После закрытия Лачинской дороги Азербайджаном в ответ на военный инцидент 15 июня сего года напряженность вокруг сохранившегося обломка так называемой «НКР», достигла предела. Армянская сторона развернула кампанию по обвинению Азербайджана в установлении «блокады» региона и даже в совершении «геноцида» карабахских армян. Несмотря на вялую международную реакцию, позиция сепаратистских властей в отношении Баку и не думала смягчаться, поскольку сепаратисты отказывались принимать продовольствие и другие товары, поставляемые Азербайджаном, настаивая на получении их исключительно из Армении по Лачинской дороге.
Рост напряженности также спровоцировал смену власти в Ханкенди, где предыдущего «президента» Араика Арутюняна, считавшегося союзником Никола Пашиняна, сменил бывший глава местного «Совета безопасности» Самвел Шахраманян. С сентября 2023 г. обе стороны начали собирать войска вдоль границы, в то время как Азербайджан также разместил дополнительные силы в окрестностях армянского анклава. Несмотря на то, что ситуация достигла точки кипения, новоизбранное руководство сепаратистов решило повысить ставки: «президент» Шахраманян 9 сентября озвучил требования обеспечить правовой статус Нагорного Карабаха, от чего Ереван де-факто отказался в октябре 2022 года.
Утром 19 сентября на контролируемых Азербайджаном территориях произошла серия взрывов мин со смертельным исходом, в результате которых погибло 14 азербайджанцев из числа сотрудников полиции, служб безопасности, а также гражданских работников. Баку официально заявил, что мины были заложены недавно, и квалифицировал это как диверсию и террористический акт со стороны сепаратистов. Около 13:30 того же дня Министерство обороны провело брифинг, объявив о начале «контртеррористической операции» в Карабахском регионе, направленной на уничтожение армянских военных объектов и укреплений без нанесения ударов по гражданской инфраструктуре. Особо было отмечено, что российские миротворческие силы были проинформированы о ситуации.
Вооруженные силы Азербайджана нанесли массированные удары по военным гарнизонам и вооружению на территории, контролируемой Арменией, и всего через несколько часов стало ясно, что местные войска не в силах сопротивляться. После того как значительная часть военной инфраструктуры была уничтожена, азербайджанская армия также начала наступление на местности с нескольких направлений. Утром 20 сентября стало известно, что важные позиции в Хейвали (Дрмбон) и около Сарсангского водохранилища на севере региона перешли под контроль Азербайджана, а сообщение между крупными населенными пунктами непризнанной республики было прервано. На этом фоне местным властям ничего не оставалось, как принять условия Баку, согласившись на прекращение огня с 13:00 на условиях полной демилитаризации Карабаха. В своем заявлении бывший «первый министр НКР» Артак Бегларян объяснил столь быструю капитуляцию быстрым продвижением азербайджанских войск, угрожающей гуманитарной ситуацией, в которой оказались армяне Карабаха, а также безразличием международного сообщества.
Уже на следующий день, 21 сентября, в азербайджанском Евлахе состоялась встреча официальных лиц Баку и представителей Карабаха, где было согласовано снабжение армянского населения продовольствием и налаживание инфраструктуры со стороны Азербайджана, хотя каких-либо политических договоренностей не последовало. Тем не менее cтало ясно, что «24-часовая война» ставит финальную точку в истории сепаратистской «Нагорно-Карабахской Республики» и означает полное восстановление суверенитета Азербайджана над своей территорией. Последним гвоздем в крышку гроба «НКР» стал указ ее «президента» Д.Шахраманяна от 28 сентября о роспуске самопровозглашенного государства, начиная с 1 января 2024 года; он также рекомендовал всем ее жителям выбрать – оставаться проживать в Азербайджане либо выехать в Армению.
В последующие дни основная часть армянского населения Карабаха (100 тысяч человек, согласно предоставленным Ереваном данным) покинула его территорию, при этом отъезд происходил в максимально спокойных условиях, что в своих интервью как азербайджанским, так и армянским медиа подтверждают переселенцы. Позиция Баку насчет статуса армянского населения остается неизменной: каждый из них должен сделать свободный выбор между проживанием в стране и отъездом. Тем, кто решат остаться в стране и получить азербайджанское гражданство, полностью обеспечиваются их национально-культурные права, при этом о какой-либо территориальной автономии после 2020 года речи не идет. 2 октября Администрация Президента АР обнародовала более конкретный план восстановления и реинтеграции освобожденных территорий, включающий долгосрочное освобождение от налогов, поддержку сельского хозяйства, предпринимательства и т.д.
Международная реакция на эту молниеносную операцию была на удивление сдержанной. Крупнейшие посредники в конфликте – США, ЕС и Россия – традиционно выразили глубокую обеспокоенность и призвали к прекращению боевых действий. Аналогичная реакция последовала и со стороны Ирана, на поддержку которого Армения какое-то время рассчитывала. Неудивительно, что из крупных стран только Франция выступила с резким заявлением, однозначно осудив военную операцию Баку.
Но наиболее важным аспектом стала реакция официального Еревана, который воздержался от любого вмешательства, в то время как премьер Н.Пашинян отрицал присутствие вооруженных формирований Армении в Карабахе, – что де-факто означало отказ Армении от втягивания в новую эскалацию. Более того, Пашинян открыто заявлял, что операция преследовала цель «спровоцировать Ереван» на войну, которая могла бы привести к новым территориальным потерям и разрушению армянской государственности.
Симптоматично, что Тигран Абрамян, депутат армянского парламента от оппозиционной партии «Честь имею» также подтвердил, что азербайджанская сторона не атакует мирных жителей. В своем обращении к народу, сделанном вечером 20 сентября, президент И.Алиев сказал, что «высоко ценит» позицию, занятую правительством Армении. И хотя разговоры об «этнической чистке» велись некоторыми официальными лицами западных стран и авторитетными медиа, заявление помощника Государственного Секретаря США М.Миллера от 28 сентября должно серьезно ослабить давление на Баку. По словам Миллера, позиция США заключается в необходимости предоставления карабахским армянам выбора «без давления» – остаться на родине или покинуть её. В переводе с дипломатического языка на обычный, это заявление означает отказ Вашингтона приравнивать свободный массовый выезд армянского населения к этнической чистке, как того требует армянское лобби и его многочисленные сторонники.
Так почему же карабахский узел был разрублен именно данным образом и в данное время? Военное решение не было предпочтительным вариантом для Азербайджана, по крайней мере, после октября 2022 года, в ситуации, когда Армения прямо признала территориальную целостность Азербайджана с Карабахом без каких-либо предварительных условий, а выживание де-факто республики в сколько-нибудь долгий срок, очевидно, перестало быть реалистичной перспективой.
Москва все больше теряла способность или желание обеспечить контроль даже в резко сокращенных границах «НКР» после 2020 года, предпочитая вместо этого договариваться с Азербайджаном и Турцией. На этом фоне Баку резонно считал, что руководство в Ханкенди вскоре смирится с неизбежным. Результаты переговоров Пашинян-Алиев в Праге в октябре 2022 года и их дальнейших встреч в Брюсселе подчеркнули, что Ереван де-факто отказался от претензий на представление своих бывших протеже в Карабахе, в то время как крупные международные игроки давно свыклись с неизбежностью интеграции Карабаха в Азербайджан, сосредоточив внимание на усилении своего влияния в регионе в новых геополитических условиях.
Установка азербайджанского КПП на Лачинской дороге, которую сепаратисты считали абсолютно недопустимой, должна была только подчеркнуть безальтернативность происходящего. С военной точки зрения, в течение трех лет, прошедших после Трехстороннего заявления от 10.11.2020, Азербайджан планомерно укреплял свое всестороннее доминирование в Карабахе, поскольку стало очень легко получать точную информацию о местонахождении оставшихся вооруженных подразделений и важных военных объектов внутри анклава.
Говоря о причинах, побудивших Азербайджан усилить давление на карабахских армян на протяжении этого года, просто необходимо упомянуть гуманитарные аспекты. С лета 2022 года Баку начал переселение мирного населения на освобожденные территории, начиная с Зангилана, а впоследствии – в Шушу и Лачин. В Физули и Зангилане, к примеру, уже были сданы в эксплуатацию аэропорты, также стали проводиться сельскохозяйственные работы в освобожденных районах. В сентябре этого года местные школы открыли свои двери для первых учеников. В этой ситуации защита безопасности переселенных семей и обеспечение надлежащего функционирования местных объектов превратились в вопросы государственной важности и, конечно же, Баку рассматривал демилитаризацию Карабаха как непременное условие их решения.
Однако все эти структурные изменения не смогли заставить Ханкенди смириться с новыми реалиями: напротив, сепаратисты продолжали настаивать на общении с Баку на равных и отрицали возможность интеграции с Азербайджаном. Более того, они не провели демилитаризацию региона, несмотря на все давление со стороны Баку. Даже закрытие Лачинской дороги, которое считалось решающим аргументом, который наконец убедит армян принять условия Азербайджана, не помогло.
Любопытно, что некоторые значимые фигуры, такие как Самвел Бабаян и Виталий Баласанян, участники первой Карабахской войны, в связи с последними событиями заявили, что на протяжении долгого времени объясняли карабахскому «правительству» необходимость признать суверенитет Баку и вести переговоры на этих условиях. Однако это было проигнорировано. Упомянутые фигуры объясняют это «предательской деятельностью правительства». В связи с этими обвинениями, а также с плачевными итогами деятельности Варданяна в Карабахе, в армянском обществе будет неизбежно актуализироваться вопрос о том, кому в реальности служили сепаратисты и в какую разуршительную цену для внешнеполитического суверенитета Еревану обошлась максималистская позиция по отношению к Баку.
Частично вину за эту эскалацию следует возложить на правительство Армении, которое не смогло придерживаться последовательной и четкой позиции по вопросам мира и будущего статуса Карабаха. Вместо этого оно продолжало колебаться, в то время как участие Еревана в информационной «кампании голода» против Азербайджана (вспомним хотя бы провокационное выступление МИД РА Арарата Мирзояна на посвященном этому специальном заседании Совета Безопасности ООН) и некоторые другие шаги разрушили ту, пускай и минимальную, линию доверия, которая была достигнута между Алиевым и Пашиняном во время их нескольких встреч, состоявшихся в 2022-2023 годах.
У Баку были разумные оговорки сомневаться в искренности руководства Армении в отношении мирной повестки, подозревая его в желании выиграть время, пока не произойдут какие-то благоприятные геополитические изменения и армия Армении не окрепнет, чтобы попытаться сместить баланс в свою пользу. Более того, последние попытки Еревана представить Азербайджан как союзника России, пытающегося «наказать» Армению за ее предполагаемый дрейф на Запад, вызвали серьезное возмущение в Баку, отношения у которого с Москвой в последнее время – далеко не безоблачные. Баку справедливо указывает на тот факт, что Армения продолжает оставаться военным союзником РФ с крупной военной базой на своей территории, доверяющей охрану своих границ российским офицерам. Также Армения неизменно фигурирует в списке стран, наиболее активно помогающих России обходить западные санкции: их взаимный торговый оборот подскочил в несколько раз после начала большой войны в Украине, причем высокотехнологичные компоненты, приобретаемые Арменией на Западе, составляют его существенную часть.
Таким образом, «24-часовая война» 2023 года, возможно, положила конец 35-летнему карабахскому конфликту. Азербайджанские военные части полностью контролируют карабахские города Ходжалы и Агдере (Мардакерт), что было обеспечено без их штурма. Остальные ключевые населенные пункты – Аскеран, Ходжавенд и Ханкенди переходят под контроль АР.
Последней эскалации вполне можно было бы избежать, если бы сепаратистское руководство не продолжало бы до самого последнего момента отрицать очевидное и отказываться от предложений Баку. В своей свежей статье известный армянский журналист Татул Акопян обрушился с критикой на армянские элиты за их неизменный максимализм и нежелание разрешить конфликт на приемлемых условиях, начиная с 1997 года и вплоть до последних недель. Фактически он вторит линии первого президента РА Тер-Петросяна и его советника Либаридяна, которые постоянно предупреждали армянское общество о неправомерности позиции Еревана и необходимости идти на компромисс вместо максимализма.
Переговоры в Евлахе и последующие встречи должны прояснить контуры процесса реинтеграции и будущее азербайджано-армянских отношений в целом. Эта ситуация представляет собой рабочую возможность для двух стран наконец договориться о всеобъемлющем мирном решении, поскольку, скорее всего, вопрос «поддержки Арцаха» больше не будет оставаться в политической повестке дня Армении, что ослабит давление со стороны Еревана.
Тревожной тенденцией на данный момент является отсутствие у Армении твердого и без экивоков выраженного намерения распрощаться с конфликтом раз и навсегда: часть околоправительственных кругов подогревает общественные настроения, распространяя нарратив о якобы готовящейся совместной азербайджано-турецкой атаке на Армению с целью «пробить» Зангезурский коридор и фактически аннексировать крайний юг РА. Эти разговоры ведутся несмотря на то, что помощник Президента Хикмет Гаджиев недавно публично опроверг возможность использования силы в целях открытия коммуникаций с Нахчываном, а турецкий лидер заявил, что на случай отказа Еревана согласован резервный вариант о создании коридора через территорию Ирана.
Вместе с тем надо заметить, что значимость решения – открывать для Азербайджана Зангезурскую дорогу или нет – может в корне измениться: если до последних событий ее статус мог рассматриваться как симметричный Лачинской дороге, таким образом гарантируя свободное перемещение армян между Арменией и Карабахом, то теперь Ереван может принимать решение, исходя исключительно из собственных экономических и геополитических интересов.
Для Азербайджана новая ситуация несет целый ряд как новых возможностей, так и рисков. С одной стороны, если Армения окончательно решится перевернуть последнюю страницу конфликта, открываются новые возможности для более самостоятельного развития региона. Серьезную подпитку получат проекты вроде Срединного Коридора, использующие уникальный потенциал Южного Кавказа как транспортного узла между Европой и Азией. Формирование новой структуры интересов в регионе создаст прочные основания для долгосрочного сотрудничества и мира между его тремя республиками, чье развитие до сих пор сильно ограничивалось конфликтами. В таком сценарии, практически неизбежен выход Армении из ОДКБ и, по сути, формирование новой геополитической реальности – Южнокавказско-центральноазиатского блока с особой ролью Турции.
Судьба «НКР» и людей вроде Рубена Варданяна, который сделал ставку на разжигание противостояния во имя прихода во власть в Армении, а в итоге оказался в бакинской тюрьме, должна убедить в том, что ставка на конфликт с Азербайджаном в нынешних условиях – предельно проигрышная.
Тем не менее, позитивный сценарий отнюдь не гарантирован. Во-первых, разговоры об этнической чистке, которые и так на протяжении последнего времени доносились из каждого утюга, наверняка только прибавят остроты в дальнейшее противостояние. По окончании контртеррористической операции, после встречи в Евлахе азербайджанская сторона приступила к оказанию гуманитарной поддержки армянскому населению.
Вполне ожидаемый массовый выезд армян Карабаха в Армению спровоцировал новый виток обвинений в адрес Баку. Эти обвинения составляют удобный предлог для оказания давления. Почти наверняка армянские диаспоральные организации (в первую очередь, в США) ради хотя бы частичного сохранения собственного политического веса усилят давление на Ереван, направленное на предотвращение нормализации отношений с Баку и Анкарой. Также будут всячески препятствовать возвращению карабахских армян в родные дома, поскольку это автоматически поставит крест на любых попытках обвинить Азербайджан.
Особо стоит выделить деструктивную роль, которую для мирного процесса в настоящий момент играет Франция: так, визит ее министра иностранных дел Катрин Колонна в Ереван, по итогам которого было объявлено о передаче Армении французских вооружений, неизбежно подстегнет радикалов и реваншистов. Комментируя решение президента Алиева не ехать на саммит Европейского Политического Сообщества в Гранаду, где была запланирована его встреча с Пашиняном, Баку прямо объяснил его неприятием участия в переговорах президента Макрона. При этом было подчеркнуто, что Азербайджан готов продолжать переговоры в трехстороннем брюссельском формате.
Будущая роль российской миротворческой миссии в Карабахе (и будет ли она вообще), имеющая мандат до ноября 2025 года, выглядит пока неопределённой. Москва будет пытаться сохранить влияние в регионе, вероятно, ведя переговоры с Баку о своих новых обязанностях. Согласно одному из сценариев, российская сторона постарается закрепиться в роли полицейской силы, осуществляющей повседневный контроль.
Пока непонятно, как поведет себя РФ, если будет смещено правительство Н.Пашиняна на откровенно лояльное Москве (вероятность чего пока невысокая). Можно предположить, что в таком случае Москва постарается не допустить нормализации отношений Армении с Турцией и Азербайджаном, дабы укрепить свое влияние в стране и помешать формированию единого Южнокавказского региона. Поэтому стоит ожидать усиление борьбы различных центров силы за влияние в Армении, что ставит серьезные угрозы стабильности перед небольшой и ослабленной в военном и моральном смысле республикой. Подобная хаотизация Армении может поставит ряд серьезных внешнеполитических дилемм перед Азербайджаном.
Мурад Мурадов, соучредитель и заместитель директора Бакинского аналитического центра им. Топчубашова, Азербайджан