Обвинения Украины в нарушении интеллектуальных прав при поставке Китаю десантных кораблей выглядят несостоятельными. Видимо, причину нервозности Москвы следует искать в активном сближении Киева с Пекином без ее «благословения»
НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ СЕНСАЦИЯ
«Рособоронэкспорт» утверждает, что Украина нарушила права интеллектуальной собственности России при заключении договора на поставку Китаю малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) проекта 1232.2 «Зубр». Представитель «Рособоронэкспорта» Олег Азизов заявил: «Мы считаем, что это нарушение прав интеллектуальной собственности, «Рособоронэкспорт» информировал об этом органы исполнительной власти РФ». И добавил, явно претендуя на сенсацию, что «Рособоронэкспорт» располагает информацией о состоявшемся между Украиной и Китаем подписании контракта на поставку кораблей. В СМИ также упоминаются слова неназванного «российского аналитика», который заявил о возможности судебных разбирательств и необходимости вынесения этого вопроса на рассмотрение на высшем межгосударственном уровне.
Эта информационная атака со стороны россиян последовала сразу за государственным визитом в Украину председателя КНР Ху Цзиньтао. Подписание декларации о стратегическом партнерстве на фоне целого пакета соглашений о сотрудничестве в различных областях, наверное, вызвало у руководства России чувство, похожее на ревность. Оно и понятно. Столько за последний год было сказано о резком сближении между Киевом и Москвой, а украинцы до сих пор не поняли, что самостоятельность закончилась. Но попытка раздуть скандал вокруг «Зубров» на этом фоне может поставить в смешное положение самих россиян.
Зачем китайцам корабли на подушках
До последнего времени Китай основные усилия в развитии своих амфибийных сил направлял на создание больших десантно-вертолетных кораблей-доков проекта Type 071 водоизмещением 20 тыс. т. Специалисты говорят, что эти корабли поразительно похожи на американские десантно-вертолетные корабли-доки класса San Antonio. Еще одним собратом Type 071 можно считать приснопамятный Mistral, который Россия закупает во Франции, чтобы разместить в составе Тихоокеанского флота, то есть в зоне растущих китайских интересов.
Первый корабль Type 071 включен в состав ВМС Китая в ноябре 2007 года, второй и третий — на подходе. Кстати, Type 071 оснащен четырьмя газотурбинными установками производства николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект». Наличие Type 071 придает ВМС КНР принципиально новые возможности для операций в регионе. По официальным данным, Type 071 может транспортировать батальон морской пехоты с приданной техникой, четыре десантных корабля на воздушной подушке и столько же вертолетов. Однако Type 071 будет нести гораздо меньшие ДКВП с водоизмещением предположительно около 170 т (для сравнения: водоизмещение «Зубра» — 540 т). При этом он больше подходит для высадки десанта на уже захваченные плацдармы на побережье.
Для обеспечения действий Type 071 как раз и нужны корабли типа «Зубров». Именно такие корабли должны стать ударным передовым звеном в проведении Китаем морских десантных операций. Их задача будет состоять в обеспечении захвата передовых плацдармов на побережье до подхода основных группировок морской пехоты на кораблях Type 071.
Контракт между «Укрспецэкспортом» и Минобороны Китая о поставке МДКВП был подписан еще два года назад. Об этом соглашении, которое предполагает строительство двух кораблей Феодосийской судостроительной компанией «Море» и еще двух — Китаем не писал разве только ленивый. Ни сумма контракта — $315 млн., ни то, что при организации производства в КНР китайской стороне будет передана документация, секретом не является. Странно, что «Рособоронэкспорт», который вел параллельные переговоры с китайцами о продаже своих десантных кораблей, об этом узнал только сейчас. Более убедительно другое объяснение. Во время визита Ху Цзиньтао стороны подтвердили взятые ранее обязательства. Москва же воспользовалась поводом, чтобы лишний раз высказать свое недовольство Банковой, поскольку Киев фактически «увел» у нее контракт.
ФЕОДОСИЯ СТАЛА РОДНЕЕ КИТАЙЦАМ
Россия вела переговоры о «Зубрах» с китайскими товарищами более пяти лет. Однако россияне отказались передавать технологии, настаивая, чтобы КНР просто покупал готовые корабли. Но сейчас в военно-техническом сотрудничестве прямая продажа готовой продукции не пользуется спросом. Более приветствуется широкая кооперация и обмен технологиями с последующим переносом производства продукции в страну-импортер. Украина оказалась более продвинутой в этом вопросе и, согласившись на передачу документации, заложила основу для дальнейшей работы на многообещающем китайском рынке.
Первый корабль для Китая был заложен в ФСК «Море» в сентябре 2010 года. В то же время российская Объединенная судостроительная корпорация выступила с предложением создать совместное с Украиной предприятие и включить в него, среди прочих, феодосийскую верфь. Уже тогда эксперты сделали вывод, что главной причиной российского интереса к заводу является стремление убрать конкурента и перетянуть китайский контракт в Россию. Впрочем, поскольку ввиду очевидной невнятности предложения номер с кооперацией не прошел, Москва не нашла ничего лучшего, чем обвинить Украину в плагиате.
Формально Украина подписала контракт с Китаем о продаже кораблей своего проекта 958, а не МДКВП «Зубр» советского проекта 1232.2. Так что даже если корабли выглядят как близнецы-братья, с юридической точки зрения претензии «Рособоронэкспорта» натянуты. Россияне утверждают, что передача третьей стороне документации на корабль проекта 1232.2 без согласования с разработчиком (ЦМКБ «Алмаз», Санкт-Петербург, РФ) противоречит российско-украинскому межправительственному соглашению от 2006 года о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и получаемые в ходе двухстороннего ВТС. Однако это соглашение распространяется исключительно на совместные украинско-российские разработки в военно-технической сфере, осуществленные после распада СССР. А документацию на «Зубры» ЦМКБ «Алмаз» передал феодосийскому заводу ФСК «Море» еще в советские времена. В результате это предприятие является сейчас абсолютно законным владельцем документации на корабль и может использовать ее по своему усмотрению.
Что же касается собственно МДК проекта 1232.2, то его производство всегда было распределено между Украиной и Россией поровну. Корпус корабля выполнялся из сварных катаных листов из морского алюминий-магниевого сплава (производитель — «Алроса», РФ), энергетическая установка производилась украинским ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (Украина). Сейчас в николаевском НКУ имени адмирала Макарова разрабатывается более совершенное и дешевое гибкое ограждение для кораблей на воздушной подушке. Эта разработка должна помочь в сжатые сроки сконструировать один из важных элементов кораблей на воздушной подушке — гибкое ограждение, то есть мягкую «юбку», которая находится между корпусом корабля и поверхностью воды. До последнего времени ее производили в Ярославле (РФ). Соответственно, создание чисто украинской «юбки» уменьшает «российскую часть» проекта.
Что же до вооружения и радиолокационного оборудования, то Украина может передать Китаю новые корабли и без этих компонентов. Заказчики могут подобрать их самостоятельно или с помощью украинских инженеров. Ведь для Китая главной целью сделки является получение ключевых технологий, позволяющих наладить самостоятельное производство кораблей на воздушной подушке.
РОССИЯНАМ ОНИ НЕ НУЖНЫ
Интерес Украины тоже ясен. Корабли типа «Зубр» нашим ВМС не нужны: это исключительно наступательное оружие, к тому же очень дорогое в обслуживании. Но Россия такие корабли также не желает покупать. Вместо этого она сделала непонятный для специалистов выбор в пользу французского Mistral. Так что украинская сторона верно рассчитала, что, построив первые корабли в Феодосии и замкнув Китай на свои технологии, можно обеспечить приток средств в умирающие кораблестроительные и смежные предприятия. А заодно и продемонстрировать Пекину стремление к развитию широкомасштабного сотрудничества в оборонно-промышленной сфере, которое может стать трамплином для других отраслей кооперации.
Понятно, что украинско-китайское сближение вызывает недовольство в Москве. Но дело здесь не в военно-стратегических раскладах. Все намного проще: оборонный экспорт России в Поднебесную неуклонно падает. И это раздражает. Особенно, если Украина, обещавшая полностью отдаться под опеку Кремля, корыстно помогает китайским конкурентам.
Источник: «Комментарии»