Занимавший должность Президента Республики Армения с 9 апреля 2018 года Армен Саргсян по прошествии почти четырех лет в воскресенье 23 января подал в отставку, строгим текстом изложив причины своего решения.
Судя по комментариям в соцсетях и прессе, опубликованный текст вызвал больше вопросов, чем ответил на имеющиеся и возникшие уже после публикации вопросы.
В то же время, есть все основания считать, независимо от текстов, публикуемых в том числе и самим экс-президентом, что его отставка – это одно из важных, знаковых проявлений смены элит и закономерной политической смены поколений: «старые» должны уйти, прийти должны «новые». Однако, данной отставкой вырисовываются примечательные нюансы, дающие пищу для размышлений, важных для понимания внутриполитических реалий в Армении, которые, в свою очередь, способны предопределить ход событий в стране. Поэтому для полноты картины видится необходимость представить отдельные значимые эпизоды/этапы пройденного вместе со страной пути.
Революция, не направленная против президента
Президентство Армена Саргсяна началось так же внезапно, как и завершилось. И началось совсем в другой политической «системе», в другой политической ситуации. В день его присяги, 9 апреля 2018 г., завершился второй срок занимавшего пост президента Сержа Саргсяна, страна переходила на парламентскую систему правления, в которой президенту отводились те же самые функции, что и сейчас. Дефицит объема функций мог и тогда вызывать недовольство Армена Саргсяна, – Серж Саргсян, предложивший ему занять этот пост, отозвав из Лондона с должности посла Армении в Соединенном Королевстве (2013-2018 гг.), не обещал ему этих полномочий добавить.
И это были дни, когда по всей стране уже набирали обороты спонтанные, децентрализованные митинги протеста, в которых стало проявляться наработанное за двадцатилетие авторитарного режима все «протестное творчество масс», а власть Сержа Саргсяна, стремившаяся «бесшумно устроить» свое воспроизводство в третий раз, проявляла свою полную неспособность что-либо этому противопоставить – ни аргументами, ни действиями. Через считанные дни оказалось, что, как в классике, «это – не бунт, это – революция», и революционный пеший поход Никола Пашиняна с соратниками вызвал фатальную детонацию для тщательно выстроенной комбинации Серж Саргсяна, вынудившую его объявить об отставке.
А президент… Эта революция была не против него и не про него. Хотя, как политическая персона, фактически, занявшая этот пост голосами парламентского большинства из партии Сержа Саргсяна за считанные дни до того момента, когда то же самое большинство по требованию десятков тысяч протестующих избрало премьером лидера революции, он не мог не вызывать вопросы. Эти вопросы задавались, и Армен Саргсян на эти вопросы отвечал, отвечал достойно, и во всяком случае, со временем этих вопросов становилось все меньше.
А когда часть «якобински настроенных» революционных активистов продолжала задавать вопросы, Никол Пашинян заступился за президента, заявив публично, что «нет причин, чтобы президентство Армена Саргсяна не продолжалось до положенного срока – 2025-го года».
Угроза хаоса – ноябрь 2020-июнь 2021, бунт военных, недопонимание и дисгармония: католикосы и президент – против правительства Пашиняна
Революционная идиллия и рекордный по экономическим показателям 2019 г. были периодом, способствующим не обострению объективных противоречий, а точно наоборот. Но ситуация изменилась в 2020 году. Внешнеполитическое давление на Армению усиливалось и со стороны противников, и со стороны «вековых друзей», теряющих терпение и ждущих удобного момента в условиях практического отсутствия «головы» у свободного мира. И удобный момент приблизил и оформил коронавирус, обрушивший мировую экономику и всю систему международных контактов.
44 дня войны, разной значимости ошибок, своих и чужих, объективных и субъективных, невиданного героизма поколения и вопиющей наивности одних, малодушия других… перманентный режим поиска виноватых и самовыдвижения разнокалиберных «спасителей», мелкой мести и злопамятства, бестолкового на фоне тотальной фрустрации… – это груз, который мало кто возьмется нести после того, что было подписано 9/10 ноября 2020 г., чем и закончилась война и сразу началась 8-месячная гибридная война внутри страны.
«Я главный ответственный, но не главный виновный», – заявлял Никол Пашинян сразу после войны, парируя нападки оппонентов, требующих его немедленной отставки и передачи власти разным версиям «временных правительств», предлагаемых разными «спасителями» от ораторов на улице до резиденций всех экс-президентов, Академии наук, ведущих вузов, католикосов Армянской Апостольской Церкви в Эчмиадзине и Антилиасе (Ливан).
Президент должен был сделать выбор, и этот выбор он сделал, что и запомнилось: 16 ноября 2020 г. появилось его обращение с призывом к правительству и премьеру подать в отставку. Но пиком «элитного бунта» стал «протест» высших военных чинов во главе с начальником Генштаба ВС Армении Оником Гаспаряном, подписавших беспрецедентное коллективное обращение с требованием отставки действующего правительства. Премьер Пашинян, опираясь на общественную поддержку, выдержал и этот удар, отправив своим распоряжением в запас генерала Гаспаряна. Президент и здесь сделал выбор, в своем роде «нейтральный»: не подписывать соответствующий указ, но и не направлять в Конституционный Суд. Это тоже запомнилось, и сложились разные мнения: одни сочли, что Армен Саргсян «умыл руки», другие – что он «не захотел воспротивиться ни тем, ни другим», третьи – что законность увольнения не может оспорить даже считающийся проблематичным в своих политических пристрастиях Конституционный Суд (что подтвердилось позже: суд признал законным увольнение НГШ), и президент знал об этом, поэтому «не сделал ставку на КС». Хотя, несомненно, он не мог не знать или не осознавать – чем чревата задержка с подписанием, когда выступление военных было не без основания названо попыткой государственного переворота, а группа уличных «спасителей» призывала армию поскорее ввести силы в столицу и отстранить от власти законное, демократически избранное правительство.
Внешнеполитическое ведомство, полномочия и ревность: встречи с госсекретарем Помпео и будущим кандидатом в президенты Байденом
Возможности и связи Армена Саргсяна на внешнеполитическом поприще, безусловно, внушительны, и коммуникации с «сильными мира сего» заметным образом ему «давались легко». Свидетельством тому – ставшие «привычными» официальные визиты и встречи с британским королевским домом, арабскими монархами и наследными принцами Иордании, Катара, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Саудовской Аравии, главами мировых технологических и оборонно-промышленных гигантов, выступления в качестве основного докладчика на мировых форумах, чего не удавалось другим высшим руководителям Армении. Согласно имевшим с Арменом Саргсяном близкие отношения персонам, сразу же после революции в «новом» МИДе такая активность стала вызывать определенную ревность и неприятие.
Проявлением ее стал, к примеру, факт его встречи с тогдашним госсекретарем США Майком Помпео в июне 2018-го года на фоне того, что глава МИД Армении Зограб Мнацаканян впервые встретился с ним в октябре 2020-го, в самый разгар 44-дневной войны, когда Вашингтон предпринял третью, после РФ и Франции, неудачную попытку остановить войну. Однако, это уже была встреча в другой реальности. Или же встреча и обмен визитками с Джозефом Байденом, пока еще даже не кандидатом в президенты, в кулуарах Мюнхенской конференции в феврале 2019-го. Президент Армении прямо спросил: не собирается ли Байден баллотироваться в ноябре 2020-го? Ответ не стал доступным для публики, зафиксировали только «разговор шепотом», но CNN подметила, что «благодаря вопросу президента Армении Байден оказался в центре внимания».
О скандале с гражданством, события в Казахстане и заявление премьера Пашиняна
Будучи университетским ученым в области физики в советский период, со связями с коллегами в Кембридже, в 1992 г. он стал первым временным поверенным, а затем Чрезвычайным и Полномочным послом Армении в Соединенном Королевстве, и в промежутке до 1996 г., до назначения премьер-министром, был назначен Главным послом Армении в Европе, в Европейском Союзе, в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, в Святом Престоле Ватикана.
После кратковременного премьерства, до прихода Р.Кочаряна в 1997 г., «самоучка»-дипломат оказался впоследствии еще и довольно успешным бизнесменом, со знанием дела включившимся в работу разных международных финансовых структур и корпораций, был главным консультантом в таких организациях, как Alcatel, Lucent, Telefonica, British Petroleum, Merrill Lynch, Bank of America и др., неоднократно участвовал в форумах в Давосе. И будучи свободным от обязательств перед государством, он смог позволить себе британское гражданство, тем более, что двойное гражданство позволялось по армянскому законодательству. Однако, с возвращением к государственным обязанностям в 2013 г., в частности, на пост посла в Британии, а затем президента Армении, вопрос его гражданства поднимался, поскольку занимать этот пост можно только с армянским гражданством. Армен Саргсян отвечал, что задолго до своего президентства, в 2011 г., он отказался от британского гражданства, и его доводы показались убедительными и для Никола Пашиняна, о чем он публично в 2018 г. заявил и «закрыл» эту тему надолго, до отставки Саргсяна.
Сразу после отставки известный в Армении сайт журналистских расследований Hetq.am опубликовал статью под названием «Пирамида лжи Армена Саргсяна обвалилась: президент вынужден был подать в отставку», в которой говорится, что Центр освещения коррупции и организованной преступности (OCCRP) направил президенту Армену Саргсяну запрос о наличии у него гражданства другой страны, он попросил представить доказательства. Утверждается, что Саргсян являлся гражданином расположенного в Карибском море небольшого государства – Сент-Китс и Невис. «Есть один примечательный факт: перед этим А.Саргсян ответил на ряд наших вопросов о наличии у него гражданства Сент-Китса и Невиса. В это время он находился с официальным визитом в Объединенных Арабских Эмиратах. Там Армен Саргсян сообщил об уходе в отпуск в связи с проблемами со здоровьем. В отставку он подал, так и не вернувшись в Армению», – говорится в публикации. Пресс-служба президента опровергла эти утверждения, и авторы статьи отмечают также, что трансграничное расследование будет опубликовано позже, так что развитие темы в будущем ожидается. Отметим также, что Генпрокуратура направила материал в СНБ Армении для расследования.
События в Казахстане, повлекшие отстранение от политических и экономических рычагов семью и близкое окружение Назарбаева, породило еще одну версию отставки Армена Саргсяна. В частности, речь идет о том, что он, ведя бизнес в Казахстане, а также в России, принял решение под российским давлением. Однако, это остается версией без фактического или, хотя бы, аргументированного подтверждения, а премьер-министр Пашинян, как и члены его политической команды заявили о том, что исключают какое-либо давление на президента в его решении. Циркулирует еще и «подверсия» о том, что якобы он «знает», что Пашинян будет «сдавать страну, соглашаясь на союзное государство, с чем Саргсян не согласен». Эту и иже с нею версии трудно комментировать…
Вместо заключения: внешнеполитический и внешнеэкономический потенциал и неиспользованные возможности
Разногласия и противоречия между президентом и революционным правительством, носящие до 44-дневной войны больше философско-мировоззренческими, обусловленные в том числе и принадлежностью к разным поколениям, и это можно было преодолеть ради осознанного общего интереса и блага, то после войны они обрели также конкретные очертания и практический характер, и преодолевать психологический барьер становилось обоюдно все труднее.
Однако, остается стойкое убеждение, что разногласия все же не были непреодолимыми. Армен Саргсян вызывал неприязнь у окружения Р.Кочаряна, видевшие в нем «опасный позитив», способный стать угрозой криминально-олигархическому режиму. А из близких к Армену Саргсяну источников стало известно, что одной из причин его отъезда после премьерства в 1997 г. стала угроза для его жизни. Стало быть, возможность того, что президент может переметнуться в лагерь «спасителей» была близкой к нулю. И стало очевидно, что государственная машина, независимо от персоналий, оказалась неспособной, «не доросла» до того уровня, чтобы трансформировать возможности и связи одного человека в возможности для общества и государства, а сплетни и конспирологические «новости» способны создать обстоятельства непреодолимой силы, достаточные, чтобы «достать» отдельно взятого человека.
Премьер Пашинян заявил на следующий день после отставки Саргсяна, что видит «необходимость гармонии между институтами президента, парламентского большинства и правительства». Что это означает гармония в данном случае? Будет ли новый президент однопартийцем, который априори будет согласен с законодателями и правительством? Или же говоря «гармония», подразумевается более широкий контекст, позволяющий новому президенту стать той объединяющей фигурой, которая и предполагается под президентским институтом в парламентской республике, и будет всегда «над схваткой»?
Для точного ответа на этот вопрос понадобится время небольшое – несколько дней. Больше времени потребуется, чтобы понять – удастся ли капитализировать те внешнеполитические и внешнеэкономические наработки, которые получили определенные очертания в результате деятельности Армена Саргсяна. Прежде всего, речь идет о нормализации отношений с Саудовской Аравией и реализация ряда экономических проектов, проектов с ОАЭ и др., и вообще – диверсификация всех политик с переориентированием «центра тяжести» в том числе на Юг. Очевидно, что это уже будет зависеть не только от нового президента, но и правительства, парламента, всей государственной машины и самого общества.
Рубен Меграбян, Армянский Институт международных отношений и безопасности (AIISA, АИМОБ), Ереван