Центр исследований армии, конверсии и разоружения представляет статью директора Центра китайских исследований «China center» (г. Алматы) Адиля Каукенова о том почему ШОС не смогла превратиться в мощную региональную организацию, о ее сильных и слабых сторонах, конфликтах интересов государств-членов, вероятности трансформации в военно-политический “антизападный” блок.
Легенды об «антиНАТО»
На сегодняшний день образ Шанхайской организации сотрудничества значительно трансформировался в обсуждении на экспертном и политическом уровне. Напомним, пик популярности темы ШОС в западных изданиях пришелся на двухтысячные. Тогда это было связано с серьезными подозрениями: не превращается ли данная организация, включающая в себя двух серьезных антагонистов коллективного Запада – Россию и Китай, в военно-политический блок наподобие НАТО или точнее Варшавского договора.
Данные рассуждения при этом критиковались достаточно серьезно. Главным аргументом такой критики являлись противоречивые отношения между Китаем и Россией, а также относительно низкая база их экономических отношений по сравнению с уровнем взаимоотношений, например, по линиям Россия-Европа, Китай-США, Китай-Европа и т. д.
Иными словами, при декларируемой конкуренции с Западом, у России и Китая базис экономических взаимоотношений с США и Европой был и остается несопоставимо выше чем друг с другом. Более того, даже объявленный Москвой «Поворот на Восток» не смог кардинально изменить ситуацию, хотя и улучшил отношения с Пекином.
С вхождением Индии и Пакистана в ШОС любые рассуждения о становлении «антиНАТО» в виде данной организации потеряли какой-либо смысл. Клубок противоречий в ШОС, а именно скрытая конкуренция России и Китая в Центральной Азии, взаимные подозрения между самими центральноазиатами, опасение центральноазиатских стран по поводу разного веса по сравнению с Россией или Китаем и многое другое, получили сверх того исторически сложнейший конфликт между ядерными державами Индией и Пакистаном. Ко всему прочему, нельзя списывать со счетов и собственно геополитические противоречия между Индией и Китаем, имеющими к тому же неурегулированные территориальные вопросы, в результате чего, эффективность организации – именно как организационной структуры – стала резко стремится к нулю.
Инициатором расширения ШОС стал Кремль, который смог пролоббировать эту идею, несмотря на изначальные возражения Пекина. Тем самым Москва нейтрализовала для себя главные подозрения в отношении ШОС, сводящиеся к тому, что данная организация открывает двери для увеличения влияния Китая в Центральной Азии, к которой Россия относится весьма ревниво. За счет неуступчивой Индии, с которой у Москвы традиционно хорошие партнерские отношения, удалось раз и навсегда купировать все варианты по превращению ШОС в мощную региональную организацию, ведомую Китаем в силу его экономических возможностей, которых нет и вряд ли будут у России.
Тем не менее, Пекин также вынужден был пойти на поводу у Кремля, так как в противном случае вероятен был серьезный риск полного раскола организации из-за демаршей Москвы. К тому же, сегодня Китай заинтересован в глобальном сотрудничестве, расширении своих возможностей по всему миру, равно как и в том, чтобы предлагать миру свой формат мироустройства в условиях нарастающей конкуренции с США.
Поэтому, пожертвовав форматом региональной организации, которая к тому же могла нарушить баланс во взаимоотношениях с Россией, Пекин получил хоть и аморфную, но более широкую в мировом значении «тусовку», при этом имеющую четкие механизмы и финансирование, так как это международная организация.
В данном контексте ШОС за счет своего расширения, становится эдакой новой мировой площадкой, в которой тон задает Китай, начиная даже с собственного самого названия организации – «Шанхайская». Исходя из этого, не исключено, что ШОС и дальше будет расширяться, становясь альтернативной площадкой для сотрудничества, а также для налаживания диалога в обход западных структур. Причем, чем сильнее будет давление США на Китай, тем больше ШОС будет получать импульсов для своего дальнейшего развития.
Новый статус – новые инструменты
С повышением статуса от региональной до глобальной организации ШОС стала менять и точки концентрации своих усилий. Сегодня ШОС себя позиционирует как организацию, включающую в себя половину человечества (если считать страны наблюдатели) и ряд ведущих регионов: Европу (Беларусь, Россия), Восточную Азию (Китай), Южную Азию (Индия, Пакистан), Центральную Азию (Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Узбекистан, Таджикистан) и Ближний Восток (Иран). Партнерами по диалогу выступают Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.
И если прежде ШОС делала ставку на борьбу с терроризмом и экономические проекты, то теперь на передний фронт вышли проекты по культурно-гуманитарному сотрудничеству, массовые мероприятия и улучшение контактов между народами. Причем, не только теми народами, которые входят в ШОС, а вообще со всеми.
Возьмем в качестве примера «Марафон ШОС», в нем участвуют не только представители стран-участниц, а любой, кто пожелает. Так, в прошлом году первое место взял непалец, а третье турок. То есть большинство призовых мест досталось представителям совсем сторонних стран, но в этом-то и смысл.
ШОС, по замыслу Пекина, должна стать влиятельной международной организацией, привлекательной для всех и вся. Соответственно, участников должно быть как можно больше, причем чем шире география, тем лучше. Это касается не только марафона, а всех мероприятий ШОС, включая площадки и мероприятия по борьбе с международным терроризмом.
При этом, в отличие от многих других международных организаций, ШОС более мобильна, так как имеет твердое финансирование и волю Китая на дальнейшее развитие. В то же время, присутствие в ШОС Индии купирует на корню любые страхи малых стран о том, что вступление или участие в мероприятиях ШОС будет нести политические риски. Это связано с тем, что Индия – это признанное демократическое государство, имеющее серьезный международный вес, поэтому Дели априори не допустит ситуации какого-либо доминирования или превращения в военный блок.
Сегодня, в период пандемии COVID-19, Китайский комитет ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству активно оказывает гуманитарную помощь пострадавшим странам, эффективно используя имеющиеся средства и возможности ШОС. Тем самым постепенно задается этот новый формат функционирования.
Официальный взгляд
В китайской внешнеполитической доктрине ШОС стабильно входит в пятерку ключевых приоритетов. И это понятно: в ходе пандемии COVID-19 Китай столкнулся с мощнейшей информационной атакой, в ходе которой выявился дефицит союзников, способных повлиять на ход информационных сражений. Важнейшую поддержку оказала Россия, показав тем самым Пекину правильность стратегии сохранения крепких партнерских отношений с Москвой, а также необходимость сохранения ШОС как площадки, где можно было бы обозначать собственный дискурс.
Председатель Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал, «с расширением состава постоянных членов организации мы стали еще крепче и сильнее», а также отмечал необходимость усиления данного вектора: «нужно привлекать партнеров и государств-наблюдателей по диалогу в многоплановом сотрудничестве, играть более активную роль в международных и региональных вопросах».
Официальную позицию по отношению к ШОС поддерживают на всех уровнях, и даже ярые противники расширения организации в научных кругах перестроились на новый формат работы.
В России к ШОС весьма дуалистическое отношение: с одной стороны, Кремль не желает оставаться в стороне, а после наложения санкций еще сильнее стремится показывать миру свой статус и участие в международных делах, с другой, для Москвы, по всей видимости, пока неочевидно, как именно использовать ШОС на практике.
Президент РФ Владимир Путин отмечал, что «ШОС, как структура, вышла за рамки первоначальных границ и задач», но тем не менее, в 2019 году на саммите главным приоритетом обозначил борьбу с терроризмом: «…исходим из того, что одним из главных приоритетов организации остаются борьба с терроризмом и экстремизмом, считаем важным наращивать сотрудничество в рамках региональной антитеррористической структуры ШОС, блокировать финансовую подпитку террористов за счет доходов от наркотрафика, делать все, чтобы не допустить попадания в их руки химического, биологического и иных видов оружия массового уничтожения».
Одной из главных причин скепсиса Кремля является то, что с одной стороны, Россия не способна запускать глобальные проекты в рамках ШОС в силу нехватки экономических возможностей, с другой, ШОС не готова и не может поддержать Москву в ее схватке с Западом. И хотя сейчас у Китая осложняются отношения с США, все остальные члены ШОС будут противиться изменению статуса Quo.
Казахстанская сторона, как и все остальные центральноазиатские участники, пытается выжать из ШОС, в первую очередь, экономические дивиденды. К примеру, на последнем саммите президент Казахстан Касым-Жомарт Токаев отметил, что «назрела необходимость формирования в странах Шанхайской организации сотрудничества пула современных технопарков». Другой важной повесткой для РК, является избежать ситуации, когда ШОС станет стойко ассоциироваться на Западе как антизападный и антидемократический проект. Поэтому казахстанская дипломатия пытается подключить к ШОС как можно больше участников, дабы не создавался негативный фон вокруг самого Казахстана.
Так, президент К. Токаев заявил: «…особую актуальность приобретает преодоление стереотипов блокового мировосприятия, укрепление основ открытости и равноправного сотрудничества. К примеру, надежными партнерами ШОС могут выступить Евразийский экономический союз, а также АСЕАН, БРИКС и Евросоюз».
По сути, если рассмотреть другие стороны, то по большому счету, везде примерно схожий интерес. Интригующей представляется только позиция Монголии и Ирана.
Монголию уже давно все были бы рады видеть в ШОС, однако Улан-Батор, зажатый между Китаем и Россией, опасается ситуации, когда его зависимость от этих двух гигантов станет критической. Еще меньше у Монголии желания повторить ситуацию прошлого века, когда она была сателлитом СССР, которую в шутку называли «16-ой союзной республикой».
Иран изъявлял желание присоединится к ШОС для решения своей задачи выхода из изоляции. Кстати, его вхождение серьезно укрепило бы мусульманский блок в организации. Однако, Китай, Россия и Пакистан достаточно настороженно относятся к данной перспективе, так как Тегеран ведет собственную политику, а его жесткие противоречия с США могут осложнить отношения ШОС с Вашингтоном и его союзниками. Поэтому пока Иран остается на позиции страны-наблюдателя.
Тем самым, на официальном уровне есть понимание необходимости существования и развития организации, однако цели, естественно, каждая из сторон видит свои. И пытается, исходя из общего видения значимости сотрудничества, вести какую-то свою игру.
Текущие проблемы
Сильные стороны ШОС – это большое количество авторитетных участников с правом вето у каждого из них, что дает возможность защитить от диктата сильных даже самых малых игроков; разность политических систем, увеличивающая привлекательность для самых разных участников. Однако эти сильные стороны, в то же время, являются и уязвимыми местами организации.
Даже до вхождения Индии и Пакистана, страны-участницы ШОС буквально погрязли в спорах. Российская сторона откровенно хвасталась успешным торпедированием китайских инициатив, все участники успешно обвиняли друг друга в тех или иных грехах, а ключевым недостатком было отсутствие единой и конкретной миссии, которая могла бы всех объединить под эгидой «шанхайского духа».
Конечно, то, что ШОС играла роль отличной площадки для переговоров, давало возможность общаться высшему руководству стран на регулярной основе, плюс действовало множество саммитов, комитетов и много другого, позволявшего снизить градус подозрений и улучшить отношения. Однако, тот факт, что в организации состояли две державы, имеющие собственные амбиции мирового масштаба, ставил перед ШОС проблему недоиспользования потенциала.
Приход Индии и Пакистана, а также подключение новых партнеров по диалогу, дали, с одной стороны, новый импульс, но с другой – еще больше лишили организацию конкретной миссии. То есть, понятно, что у каждой страны есть свое видение и свои желания от функционирования ШОС, но оттуда же возникает ситуация «лебедя, рака и щуки», усугубляемая отсутствием конкретных видимых результатов, что порождает скепсис со стороны многих.
Актуализирует данную проблему и бюрократический аппарат ШОС, набранный в основной своей массе из дипломатических сотрудников и чиновников, которые подходят к своей миссии в организации, как к полю брани, где важно не отступить не на шаг.
Тем не менее, к данной ситуации можно относиться двояко. С одной стороны, можно критиковать очередную «говорильню», где нет реальных возможностей для реализации крупных проектов. С другой, принять как данность и максимально использовать те возможности, которые предоставляются в ходе естественного развития организации.
Как представляется, все стороны, имеющие отношение к ШОС, приняли именно подобную формулу, и с успехом ее реализуют.
ШОС в 2020 году
Одной из главных задач и вызовов в текущем году для ШОС стала, естественно, борьба с пандемией COVID-19 и ее экономическими и политическими последствиями. В ближайшее время в ШОС намерены принять единый документ о мерах, направленных на противостояние коронавирусу, где будет отображена консолидация взглядов по борьбе с пандемией.
Особым моментом в этом документе следует ожидать показательную риторику, кардинально отличающуюся от той, которую выдает сегодня президент США Дональд Трамп. Речь идет о непрерывных обвинениях Китая и ВОЗ в возникновении эпидемии на территории самих Соединённых штатов.
Интересный момент будет по Белоруссии, подход который к борьбе с COVID-19, значительно отличается от всех других стран ШОС. Более того, чувствуется критика со стороны медиа-сообщества России в сторону Минска и ответная критика от белорусской стороны. Но, в данном контексте, вероятнее всего, ШОС сделает все, чтобы не замечать данные разногласия, оставив их Евразийскому экономическому союзу и союзному государству России и Беларуси.
Для средних и малых стран в ШОС важнее геополитических игрищ возможности ШОС по решению экономических проблем, которые несомненно будут вызваны эпидемией COVID-19. Для этого планируется запустить механизмы сотрудничества Банков развития стран-участниц ШОС. В текущем году председателем в ШОС выступает российская сторона, на уровне межбанковского объединения (МБО) его работой руководит национальный институт развития ВЭБ РФ во главе с Игорем Шуваловым.
В состав МБО ШОС также входят Государственный банк развития Китая, Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан «Амонатбанк», Индийская инфраструктурная финансовая компания, Банк развития Казахстана, «Расчетно-сберегательная компания» Кыргызстана, Хабиб Банк Лимитед (Пакистан), Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан. Банками-партнерами по диалогу выступают Евразийский банк развития, Сберегательный Банк «Беларусбанк» и Банк развития Монголии.
Тем не менее, в силу того, что ШОС – еще развивающаяся организация, где сосуществует множество участников и интересов, каких-то реальных шагов, способных дать быстрый и видимый эффект, ждать не стоит. Даже если удастся просто разработать какой-то общий документ или подчеркнуть общее виденье развития, то для этой организации это будет уже большой успех.
*****
Таким образом, сегодня ШОС переживает серьезный этап трансформации, реагируя на изменения в мировом раскладе, прежде всего на изменение роли Китая и всей Азии в мире.
В перспективе ШОС имеет возможность стать одним из полюсов притяжения в многополярном мире, однако для этого Китай должен будет, как минимум, сравняться с США по экономической и военно-политической мощи. Собственно, с таким заделом Пекин активно развивает ШОС в расчете на собственное развитие и расширение международного влияния.
Тем не менее, пока ШОС представляет собой прежде всего диалоговую площадку, которая все больше концентрируется, с одной стороны, на понятной всем идее борьбы с терроризмом, а с другой, – на культурно-гуманитарном сотрудничестве, подчеркивающем возможности для людей из стран ШОС для раскрытия своего потенциала: фестивали, конкурсы, марафоны, образование и т.п.