Комментарий для «Зеркало.Аз»
Отрадно, что азербайджанская медиа/экспертная площадка поднимает такие вопросы. У Украины и Азербайджана к широкому спектру проектов сотрудничества добавляются и новые «перспективные» темы для обсуждения – как то: восстановление деоккупированных территорий и выведение «незаконных вооруженных формирований». Без лобовых аналогий, конечно, и тем не менее.
Что касается озвученных сумм на восстановление ныне оккупированной части Донбасса (15-21 млрд долларов США), то конкретные цифры, на мой взгляд, вторичны. Так как в любом случае они будут значительными. Превратить оккупированные территории в некое подобие «Сомали» с разрушенной до основания экономикой и инфраструктурой, с депрессивным и обманутым пропагандой населением – ничего нового, всё это почерк Кремля как оккупанта. И там прекрасно понимают цену вопроса по восстановлению всего этого. Поэтому промежуточными целями дальнейшего гибридного наступления РФ на Украину являются в т.ч. — а) вернуть эти отдельные районы Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) Украине на своих условиях; б) повесить их восстановление на Киев, но под своим контролем, плюс уйти от ответственности за оккупацию и нанесенный ею ущерб. Посему одной из задач Киева является всего этого не допустить, в т.ч. в рамках работы Украинской делегации в ТКГ.
Что касается уже заезженного вопроса проведения в ОРДЛО местных выборов 31 марта 2020 года, то логику процесса я вижу следующим образом (отбрасывая вариант капитуляции):
Выборы 31 марта 2020 года не состоятся. По совокупности причин, главная из которых — Кремль не выполнит двух основных условий для безопасного проведения этих самых выборов, а именно: выведение российских оккупационных войск и передача Украине контроля над границей. Эти «красные линии» Киев преступать не намерен. У меня стойкая уверенность, что Москва не поменяет в этом плане своей позиции (и тем более не реализует эти условия Киева) до 30 января 2021 года. Почему важна эта дата? Потому что Украина последовательно отстаивает позицию, что выборы должны пройти по украинскому законодательству, поэтому они для проведения 31 марта должны быть объявлены не позднее 30 января.
Также в украинской логике выборы должны соответствовать критериям ОБСЕ. Чья миссия со сложным названием должна прибыть на место ДО назначения выборов по приглашению украинской стороны. В нашем случае – уже в начале следующего года. Приглашение ОБСЕ от Киева не получит, так как Украина не сможет гарантировать безопасность миссии на неподконтрольной себе территории. Почему не сможет – см. два условия выше.
Понимают ли в Киеве в целом и в ТКГ в частности тупиковость ситуации вокруг «31 марта»? Думаю, что да. Должен ли Киев подталкивать Кремль к выполнению двух основных условий, предлагая свои варианты (пускай и будучи негласно уверенным, что Москва их отбросит)? Тоже думаю, что да. В том числе для демонстрации своей конструктивной позиции «глубоко озабоченным» европейским партнерам (озабоченным среди прочего неготовностью Киева преступать «красные линии»). Ну и это опять же вопрос ответственности – чётко продемонстрировать – кто реально повинен в срыве выборов 31 марта 2021 года…
Володимир Копчак, руководитель Южнокавказского филиала Центра исследований армии, конверсии и разоружения