуктивным?
Вывод
Невзирая на существующие проблемы, на сегодня сотрудничество с Бразилией может способствовать упрочнению позиций Украины не только на территории этой страны, но и на всем Южноамериканском континенте. Но насколько это сотрудничество будет продуктивным напрямую зависит от заинтересованности существующего политического руководства Украины и серьезности подхода к решению тех или иных проблем.