Коментарі експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Энгин Озер: «О разных аспектах сделки по С-400 для Турции»

Фото: Aze.az

Турция является примером создания собственного оборонно-промышленного комплекса практически с нуля. Базовой основой успеха стало «одомашнивание» на мощностях собственной оборонки западных образцов вооружений. Сегодня ни одна сделка по ВВТ в интересах Турции не обходится без присутствия турецкой компании-партнера. Ложится ли сделка по С-400 в эту концепцию? Ведь РФ никогда не передавала технологий производства даже близким союзникам – той же Армении…

По С-400 выделю несколько моментов. В Анкаре решили, что они закупают наиболее мощную по техническим параметрам систему вооружений в своём классе. Как мы знаем, США отказали Анкаре по системам «Patriot», которые производятся с 1982 года. И там камнем преткновения стало нежелание Вашингтона передать Турции технологии, несмотря на то, что турки не раз обращались к ним с этой просьбой.

Были разговоры о китайской системе HQ9. Пекин и Анкара даже согласовали между собой этот вопрос, в т.ч. о передаче технологий. Но столкнулись с определенными санкциями, и процесс не пошёл.

Когда же было принято решение о покупке С-400, то договорились о том, что российская сторона также предоставит технологии для производства, что заложило бы фундамент турецких отечественных систем ПВО. Будем следить за ситуацией, хотя я скептически отношусь к перспективе передачи технологий С-400 Анкаре. Турция все еще является членом НАТО. Я также не верю и в совместное производство.

Россия попросту пытается испортить отношения Турции с НАТО, играя на интересах Р.Т.Эрдогана. Сделка по С-400 имеет среди прочего свой политический подтекст сирийского урегулирования.

Фактор турецкого военно-промышленного лобби (TAI, Aselsan, Roketsan)

Турецким оборонным корпорациям выгодно получить от России технологии или выйти на совместную разработку отечественной системы ПВО с максимальной дальностью поражения – 400 км. Это позволит создать прочный фундамент, а дальше можно и самим развивать данное направление. Это с одной стороны. Ведь у Турции есть отечественные системы ПВО. Но это комплексы не дальнего радиуса действия. Также Турция совместно с Францией и Италией работает над производством систем ПВО с максимальной дальностью поражения – 200 км. Не забываем о совместной разработке системы SAMP/T. Система класса С-400 должна дополнить этот ряд. И речь о перспективе создания именно отечественной системы ПВО дальнего действия.

Программа с россиянами, по имеющимся данным, рассчитана на 5 лет. Срок приличный, однако, я не верю, что Москва передаст технологии по С-400, что бы  сегодня ни звучало в программных заявлениях.

… Сегодня это по большей мере политическое решение Анкары. Если бы Турция не купила системы С-400, это не означает, что она была бы беззащитной. Имеются соответствующие системы ПВО НАТО в комплексной системе защиты союзников.

Безусловно, создание отечественной системы ПВО рассматривается и с перспективой импорта. Анкара имеет наработанный рынок реципиентов, которые впоследствии могут закупать и системы ПВО. Речь о Малайзии, Индонезии, Азербайджане, Катаре. Возможны различные конфигурации. Посмотрите на пример Беларуси, которая в кооперации с Китаем производит РСЗО «Полонез», одним из иностранных заказчиков которых является   Азербайджан…

Конфигурации в сфере ВТС могут быть самыми разными. Тот же Азербайджан интегрирует в своих ВС западные и российские образцы вооружений, постепенно перенимая турецкий опыт одомашнивания иностранных образцов на мощностях своего ОПК. Например, Азербайджан, Турция, Украина и Белоруссия могут в принципе создать некую группу, площадку для разработки новых военных технологий. Киев и Минск доказали, что могут работать в этом сегменте – даже, скажем так, в «конфронтационных» условиях…

Проекция на российские истребители

В последнее время зашла речь о возможности закупки Анкарой российских истребителей Су-57. Однако это пока не более чем элемент игры и торгов в свете конфронтации Турции с США и НАТО. Самолет пока сырой, о серийном производстве речь пока не идет.  

Если даже Турция примет соответствующее решение,  то это займет не менее 5 лет, прежде чем самолеты 5-го поколения поступят в ВВС страны. Далее, турецкие летчики должны будут обучаться в России, потом регламентные и ремонтные работы и так далее. В таком случае зависимость Турции от России может носить критический характер. Готова ли Анкара на такой по большей степени политический шаг? По-моему, это маловероятно.

Энгин Озер, турецкий политолог, ведущий эксперт экспертно-аналитической сети «Анкара-Москва»