Разговор в Бакинском пресс-клубе (основные тезисы):
… Тезис «торговля с Арменией только после признания границ друг друга» – он как бы очевидный, самодостаточный и на все времена. Несмотря на его дежурный характер, здесь и сейчас я бы в логике Баку его рассматривал в трёх (как минимум) взаимосвязанных измерениях: сглаживание информационного накала, апелляции к Москве, очередной пас предвыборной Армении. Вы эти моменты подраскрыли в разговоре выше, могу только попытаться «усилить»:
– Динамика приграничного обострения вокруг Черного Озера (и не только) диктует потребность сглаживающих заявлений. Их появление – само по себе позитивный сигнал – пока перепалки и драки на спорных участках обновляемой границы не переросли в перестрелки со всеми вытекающими. Тональность этого заявления уравновешивает информационную тактику Баку с элементами «зеркальных территориальных претензий» в сторону Еревана. Насколько эта тактика дальновидна в принципе – вопрос дискуссионный, однако инфополе попридержать стоит. Так как его несёт уже к раскладам по типу «азербайджанские военные в Зангезуре вдоль коридора как баланс/компенсация за присутствие российских «миротворцев» в Карабахе». Попридержать стоит безотносительно того – это «утечка инсайдов» или иллюзии информационных бойцов.
– Да, на текущий момент, это заявление о необходимости признания границ адресовано именно Москве. И дело не только и не столько в том, что в обозримом будущем делимитация/демаркация армяно-азербайджанской границы невозможна без посредничества единственно возможного «эвентуального союзника» в регионе. Этот процесс не может быть не увязан в систему азербайджанских претензий в адрес Кремля. И, соответственно, торгов. Претензии эти вообще-то на поверхности, хоть и просачиваются в паблик дозировано и наскоками. Вопрос мандата «миротворцев» в Азербайджане так и не решён, что диктует свою логику и динамику поведения РФ на территории АР под своим военным протекторатом. …Искандеры (хоть Э, хоть М) не смеются уже давно, а то, что «затихли» и их обломки на стенде в Баку – сути особо не меняет.
– О географии, геометрии взаимных приграничных претензий сказано предостаточно. От войны (до)советских карт между собой и против системы GPS – до моделирования и вбросов о «компромиссных обменах». Баку по понятным причинам играет с позиции силы. Апелляции к ОДКБ – это уже не про похороны организации, а про панихиду по ней. И Москву это всё устраивает. Это я к тому, что искать ответ на вопрос «чьей территорией считает нагорную часть Карабаха Россия» – бессмысленная трата энергии и времени. Что бы ни сказал Путин до, и как бы его ни «опровергали» Лавров, Песков, Захарова или, к примеру, прости Господи, Дугин – после. Отсутствие четкости и такая многовекторная неопределенность – это для Кремля линия поведения и один из базисов для проведения дальнейших (по необходимости) активных мероприятий влияния. В информационном поле, как минимум. И Москве совершенно не важно, сколько в Карабахе останется армян под их контролем, к тому же если у части из них будут российские паспорта. И процесс «промывки голов» здесь уже – не прерогатива Армении.
– Как бы ни было сложно, но представим себе, что процесс демаркации госграницы завершен. Однако и это не снимает с повестки дня для Баку вопрос существующей новой линии разграничения. И не с Арменией, которая не субъектна по формированию каких-либо влияний на территории под российским военным контролем… Берем вообще пока фантастический вариант – Ереван признает территориальную целостность Азербайджана. Заданный вами вопрос – зачем тогда «миротворцы» – становится риторическим. Инициативы Баку реально нормализовать отношения с Арменией в логике Кремля могут рассматриваться в двух ипостасях: а) как демарш – это если реально и без посредничества, б) как отработка общей «линии партии» по взятию под контроль региона в целом. Вам ещё не рассказывали про то, что был же период до «крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века», когда армяне и азербайджанцы нормально жили. Вместе с грузинами, кстати. Нет? – Расскажут, не сомневайтесь. В том или ином виде. – Нагнетание обстановки вокруг демаркации границы объективно играло на руку «реваншистам» в Армении. Часть из них, работающая в предвыборной гонке по принципу «чем хуже, тем лучше», ничего кроме рвотного рефлекса не вызывает. Никол Пашинян и в таких условиях умудряется не тонуть окончательно (есть те, кто считают, что он даже набирает – вероятности раскладов оценивать не берусь). Далее – просто несколько банальных мыслей вслух. Никол Пашинян может прийти первым в парламентской гонке очень по-разному. В том числе, и с отсутствием вариантов для коалиции. В этом плане показательна спешка Кремля по проталкиванию известных региональных инициатив до 20 июня. Результаты выборов могут не нормализовать политическую жизнь в Армении, а запустить новую волну хаоса. Управляемый (как считают в Кремле) хаос выгоден Москве. Выгодна ли линейно Азербайджану дальнейшая «российская губернизация» Армении? Ответ на мой взгляд, очевиден, но непопулярен.