Некоторые аспекты внешней политики Армении текущего периода
Логика послевоенного переговорного процесса по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном до текущего момента основывалась на постепенном де-факто отходе от «трехсторонних договоренностей» с участием Москвы и продвижении двустороннего формата как наиболее оптимального, с учетом того, что Запад, как Вашингтон, так и Брюссель, проявляет прямой интерес к скорейшей финализации и подписанию мирного договора. Тогда как Москва заинтересована в обратном, к тому же оказывает разностороннее давление на стороны для сохранения нынешнего статус-кво.
Со своей стороны, Ереван и Баку «дрейфовали» по главным направлениям мирного процесса «в бесшумном режиме» от одной договоренности к другой, тогда как касательно самого мирного договора процесс ограничивается лишь обменом пакетами предложений, порядковый номер которых перевалил первый десяток. На момент анализа стороны имеют намерение в декабре с.г. продолжить переговоры, без уточнения уровня представителей, планируется новая встреча вице-премьеров по вопросу продолжения процесса делимитации/демаркации. Согласно заявлению премьера Никола Пашиняна в парламенте, на ней будут определены новые участки границы, на которых работы будут проведены на основе опыта «пилотного» участка Тавуш/Газах.
Текущий момент в переговорном процессе Армения-Азербайджан
На продвижение процесса в логике уже зафиксированных принципиальных договоренностей (начиная с сентября-октября 2022 г.) наиболее действенное влияние оказывала действующая администрация США, местами переходя от призывов к «мягкому», но настойчивому давлению в отношении официального Баку. Надежды, что договор может быть подписан до СОР29, не оправдались, и ожидающийся новый, декабрьский раунд переговоров в плане ожидаемых результатов имеет смутные перспективы, на которые могут повлиять ряд факторов, решающими из которых, в определенной взаимосвязи представляются:
– ход войны России против Украины;
– способность и решимость Вашингтона и дальше быть лидером Свободного/Демократического мира;
– способность и решимость Европы к продвижению своей политики по дальнейшей автономизации в политике обороны и безопасности в рамках Трансатлантического альянса, включающей политику расширения.
Естественно, вышеописанное не учитывает возможные нелинейные события, вероятность которых можно оценивать по-разному, но которые в нынешний период крайней турбулентности в международных отношениях способны решающим образом повлиять как на указанные выше факторы, так и на весь ход событий в целом. При этом, все три фактора влияют на способность России продолжать свое злокачественное влияние на регион Южного Кавказа в целом и в особенности на ход переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном.
Переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном находится в завершающей фазе, в то же время, для финализации и выхода на мирный договор требуются дополнительные усилия как сторон, так и международных акторов, ориентированных на результат, в том числе по части нейтрализации деструктивного влияния Москвы на регион в целом и на процесс в частности. Разноречивая информация касательно самого процесса тем не менее показывает, что камнями преткновения в нем являются несколько вопросов, в числе которых вопрос границы и ее делимитация/демаркация, вопрос разблокирования коммуникаций и режима их будущего функционирования. Азербайджанская сторона также по разным поводам поднимает другие вопросы: перевооружение ВС Армении, вопрос международных исков и частных исков в международных судебных органах, вопрос Конституции Армении, якобы содержащей территориальные претензии или риск будущих территориальных претензий к Азербайджану, вопрос т.н. «западного Азербайджана» (поднимаемый на государственном уровне), вопрос Гражданской миссии наблюдателей ЕС, затрудняющих финализацию переговорного процесса.
В значительной части экспертного сообщества Армении сложилась убежденность в том, что:
– если вопрос границ реален, и он регулируется в ходе процесса на основе положений Алматинской декларации 1991 г., согласно которой административные границы бывших союзных республик СССР на момент его распада получают статус международных, а на земле воспроизводятся посредством демаркации на основе международных практик, в частности, разработанных в ОБСЕ, а вопрос режима будущего функционирования вытекает из этого – суверенный контроль каждой страны над коммуникациями внутри международно признанных границ, то остальные вопросы являются надуманными, поднимаемыми лишь с целью не подписывать мирный договор, продолжать вести дела с Арменией с позиции силы и угрозы возобновления войны;
– кроме вопроса международных исков и частных исков в международных судебных органах, где усматривается прямой интерес Баку, остальные вопросы, поднимаемые Азербайджаном, либо напрямую, либо адаптированно – ретранслируют интересы Москвы, которая напрямую заявляет о нежелательности установления мира без ее «участия», предусматривающего десуверенизацию Армении в целом или ее части;
– военная опасность и сопряженная с ней напрямую угроза внутренней дестабилизации остается хоть и небольшой, но реальной, и в этом прямой интерес Кремля, чтобы оставлять двери открытыми для своего вмешательства в региональные дела «после СВО». И в контексте этого Армения реализовывала свое суверенное право на перевооружение в рамках реформы всей оборонной сферы, очевидным образом демонстрируя отсутствие каких-либо агрессивных намерений в отношении какой-либо соседней страны, и ни одна другая сторона не имеет права вето на какой-либо из реализуемых мер;
– успех продвижения мирного процесса во многом зависит от параллельных с ним процессов, в которых Армения должна преуспеть: адаптироваться к изменениям в философии международной политики США после 20 января, европейской политики (ЕС, ключевых стран-членов, стран, не входящих в ЕС), трансформируя вызовы в возможности, в том числе в возможность минимизации роли российского фактора в региональных делах.
В ситуации усиливающейся турбулентности и неопределенности в международных отношениях Армении, официальному Еревану не остается альтернативы, кроме как выстраивать собственные приоритеты и следовать им, сближаясь со странами-единомышленниками по ключевым вопросам, нейтрализовать усиливающееся давление и гибридное воздействие со стороны России на фоне ее надежд на «окончание СВО» на своих условиях. Последнее в подходах Москвы создаст ей «свободу рук» для «возвращения» регион после ее очевидного, необратимого морально-политического банкротства.
Армения принимает и реализует политические решения, которые на параллельных треках будут способствовать созданию лучшей среды безопасности в регионе и, тем самым, лучших условий для реализации целей переговорного процесса с Азербайджаном, в котором Ереван нацелен не на процесс, а на результат, притом по возможности скорейший. В этой связи следует рассматривать главное в отношениях Армении с ЕС, США, новыми партнерами в оборонном и военно-техническом сотрудничестве, первую очередь Францией, Индией и США. Во внутренней политике главная задача – политика реформ и диверсификации внешнеэкономической деятельности (вопрос требует отдельного рассмотрения вне данной темы).
Армения-США
Армения предпринимает действенные шаги по налаживанию тесных и надежных контактов с будущей администрацией Белого дома и ключевыми фигурами Республиканской партии, которая также составит большинство в Сенате и Палате представителей – с президентом Д.Трампом, будущими функционерами Госдепартамента, религиозно-общественными организациями, влияние которых в периоды республиканского правления обычно возрастает, сенаторами и конгрессменами, в то же время продолжая контакты с действующей администрацией и Демократической партией, готовящейся к периоду оппозиционной деятельности.
При том, что главной характеристикой в прогнозах политики США после 20 января является неопределенность, представляется, что коммуникационный проект, в основных контурах предложенный советником госсекретаря Джеймсом О’Брайеном в ноябре 2023 г., является стратегическим и в своем роде надпартийным. Напомним, речь идет о формировании маршрута Центральная Азия-Азербайджан-Армения-Грузия/Турция (Черное/Средиземное моря), который должен функционировать в режиме, предусматривающем суверенный контроль со стороны каждой страны над коммуникациями, проходящими по своей международно признанной территории. Исходя из совокупности имеющейся информации, есть основания считать, что администрация Трампа и республиканский истеблишмент по меньшей мере не потеряют интерес к нему, что приведет к большей вовлеченности США и, не исключается, лично Д.Трампа в процесс финализации переговорного процесса Армения-Азербайджан.
В ходе телефонного разговора Н.Пашиняна с Д.Трампом затрагивались вопросы, согласно пресс-релизу: мир с Азербайджаном, реализация проекта армянского правительства «Перекресток мира», двусторонние отношения на уровне стратегического партнерства.
Кроме того, продолжает прорабатываться договорно-правовая база с США по сотрудничеству в области ядерной энергетики, работа также ведется с соответствующими компаниями на государственном уровне. В частности, накануне глава МИД Армении в Стокгольме имел встречи со шведской «дочкой» Westinghouse Electric, специализирующейся на производстве топливных элементов для АЭС, в том числе – советского и российского стандартов.
Армения-ЕС
Отношения Еревана с Брюсселем в настоящее время находятся на самом высоком уровне за всю историю современной армянской государственности, с тенденцией к дальнейшему укреплению и расширению. Армения и Европейский Союз в настоящее время реализуют важнейшую часть договорно-правовой базы отношений – Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве от 2017 г., не предусматривающее зону свободной торговли, а в политической части – идентичное типовым договорам об ассоциации, заключенным Брюсселем с Молдовой, Украиной и Грузией. Стимулом для этого стали в первую очередь ряд региональных развитий, обусловленных вторжением России в Украину с февраля 2022 г., а также позицией ОДКБ в сентябре того же года на фоне вторжения подразделений азербайджанской армии на международно признанную территорию Армении и оккупации около 200 кв.км суверенной территории Армении (13-14 сентября 2022 г.), обозначивших морально-политическое банкротство России и ее политики в регионе и глубокий кризис в отношениях Армения-Россия.
Это сформировало интерес к тому, чтобы Ереван и Брюссель в экстренном порядке пришли к решению о размещении в Армении гражданской миссии наблюдателей для укрепления режима перемирия на фоне краха договоренностей от 9 ноября 2020 года. Тем самым, это зафиксировало «присутствие на земле» Европейского Союза в Армении уже с формированием долгосрочной миссии – EUMA с его руководителем из Германии (Маркус Риттер, бывший полицейский) и заместителем из Польши (Марек Куберский, дипломат), к которой присоединилась также Канада, открывшая в Ереване единственное полноценное посольство в регионе.
Армения и ЕС официально запустили также процесс переговоров об установлении безвизового режима, в апреле подписали соглашение о присоединении Армении к Евроюсту (Eurojust). Армения стала бенефициаром Европейского инструмента мира, в настоящее время ведется подготовка к подписанию Соглашения о новом политическом партнерстве.
Общество и проевропейский сегмент политического класса также принимает участие в деле сближения Армения-ЕС. В течение месяца (сентябрь-октябрь с.г.) в Армении «Платформой демократических сил» (в составе трех внепарламентских политических партий и нескольких НПО) собрано 60 тысяч подписей под проектом закона «О политическом курсе на полноправное членство Армении в ЕС». В настоящее время подписные листы находятся в ЦИК на этапе верификации, после чего вопрос будет в обязательном порядке включен в повестку Национального Собрания, согласно требованию законодательства. Успех кампании обусловлен в решающей степени историческими сдвигами в общественном сознании: согласно соцопросу IRI (сентябрь 2024), 58% проголосовали бы за вступление Армении в ЕС, и 41% считает Россию прямой «политической угрозой».
После избрания Д.Трампа президентом США в европейских столицах чаще стали говорить о «повышении автономности Европы в политике обороны и безопасности, не нарушая исторического трансатлантического альянса». И в этом в Ереване усматривают возможность расширения связей с Брюсселем и европейскими столицами в сфере обороны и безопасности, реформ в этих сферах, требующую реализации в интересах Армении.
Новая оборонная политика и география военно-технического сотрудничества
После окончания 44-дневной войны Армения предпринимала шаги с целью недопущения возобновления военных действий и, следуя «духу трехсторонних договоренностей от 9 ноября» (2020 г.) в части, касающейся армяно-российских отношений, продолжала следовать по инерции положениям договорно-правовой базы между Арменией и РФ. Однако, очень скоро стало ясно, что Россия не только не настроена на содействие Армении, но и нацелена на подрыв обороноспособности и деструкцию государственности, превращение поражения в войне в капитуляцию и «белоруссизацию», в том числе, с установлением власти своих ставленников. Сопротивление со стороны общества и власти сорвало намерения России, однако, вопрос армии оставался открытым до начала вторжения России в Украину.
После вторжения Россия, помимо своего открытого нежелания, продемонстрировала также неспособность к продолжению военно-технического сотрудничества с Арменией, что, во-первых, параллельно с замораживанием участия Еревана в ОДКБ, объективно исключило Россию из числа партнеров в данной сфере и заставило искать новых.
К настоящему времени Армения реализует партнерство в сфере обороны главным образом с Францией, Индией (включая поставки вооружения и боевой техники) и США (специалисты по части системных реформ и организации военного образования), на уровне Совета безопасности утверждена Концепция всеобъемлющей обороны и безопасности, разработанная с учетом опыта Финляндии и балтийских стран, проводится масштабная организационная работа, в стране функционируют гражданские добровольческие организации, проводящие занятия для желающих по навыкам выживания в экстремальных условиях обстановки и т.д.
Кроме того, беспрецедентного уровня достиг военный бюджет: на 2025 г. он составляет примерно $1.7 млрд (значительная часть из которого – госзаказ собственному оборонпрому), и предназначен для решения задач по обороне страны в пределах международно признанных границ.
Заключение
Политический курс текущего периода, в частности, вышеописанные треки – увеличивают шансы для успешной финализации переговорного процесса с Азербайджаном с выходом на мирный договор и установление всеобъемлющего, длительного и достойного мира в регионе, открытия межрегиональных магистралей, формирования совместного экономического интереса с Азербайджаном как базы для исторических изменений. Другой вопрос, насколько эти шансы будут реализованы, с учетом высокой турбулентности в международных отношениях и соседних регионах, высокой вероятности «черных лебедей», эффект от которых по очевидным причинам не прогнозируем.
Помимо вышеприведенного, жизненно важным представляется продолжение интенсивного диалога с Турцией, с Ираном – важнейших составляющих региональной среды безопасности, дальнейшее сокращение «традиционного» российского присутствия в стране, ее «оперативных» возможностей политического влияния, со всеми составляющими.
Официальный Ереван, значительная часть политического класса и политически активного сегмента общества на текущий момент считает базой позиционирования страны готовность «играть по правилам», согласно международным обязательства страны, с безусловной реализацией суверенных прав – в интересах безопасности и демократического развития свободного общества и государства, в условиях регионального мира.
Рубен Меграбян, ассоциированный эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, Ереван, Армения