Азійський монітор Публікації експертів

Межафганский мирный процесс: проблемы и перспективы

Вашему вниманию предлагается статья таджикских политологов Шерали Ризоёна и Махмуда Гиёсова о текущем состоянии и перспективах развития ситуации в Афганистане в контексте мирного процесса и вывода контингента США из Афганистана.

Шерали Ризоён

На протяжении 40 лет в Афганистане продолжается политический кризис с несколькими этапами гражданской войны. За этот период изменились воюющие стороны (появились новые акторы, вооруженная оппозиция пришла к власти, был создан переходное правительство и т.д.), их декларативные целы, а также трансформировалась позиция внешних поддерживающих государств.

Сегодня очевидно, что Афганистан выступает полем для противоборства внешних сил, и внутренние элитарные группы изменяются с трансформацией политики внешних вовлеченных сторон. Внутренний дискурс страны показывает, что восстановления исламского государства, т.е. Эмирата не считается привлекательной идеей для большинства граждан Афганистана, поскольку несколько партий, движений и группировок с привязкой ислама в своем названии борются друг другом. Двадцатилетнее присутствие США в Афганистане и их отношения с воюющими сторонами изменялись вплоть до диаметрально-противоположной. США и другие внешние вовлеченные стороны в дальнейшем будут вести ту политику, которая может обеспечить реализацию их постоянных интересов.

Махмуд Гиёсов

Талибан после подписания мирного договора с США в Дохе в феврале 2020 года позиционировали себя как «победители». Ряд аффилированных с ними группировок на севере Афганистана поздравили Талибан с «победой» в этой 20-летной войне. Центральное правительство Афганистана несмотря на ряд кризисов, которые появлялись после выборов, смогло устоять, хотя, фактор интересов отдельных элитарных группировок не позволил полностью выступать единым фронтом. Несмотря на это, внутриполитические процессы Афганистана и политика ключевых вовлеченных держав остается трудноизмеримой и непрогнозируемой, что актуализирует постоянный мониторинг ситуации.

Внешние и внутренние вовлеченные стороны афганского конфликта пришли к такому пониманию, что решение вопроса возможно только политическим путем, т.е. переговорами. Хотя, политическое решение каждой из этих сторон понимается как соблюдение их интересов, что в нынешней ситуации считается невозможным. Поэтому внутриафганский слоган о том, что «мы воюем для достижения мира» будет выглядеть ожидаемым сценарием в ближайшем будущем. Мир возможен в условиях единства мнений, подходов и соблюдения интересов всех вовлеченных внутренних и внешних сторон конфликта, что, к сожалению, сегодня не наблюдается. Для раскрытия данного тезиса рассмотрим ряд условностей, которые в совокупности влияют на мирный процесс в Афганистане:

Мирный договор США и Талибан в Дохе и ее результаты для обеих сторон. Президент Трамп и его администрация перед выборами 2020 года наряду с внутренними вопросами, предприняли ряд инициатив во внешней политике, одним из которых является достижения мира в Афганистане и вывод войск США и их союзников по НАТО из этой страны. После 18-месячных переговоров 29 февраля 2020 года между США и Талибаном был подписан договор, ключевыми моментами которого являются: 1) Вывод войск США и их союзников из Афганистана до 1 мая 2021 года (согласно заявлению Джо Байдена, США определили дату вывода 11 сентября 2021 года, т.е. к 20-летию террористических атак на Башню Близнецов в Нью-Йорке); 2) Освобождение 5 тысяч сторонников Талибана из тюрем Правительства Афганистана и 1 тысячи пленников из числа вооруженных сил официального Кабула со стороны Талибан; 3) Начало мирного переговорного процесса и вывод руководства Талибан из черного списка Совбеза ООН; 4) Талибан обязался, что его войска и аффилированные с ним силы в Афганистане не будут предпринимать против США и их союзников военные акции, а также не будут сотрудничать с Аль-Каидой и другими террористическими организациями.

Исходя из сегодняшних реалий можно констатировать, что договор в большей степени обеспечил интересы США и Талибан. Плюсом для США и их союзников является то, что: 1) после подписания договора их войска не подверглись нападению со стороны Талибан; 2) Военный бюджет США в Афганистане от $38 млрд в 2019 году, сократился до уровня одной пятой в 2020 году; 3) Из 14 000 войск сегодня в Афганистане находятся 2500 человек.

Талибан после подписания договора достиг следующих выгод: 1) освобождение 6100 заключенных из правительственных тюрем; 2) получение международного признания; 3) официальное признание как основной оппозиционной силы правительству Афганистана; 4) высокое чувство гордости позиционирование в качестве победителей в 20-летней войне. В целом, вышеназванные пункты являются существенными достижениями, которые они смогли добиться за всю историю своего существования.

По мнению афганских аналитиков важным условием успеха Талибан в переговорном процессе с США был тот факт, что в их стороне участвовали 6 генералов и 3 опытных дипломата Пакистана, которые дирижировали весь процесс. Они в рамках обдуманного плана смогли завершить переговоры с обеспечением интересов Талибана. Очевидным фактом является то, что слабым звеном выступает правительство Афганистана, которое не смогло достичь очевидных успехов от мирного договора между США и Талибаном. Поскольку по оценке афганских аналитиков 90% выпущенных на свободу боевиков вернулось в поле боя, и Талибан усилили военный натиск в поле сражений, давления и атаки смертников на известных политических и религиозных деятелей, интеллигенцию, журналистов, и в общем граждан. В совокупности эти меры способствовали тому, что в глазах людей без того низкий рейтинг центрального правительства упал еще ниже.

Переговоры между делегациями правительства Афганистана и Талибан в Катаре. Согласно достигнутым соглашению между США и Талибаном, межафганский мирный процесс начался 12 сентября 2020 года в Дохе с участием представителей правительства и движения Талибан. Все раунды переговоров были безрезультатными и несмотря на давления на обеих сторон об их продолжении, в начале 2021 года прекратились. Единственным достижением переговоров можно назвать встречи сторон и ознакомление с позициями друг друга.

Диалог между США, правительством Афганистана и Талибаном о возобновлении мирных переговоров. Правительство Афганистана и Талибан с приходом новой администрации США приняли выжидательную позицию и ждали что предпримет Байден в отношении мирного процесса и как будет относится проблемам Кабула. Новая администрация США не изменила политику в отношении афганского вопроса и сохранила в должности спецпредставителя республиканца Залмай Халилзада.

Одной из его первых инициатив в начале марта было то, что он 10-ю страничным проектом под названием «Переходное мирное правительство» приехав в Афганистан, встретился с Президентом Ашраф Гани, главой Высшего совета по национальному примирению Афганистана Абдулла Абдуллой, экс-президентом Хамид Карзаем, и другими влиятельными политическими деятелями. Из Кабула совершив визит в Доху, ознакомил представителей Талибан. После совершил рабочие визиты ряду стран, влияющие на процессы Афганистана. Далее госсекретарь Энтони Блинкен написал 2-х страничное письмо Ашраф Гани и Абдулло Абдулло и в резкой форме выразил недовольство медленным продвижением межафганского мирного процесса и свой взгляд на предложенный проект США. Залмай Халилзад еще раз приехал в Кабул для продвижения процесса.

Предложения США для достижения мира в Афганистане, которые исходят от письма Блинкена и проекта Халилзада подразумевает следующее: 1) Переход афганского мирного процесса под покровительство ООН и в самое ближайшее время созыв министерской конференции с участием представителей США, России, Китая, Пакистана, Ирана и Индии для выработки общего подхода всех вовлеченных стран в отношении мира в Афганистане; 2) Проведение межафганских переговоров в Турции (первоначально было заявлена, что встреча в Стамбуле состоится 27 марта, но после московской встречи по Афганистану 18 марта 2021 стало известно, что будет проведена в апреле. МИД Турции недавно сообщил, что встреча в Стамбуле состоится с 24 апреля по 4 мая сего года), и достижения политического согласия сторон; 3) Формирование переходного правительства; 4) Общее перемирие; 5) Изменение конституции Афганистана; 6) Создание Высшего фикхского или шариатского совета; и т.д.

В целом, данный проект в большей степени не предусматривает интересы действующего правительства, так как важным пунктом назван создания переходного правительства, что равнозначно разделу власти с Талибаном. У последних только требуется соблюдения перемирия, что отвечает их интересам. Хотя по результатам Московской встречи 18 марта 2021 года, и Совместному заявлению расширенной тройки по мирному урегулированию в Афганистане, т.е. России, США, Китая и Пакистана, для Талибан неприемлем пункт 3 о не восстановлении Исламского Эмирата в Афганистане. Можно ожидать, что данный вопрос будет одним из существенных в ходе переговоров в Стамбуле. Если Талибан не примет этот пункт, то достижения мира и успешность мирного процесса в Афганистане будет туманным. Если согласятся, то в глазах мирового сообщества укрепятся как легитимный властообразующий фактор в Афганистане.

Проект США для мирного процесса в Афганистане включает в себе ряд пунктов и по результатам межафганских встреч могут изменятся и дополнятся. Данное обстоятельство наводит на мысль, что США с ускорением мирного процесса в Афганистане повторяют опыт СССР по спешному выводу Ограниченного контингента. Несмотря на это, следует учесть фактор пандемии COVID-19 и тот факт, что в США имеют серьёзные познания об основных воюющих сторонах в Афганистане, и данный вопрос требует отдельного рассмотрения.

Правительство Афганистана с учетом объективных и субъективных факторов выразило готовность к возобновлению переговоров. Несмотря на это президент Ашраф Гани и члены его правительства в различных заседаниях выражали несогласие относительно идеи создания переходного правительства и предлагали провести внеочередные выборы и этим путем запустить процесс мирной передачи власти.

Представители Талибан участвовали в заседании в Москве и выразили готовность о своем участии в Стамбульской встречи. Что касается их позиции относительно предложенного проекта США, они не дали конкретных ответов. Хотя представители Талибан в Московской встрече в лице Мухаммад Наима и Мухаммад Сухейл Шахина прокомментировали общее заявления и отметили что с пунктами касательно перемирия, т.е. не объявление весенне-летней наступательной кампании (2), и о не восстановлении Исламского Эмирата (3) они не согласны, поскольку выбор зависит от народа Афганистана. Таким образом, можно ожидать, что предметом торгов между внешними вовлеченными странами и Талибан в предстоящей встрече в Стамбуле будут именно эти пункты.

Основные выводы: афганский кризис объединяет в себе комплекс проблем политического, военного, социально-экономического характера и вопросы безопасности. Поэтому достижение всеобъемлющего мира и устойчивой стабильности в краткосрочной перспективе представляется невозможным. Этот тезис связан со следующими условиями:

Во-первых, отсутствие единства мнений между центральным правительством, партиями, движениями и влиятельными лицами относительно мира. С 2001 года все постталибские правительства Афганистана с учетом политических, этнических, партийных факторов и интересов отдельных лиц были слабыми и уязвимыми. Как во время администрации Карзая, так и сегодня в период Гани, не сформировалось сильное центральное правительство. Прошедшие выборы не были всеми признанными как внутри, так и за пределами страны, и сопровождались серьёзными разногласиями и приводили к кризису легитимности власти. Слабость центрального правительства и не выступления единым фронтом с влиятельными политическими партиями и движениями в целом способствовала слабости позиции нынешней элиты в переговорах с Талибаном. Практические действия правительства Афганистана в отношении освобождения военнопленных Талибан после давления США, и выражение разных позиций переговорной делегации в Дохе само является свидетельством слабости и необъединённости перед Талибаном. В этом ключе, исходя из вышеназванных факторов и с учетом интересов элитарных групп, можно ожидать более существенных уступок в процессе мирных переговоров Талибану как стороны центрального правительства, так и отдельных групп. Сегодня и Ашраф Гани выразил согласие относительно всех пунктов предложенного проекта США о мирном урегулировании, подготовил свой проект мирных предложений, в том числе о формировании переходного правительства, что равнозначно уходу его из власти.

Во-вторых, неопределенность позиции Талибан в отношении мира. Движение Талибан с учетом политических, военных, экономических, идейных (вопросы шариата) факторов имеет перед собой большие проблемы для продолжения мирных переговоров. С одной стороны, он должен удовлетворить мировозренческие и экономические потребности своих сил, и аффилированных с ними иностранных группировок, в первую очередь Аль-Каиды, и с другой – получить согласие своих зарубежных покровителей. Талибан стремится достичь полной победы в переговорах и получить большей выгоды от вывода иностранных войск, т.е. большинства портфелей в будущем правительстве. Новая политика США и слабость центрального правительства укрепляет позицию Талибана в предстоящих переговорах. Ожидается, что он достигнут своих целей и получит множество уступок. Сегодня трудно предположить, что Талибан как военное движение в долгосрочной перспективе будет вести себя уважительно к выбору граждан и оформит свои действия как политическая организация. Лидеры Талибана преподносят себя не как политическая группа, а как законные представители пуштунов, которые находятся во власти в Афганистане. Таким образом, исходя из этой их позиции всем нынешним лидерам пуштунов, в том числе Ашраф Гани и другим не будет места в политическом поле Афганистана. Талибан предполагает вести мирные переговоры не с центральным правительством, а с представителями других этнических групп Афганистана.

В-третьих, неопределенность механизмов и гарантий соблюдения мира с учетом исторического опыта Афганистана. Опыт государств прошедших гражданскою войну и подписавших мирные соглашения показывает, что в конечном документе до последнего нюанса определяется механизм реализации мира и выделяется пункт о гарантиях соблюдения мира со стороны ООН и других внешних вовлеченных государств. Опыт Афганистана доказывает обратное, так как в прошлом не соблюдались политические договоренности и подписанные документы. Недоверие к мирному соглашению и несоблюдение договоров можно назвать частью политической культуры элитарных групп этой страны. Поскольку ряд таких договоренностей не были соблюдены в 90-х годах ХХ века и нынешнее время.

В-четвертых, снижение стратегической и геополитической важности Афганистана во внешней политике США. Начиная с 2014 года, политика США направлена на «освобождение» от проблемы Афганистана и ежегодно уменьшаются финансовые затраты. В перспективе можно ожидать, что США воспользуются своим иракским опытом по урегулированию ситуации в Афганистане, и создадут условия для сближения сторон и обеспечения неустойчивой безопасности. Подобная политическая система постоянно находится в зоне риска, нуждается в внешней помощи и что существенно – позволяет контролировать ситуацию с наименьшими финансовыми затратами. С учетом фактора слабого правительства и важности финансовой и военной помощи для ее функционирования – появляется прекрасное возможность для военного присутствия в различных формах в таких территориях на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

В-пятых, фактор соседей Афганистана и разнообразность их интересов. Важное влияние на ситуацию в Афганистане имеют Россия, Иран, Китай, Индия, и в особенности Пакистан. От характера их внешней политики в отношении Кабула будет зависеть дальнейшая судьба Афганистана. В этом ключе, важнейшее значение имеет позиция и политика Пакистана в урегулировании афганского конфликта, и эта страна предполагает, что в Афганистане будет сформировано пропакистанское правительство. Афганистан для Пакистана имеет важнейшее военно-политическое значение и еще более существен фактор национальной безопасности Исламабада. Поэтому существует малая вероятность, что Пакистан пойдет на уступки для достижения мира в Афганистане.

В завершении следует отметить, что мир и стабильность в Афганистане также затрагивает интересы международных преступных групп. Нестабильность в этой стране приносит им финансовую выгоду от незаконной продажи оружья, наркотических веществ, и торговли драгоценными камнями. Мир в Афганистане подразумевает свертывание их деятельности, уменьшении богатства и уязвимости безопасности. Таким образом, сегодня с учетом всех вышеприведенных факторов и условностей трудно ожидать существенного прорыва в достижении мира и спокойствия в Афганистане, и ситуация сохранит свой непредсказуемый и непрогнозируемый характер.