ЦИАКР-Южный Кавказ представляет комментарий азербайджанского дипломата, политолога, профессора Западно-Каспийского университета Фикрета Садыхова…
«Я думаю, что в данной ситуации, на данном этапе миротворческие силы здесь абсолютно ни к чему, потому что министр имел в виду ситуацию в другом аспекте».
Об этом сказал азербайджанский политолог Фикрет Садыхов, комментируя заявление главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о возможном размещении миротворческой миссии в зоне конфликта.
По его словам, когда армянские войска освободят азербайджанские территории, тогда уже можно думать о миротворческих силах и об их составе.
«Понятно, чтобы туда силы ведущих государств не входили. Это будет уже на втором этапе. Мы же не можем просить о вводе миротворческих сил, которые будут расположены между оккупированными азербайджанскими территориями и остальной частью нашей территории. Я думаю, что в случае, если это произойдет, и этот этап позитивно решится в нашу пользу, нам необходимо это обговаривать с ООН и ОБСЕ. И сюда должны быть привлечены силы т.н. третьего мира, нейтральных государств. Чтобы здесь не было ни российских, ни американских, ни французских сил. Чтобы это были силы нейтральных государств, представленных в ООН, ОБСЕ. Вот это было бы правильным решением этого вопроса. Естественно под флагом ООН или ОБСЕ могут быть голубые каски. Но чтобы они не претендовали на то, что это последнее слово и чтобы нам не диктовали условия наших дальнейших действий. Чтобы у них была чисто миротворческая миссия», – подчеркнул Ф.Садыхов.
Говоря о том, какие страны могли бы войти в состав миротворческой силы, азербайджанский политолог сказал, что нейтральных стран немало.
«Я не могу сейчас конкретно назвать. Я имею в виду не только нейтральные страны, допустим, страны не ведущие. Это может быть, к примеру, и Польша, Чехия, Венгрия, другие восточно-европейские государства. Что касается Турции, на это не согласится Армения. Это однозначно. На Иран не согласимся мы. При всем том, что мы с Турцией – союзники и братские государства, они будут нам в любом случае помогать. Так что миротворцами должны быть совершенно другие силы.
… Существуют мадридские и казанские принципы, где все четко оговорено, что освобождаются захваченные территории Азербайджана. На первом этапе могут быть освобождены пять районов, потом еще два, возвращаются беженцы. Будут ли ведены или нет какие-то миротворческие силы, – это будет зависеть уже от политической ситуации и по дальнейшему ходу событий. Дается временный статус Нагорному Карабаху и переговоры по нагорно-карабахской тематике продолжаются. Все это изложено в Мадридских принципах, которые сегодня просто игнорирует армянская сторона. Они были выдвинуты сопредседателями Минской группы ОБСЕ, что поддержал Азербайджан. В свое время президент Армении Серж Саргсян всё это испортил и уклонился от решения этой проблемы. В случае выполнения Мадридских принципов освобождается значительная часть нашей территории. Мы гарантируем безопасность армян на этой территории, потому что мы считаем их своими гражданами. Что бы они ни говорили и какие бы они лозунги ни выдвигали. Мировое сообщество поддерживает нашу позицию и признает территориальную целостность нашей страны»,- отметил Ф.Садыхов.
Касаясь прошедших переговоров в Вашингтоне на уровне глав МИД Азербайджана и Армении, азербайджанский эксперт сказал, что этот факт, видимо, сыграл свою роль и наверняка Госдеп однозначно и твердо заявил о недопустимости провокаций на линии фронта.
«А провокациями занимается собственно армянская сторона. Мы всего лишь отвечали на провокации. Премьер-министр Армении Никол Пашинян сегодня пытается играть роль миротворца, который не отвечает за Нагорный Карабах, он хочет, чтобы Нагорный Карабах сам сел за стол переговоров. Хотя все прекрасно понимают, что 7 районов оккупированы не Нагорным Карабахом, а армянскими вооруженными силами с помощью «определенных внешних сил». И Н.Пашинян сегодня, мне кажется, взял паузу с тем, чтобы переконструировать свои внутриполитические силы, потому что на него оказывает давление «карабахский клан», у него большие проблемы в экономике, на него оказывают давление его политические противники в парламенте…
Пауза нужна ему для того, чтобы, выработав определенные приоритеты, разработать свою программу относительно конфликта с Азербайджаном. Но в конечном итоге мы не должны обольщаться тем, что на линии фронта наступило какое-то затишье. Затишье может быть и перед бурей, затишье может носить тактический характер, и это вовсе не означает, что они подняли руки и готовы добровольно освободить захваченные территории Азербайджана.
Говоря об обмене пленными, – Армения пошла на обмен под давлением мировой общественности, под давлением комитета Красного креста, под давлением сопредседателей, под давлением Азербайджана, который постоянно об этом напоминает. Но рано говорить о том, что происходят какие-то глубокие гуманитарные контакты, гуманитарные связи. Это всего лишь эпизод в сложившемся за многие годы конфликте. Мы, кстати, предлагали обмен «всех на всех». Вот Дильгам и Шахбаз, которых засудили, до сих пор сидят там в тюрьмах. О них почему-то они практически не вспоминают. Не случайно наша делегация в ПАСЕ подняла вопрос о Шахбазе и Дильгаме и распространила заявление для принятия такого обращения к Армении по поводу этих двух жителей Кельбеджарского района.
Так что указанные подвижки абсолютно не говорят о готовности армянской стороны решить вопрос оккупированных азербайджанских территорий мирным путем. К сожалению, это пока – хоть и важная – но мелочевка, которая вряд ли будет кардинально способствовать решению основных принципиальных вопросов восстановления территориальной целостности Азербайджана. На этом надо сегодня делать акцент. Хотя любые освобождения пленных – позитивный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов»,- резюмировал Ф.Садыхов.
Беседовал Сеймур Мамедов, Азербайджан, специально для «ЦИАКР-Южный Кавказ»