Интервью руководителя Южнокавказского филиала ЦИАКР для Eurasia Dairy:
– Что даст России её длительное пребывание в Карабахе?
… В Вашем вопросе ключевое слово «длительное». Также не забываем, что это именно военное присутствие России на территории Азербайджана. В логике Кремля военная интервенция в Карабах решает комплекс задач. Это, во-первых, обоюдоострый «миротворческий крючок» и для Баку, и для Еревана. Здесь же и усиление силового влияния на Южном Кавказе, подтягивание региона целиком в свою сферу интересов, дальнейший контроль транспортно-логистических проектов – будь они запущены после нового статус-кво вокруг Карабаха. Россия в своём нынешнем состоянии по определению не способна предложить какую-либо позитивную интеграционную повестку. Посему остается лишь силовой, военный, де-факто оккупационный компонент. Это, повторюсь, в логике Кремля. Понимание этой логики даёт возможность не витать в облаках, трезво оценивать новую систему вызовов и рисков и, соответственно, формировать вменяемый инструментарий минимизации и противодействия. Касается не только Азербайджана…
– Можем ли мы расценивать заявления Затулина как волю Кремля?
… Ну, он много о чём разговаривает. Тут ведь вот в чём дело. В мировоззренческом восприятии таких как Затулин безотносительно того, что они вещают здесь и сейчас, не существует Азербайджана, Армении или Грузии как субъектов. В их имперском сознании вы для них – строго «Закавказье» и по отдельности интересны лишь как вассалы или объекты атак. Вокруг Карабаха в информационном поле Кремлем создана управляемая информационная помойка, где таким как Затулин и иже указано или позволено ситуативно покусывать Азербайджан, играя, как вам кажется, на стороне Армении. Параллельным громким информационным отрядом работает якобы «проазербайджанский пул» вещателей, которые вроде как тоже рупоры Кремля, но поют совершенно противоположные вещи, греющие душу азербайджанской аудитории. Все эти вещатели вам хорошо известны, вы их взахлёб цитируете, искренне негодуя, когда другой лагерь болтунов идёт, казалось бы, поперек линии Кремля. Это всего-навсего отработанная стратегия создания информационного хаоса и фрустрации у потребителя. Ничего нового на самом деле.
Раз уж мы о Затулине – он походу у вас записан в «проармянский пул». Но это упрощенчество и заблуждение. Хочу напомнить, как в апреле 2018 года его и ещё некоторых российских пассажиров чуть ли не «мокрыми тряпками» прогнали из Еревана. Тогда он работал на линию «Газпрома». А выгоняли его не только люди Н.Пашиняна, но и простые армяне. Сегодня во внутриармянском кризисе он со своим маргинальным «Лазаревским клубом» играет за оппозицию, лёг под ресурсы экс-президента Р.Кочаряна, работая на одну из олигархо-силовых кремлёвских группировок. Это не особо помогает Р.Кочаряну взять реванш, скорее, наоборот. Но все эти телодвижения – они не про Армению и не про Азербайджан…
– Что ещё может сделать Россия для увеличения своего присутствия в Карабахе?
… Де-факто новая военная база в Карабахе открывает Москве серьезное поле для маневра. И речь не обязательно в увеличении личного состава или номенклатуры вооружений контингента, хотя и эта опция заложена по умолчанию. В информационном плане Кремлем уже берутся пробы грунта, к примеру, по раздаче российских паспортов в «НКР», по русскому языку как второму «официальному» (а в логике Затулина – «государственному») языку там, другим аспектам «государственного строительства» под своим покровительством. То, что это муссируется «экспертами» разного уровня маргинальности или местными марионетками – не должно никого обманывать.
В текущей своей логике Россия не собирается сворачиваться и уходить из Карабаха по истечении подписанного пятилетнего срока. Это очевидно. А вот поменять обстоятельства для Кремля – задача для Азербайджана и его союзников. По моим ощущениям это понимают в Баку и готовятся уже сейчас.
– Как планы России остаться в Карабахе будут восприняты западными и региональными игроками?
… В формате такого разговора невозможно охватить этот вопрос. Запад – неоднороден, стратегии той же Турции (как союзника Баку) или Ирана – отдельные диссертабельные темы. Отмечу лишь, что Азербайджан формально российских «миротворцев» пригласил к себе добровольно. Под присмотром Турции, и тем не менее. Здесь и слабость, и сила позиции Баку. С одной стороны, при эскалационном сценарии сложнее будет апеллировать к международному сообществу. В то же время, ситуация будет замыкаться на субъектность Баку, без сомнений выросшую после военной победы в «44-дневной войне». А при стойкой позиции помогут и союзники, и попридержат пыл недоброжелатели.