Публікації експертів

Украина может создать военный «Газпром»

Минобороны РФ просит Украину отдать ей уникальный комплекс подготовки пилотов корабельной авиации НИТКА в аренду. И не пускать туда китайцев

Минобороны РФ просит Украину отдать ей уникальный комплекс подготовки пилотов корабельной авиации НИТКА в аренду. И не пускать туда китайцев

При этом россияне умалчивают тот факт, что в ближайшее десятилетие полигон в Саках будет единственной возможностью сохранить кадры корабельной авиации ВМФ РФ

РОССИЙСКИЙ министр обороны Анатолий Сердюков на встрече со своим украинским коллегой Михаилом Ежелем обратился к нему с просьбой передать России в аренду тренажерный комплекс для палубной авиации НИТКА (Научно-испытательный тренировочный комплекс авиации, Саки, Крым). «Я подписал обращение к министру обороны Украины с просьбой передать в аренду или в какой-то другой форме полигон НИТКА для тренировок палубной авиации», — заявил Сердюков на пресс-конференции. Украинский коллега Михаил Ежель его обнадежил: «Я думаю, что вопрос будет решен положительно. Это серьезная работа, и она будет проделана». Полигон не представляет интереса для Украины, не имеющей ни авианосцев, ни, соответственно, палубной авиации. Именно поэтому, полагает Ежель, учитывая уровень взаимоотношений между двумя странами, просьба будет удовлетворена.

Информационный фон, сформированный вокруг этой темы российскими медиа, подводит к мысли, что Москва делает Киеву большое одолжение, беря на баланс убыточное, по сути, сооружение в Крыму. Отчасти это так: до сих пор Россия не платила Украине за пользование уникальным тренировочным комплексом, поэтому НИТКА была источником головной боли для украинских военных. «Оплата натурой» — запчастями для самолетов на сумму порядка $500 тыс. в год неплохо смотрелась бы в начале 1990-х. Но уж точно не в 2011-м, особенно с учетом давней армейской традиции завышать стоимость каждой гайки.

В результате Украине приходится содержать комплекс, в том числе и его технический персонал, за свои деньги. Никакие уговоры, переговоры и даже запрет на проведение тренировок в 2008 году не убедили Россию повысить плату. Более того, в последние пару лет российские чиновники активно распространяли слухи о том, что в Ейске на российском побережье Азовского моря началось строительство аналогичного комплекса — с намеком, что полигон в Саках вот-вот утратит значение для РФ.

С момента прихода к власти в Украине администрации Виктора Януковича россияне, видимо, и вовсе вознамерились заполучить крымский полигон даром. Скажем, недавно Москва выдвинула идею создания на базе комплекса совместного российско-украинского предприятия на интересных условиях. По версии министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, Украина должна передать в СП сам комплекс и землю под ним(!), а Россия берется его обслуживать и учить своих летчиков. В чем выгода для Украины в этом «бизнесе по-русски» — сказать сложно.

Впрочем, факты говорят, что Москва откровенно жульничает. Во-первых, аналогов НИТКА в обозримой перспективе у России не появится. Ведь авианесущий крейсер у россиян всего один — построенный в Николаеве «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», и создавать для него новый тренировочный комплекс за $890 млн. (24 млрд. руб. — называлась именно такая сумма) — слишком дорого даже для России.

Во-вторых, «Адмирал Кузнецов» в следующем году уйдет на капитальный ремонт, который, по самым оптимистическим прогнозам, завершится в 2017-м. Хотя более реальной датой следует считать 2020–2021 годы. Это значит, что учить пилотов корабельной авиации в следующие десять лет россияне смогут исключительно в Саках. Ведь даже сейчас, когда «Кузнецов» находится в строю, по словам командира 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота полковника Евгения Кузнецова, во всей России лишь 13 летчиков допущены к полетам с борта авианосца.

В-третьих, в российской Госпрограмме развития вооружений до 2020 года нет упоминания о новых авианосцах. С учетом сроков разработки и строительства кораблей такого класса это означает, что комплекс в Саках сохранит свое уникальное значение для ВМФ РФ еще как минимум до 2030 года.

В-четвертых, НИТКА очень интересует Индию и Китай. Еще несколько лет назад российские и украинские специалисты испытали здесь новый аэрофинишер для авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который Россия продала Индии. По контракту корабль оснащается российскими истребителями МиГ–29К/КУБ, которые также прошли «обкатку» на НИТКА. Видимо, здесь же и будут учиться индийские корабельные летчики, ведь альтернативы у Дели нет и не предвидится.

Китай, в свою очередь, тоже готовится ввести в строй свой первый авианосец — бывший «Варяг», купленный у Украины. Причем в его достройке участвуют наши инженеры, а самолеты для него, по имеющимся данным, разработаны на основе советского прототипа палубного истребителя Т–10К, тоже проданного Украиной. Даже принимая во внимание стремление Пекина к полной самодостаточности в сфере обороны, подготовка китайских летчиков на НИТКА станет логичным продолжением этой «авианосной» дружбы. Во всяком случае, до тех пор, пока КНР не создаст что-то подобное. К слову, год назад за шпионаж в пользу Китая на восемь лет был осужден гражданин России, охотившийся на техническую документацию НИТКА. Значит, работу китайцы ведут. И что интересно, с помощью россиян.

Правда, Россия очень не хочет, чтобы Украина учила китайских летчиков. Отнюдь не из опасения появления авианосной ударной группы вблизи своих берегов — это все равно неизбежно. Причина в другом. Россия хотела бы сама получать деньги за обучение авиаторов из КНР. Например, заполучив полигон в Саках в рамках совместного предприятия или «в какой-то другой форме», как выразился министр обороны России.

В общем, из головной боли для украинских военных НИТКА стремительно превращается в прибыльное предприятие. Его коммерческая привлекательность обеспечивается положением монополиста при подготовке пилотов сразу трех морских держав. Причем спрос будет сохраняться еще как минимум десять лет.

Что в этих условиях делать Украине? Безвозмездно помочь российским друзьям или все же вспомнить, как эти друзья «помогают» нам с газом по «рыночным ценам»? Наверное, пример здесь нужно брать с российского «Газпрома».

Источник: «Комментарии»