Сегодня Кремль всё больше симпатизирует Баку, нежели Еревану.
Новое правительство Армении во главе с Николом Пашиняном все больше склоняется к тесному сотрудничеству с Западом – ЕС и США. К примеру, возьмем недавний саммит Франкофонии, который прошёл в Ереване и в котором участвовал президент Франции Эммануэль Макрон. Мы увидели некую демонстрацию того, что настоящим союзником Армении является Франция, а не Россия. Кстати, начиная с «арабской весны», и по сей день французы активно и агрессивно «атакуют» интересы России в Ливии, Сирии, на Южном Кавказе и на Донбассе. Франция является очень активным и сильным игроком в Европе и у них сложились очень тесные отношения с новым правительством Армении.
В России видят, как новое правительство Армении стремится в «объятия» Франции, и этот факт, естественно, сильно раздражает Москву. Армения, изолированная от всех региональных проектов на Южном Кавказе, из-за своей позиции по карабахскому вопросу, вынуждена искать альтернативы российскому рынку в Европе. А в роли «гида по Европе» может выступить как раз Франция, поскольку здесь есть сильная армянская диаспора, активно продвигающая интересы Франции в Армении и наоборот. Армянская диаспора во Франции также оказывает финансовую поддержку Карабаху. В этой связи я не ожидаю улучшения российско-армянских отношений в ближайшее время, а Ереван продолжит активно работать с ЕС через Францию.
Прозападный же курс Никола Пашиняна в целом играет на руку Азербайджану. По моему мнению, в случае возобновления карабахской войны, Россия вмешиваться не станет. А в таком случае у Азербайджана появляется благоприятная возможность попробовать восстановить свою территориальную целостность. При невмешательстве в карабахских конфликт северного соседа, Баку, возможно, вернет свои пять районов (вокруг Нагорного Карабаха – ред.), но возвращение всей оккупированной территории останется под вопросом. Мне кажется, Россию ситуативно можно будет склонить на свою сторону в карабахском вопросе. Понятно, что Кремль не заинтересован в усилении влияния внерегиональных игроков в регионе Южного Кавказа. В Грузии сейчас доминирует американское влияние, в Армении же новое правительство еще полностью не определилось с внешнеполитическим курсом страны, но мы наблюдаем определенный дрейф в сторону Запада.
Армения, возможно, попытается и дальше шантажировать Россию Европой, чтобы больше получать от нее поддержки. В свою очередь, Азербайджан, традиционно отличающийся успешной взвешенной и сбалансированной политикой, наблюдая такой шантаж со стороны Еревана, идет на активное сотрудничество с Кремлем, особенно в военной сфере. Ясно, что с целью продвинуться в вопросе возвращения Карабаха.
Азербайджану в целом успешно удается лавировать между Россией и США… В то время как российский рубль и турецкая лира сильно девальвировали, азербайджанский манат уже продолжительный период сохраняет стабильность. У Баку хорошие отношения со всеми соседями за исключением Армении, и Азербайджан выглядит сегодня наиболее сильным и стабильным игроком в регионе Южного Кавказа. Поэтому Баку не целесообразно входить в какие-то военно-политические образования под эгидой России, например, вступать в ОДКБ или ЕАЭС ради продвижения в вопросе Карабаха.
В последнее время вопрос целесообразности вступления Баку в эту организацию активно обсуждался на уровне азербайджанских экспертов и политиков. Участились визиты российских официальных лиц, представителей российского экспертного сообщества в Азербайджан. Это – своего рода сигнал.
Так, относительно недавно в Азербайджан приезжали известные российские общественные деятели, депутаты – это и путинский идеолог, лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин, известный эксперт Максим Шевченко, депутат Дмитрий Савельев, помощник спикера Госдумы России Владислав Калхидов и другие лица – для участия на конференции «Азербайджан – единственный союзник России на Кавказе». Конференция была организована администрацией Кремля. Российские эксперты, в частности Дугин, пропагандировали идеи ЕАЭС, заявили в один голос, причем открыто, о том, что Карабах является территорией Азербайджана, а не Армении. Подобные визиты, неустойчивая внутриполитическая ситуация в Армении – всё это сигналы и некие предпосылки к тому, что статус-кво вокруг Нагорного Карабаха, который на протяжении длительного времени остается неизменным, может все же поменяться.
Если начнется война между Азербайджаном и Арменией, то Россия выступит в роли скорее модератора, призывающего обе стороны прекратить военные действия. За время военной операции официальный Баку, пользуясь ситуативным невмешательством в конфликт Москвы, может оказаться в выигрыше.
Если же Россия активно станет на защиту интересов Армении, во-первых, она потеряет Турцию, во-вторых, после конфликта Азербайджан объективно начнет больше склоняться к сотрудничеству с Западом. В-третьих, у Москвы сегодня достаточная военная нагрузка, и на Донбассе, и в Сирии. Когда была первая карабахская война, у России и близко не было такой «загруженности». Поэтому Москва вряд ли заступится в военном плане за Ереван в случае новой карабахской войны.
В случае полномасштабной войны между Баку и Ереваном, на помощь Армении могут подтянуться ливанские и российские армяне. В Ливане проживает армянская диаспора численностью примерно 140-165 тысяч человек. Они активно интегрированы в общественно-политическую жизнь Ливана, обладают политическим влиянием и силой в парламенте страны. Хорошие отношения налажены между армянскими диаспорами Ливана и Сирии, имеются обширные связи в сфере торговли. Ливанские армяне также участвовали в гражданской войне в Ливане.
Кроме того, есть определенная вероятность участия в боевых действиях на стороне Армении курдов. Речь идет о сирийских курдах, членах РПК. Если это произойдет, то Турция однозначно окажет военную поддержку Азербайджану. Что касается европейских стран, то к боевым действиям в Карабахе могут быть привлечены также представители стран, где имеется сильное влияние православия (например, Черногории или Сербии). Это вряд ли качнет чашу весов против Азербайджана. Баку будет преследовать единственную цель – восстановление территориальной целостности, имея на это право. И сложно кому-либо будет осуждать его за это.
Энгин Озер,
турецкий политолог, ведущий эксперт экспертно-аналитической сети «Анкара-Москва»