Азійський монітор Дослідження Події

«Санкции ЕАЭС»: вызовы и риски для стран-партнеров

ЦИАКР представляет аналитическую записку, подготовленную по результатам круглого стола, организованного New Geopolitics Research Network, аналитическим центром «A+ Analytics», при поддержке информационно-аналитического портала Platon Asia и обзорно-аналитического журнала «Exclusive».

В круглом столе принимали участие эксперты из Казахстана, Кыргызстана, Армении и Узбекистана, которые обсудили вызовы и риски для стран-партнеров по Евразийской интеграции в связи с попытками России использовать ЕАЭС для решения своих геополитических задач.

Дискуссия была вызвана заявлением замглавы МИД России Александра Панкина на Петербуржском международном экономическом форуме о том, что в ЕАЭС прорабатывается консолидированный ответ на санкции Запада. Российский чиновник отметил, что на повестку дня поставлен вопрос ответных мер на недружественные санкционные действия третьих стран в отношении (стран) ЕАЭС.

Ключевые выводы:

  1. ЕАЭС используется Россией для решения своих геополитических задач, причем искусственные бюрократические преграды мешают полноценному входу товаров стран-партнеров на российский рынок. В тоже время, российский бизнес  заполнил рынки стран-партнеров, продолжает расти российский экспорт, в то время, как экспорт стран-партнеров – снижается. Связи с этим, экономические выгоды от ЕАЭС для стран партнеров – очень незначительные.
  2. ЕАЭС не приносит дополнительной нагрузки в торговые отношения стран, все процессы функционируют в двусторонних форматах, поскольку многосторонние площадки остаются неэффективными в решении существующих проблем.
  3. В рамках ЕАЭС продолжается практика доминирования Москвы при формировании и принятии решений, согласование со странами-партнерами не осуществляется. Москва считает, что партнеры по умолчанию будут согласны с любыми решениями Кремля. Данная тенденция несет угрозу национальной безопасности и экономической независимости стран-партнеров.
  4. Недостаток усилий санкционного противодействия Россия пытается скомпенсировать за счет других стран. Что также приводит к экономическим потерям и политическим рискам для стран-партнеров.
  5. Возможное слияние России и Беларуси, экономическое поглощение Армении со стороны российского бизнеса, несут угрозу для других стран ЕАЭС, поскольку это резко изменят баланс сил в Союзе.
  6. События в регионе ЦА подняли вопрос о том, насколько Кыргызстан может рассчитывать на полноценное союзничество с Москвой. В некоторых политических кругах обсуждается вопрос о целесообразности пребывания Кыргызстана в российских интеграционных структурах. Несмотря на то, что политическое руководство страны на всех площадках повторяет тезисы о стратегическом партнерстве с РФ, критическое отношение к ЕАЭС, ОДКБ, России усиливается.
  7. Попытки России политизировать ЕАЭС вызывает отторжение в Узбекистане, и, возможно, будут удерживать Ташкент от вступления в Союз.

Рекомендации:

  1. Противодействовать попыткам РФ принимать решения в ЕАЭС без согласования со странами-партнёрами, а также совместными усилиями препятствовать действиям Москвы политизировать объединение.
  2. Более тщательно изучать все инициативы, которые выдвигаются российской стороной в ЕАЭС на предмет угрозы национальным интересам. И при выявлении – торпедировать их принятие. Минимизировать обязательства Казахстана в ЕАЭС, что защитит рынок РК от экспансии российских товаров.
  3. Сформировать внутренние механизмы, которые будут ограничивать попытки России установления контроля над стратегическими активами стран-партнеров.
  4. Усилить информационное и аналитическое сопровождение ЕАЭС, с целью формирования дискурса с объективным отношением к Союзу на уровне гражданского общества и экспертной среды. Создавать свое общественное мнение, объяснять ситуацию в противовес российской пропаганде. Активизировать обсуждение существующих проблем ЕАЭС вместо рассуждений о мифическом идеальном будущем Союза.
  5. Создать единую платформу на уровне экспертных сообществ стран постсоветского пространства, с целью противостояния пропаганде РФ. Это поможет компенсировать и противостоять информационному влиянию России.
  6. Формировать четкие и однозначные заявления МИД стран-партнеров в случае недружественной риторики российской стороны касательно «подарков русского народа», «консолидированного ответа ЕАЭС» и т.д.
  7. Активизировать идею региональной интеграции в Центральной Азии, которая будет способствовать усилению субъектности стран региона.
  8. Активизировать поиск новых партнеров, которые могут стать альтернативой России на постсоветском пространстве. В качестве перспективного союзника может быть рассмотрена Турция, которая ведет смелую политику в регионе и может сбалансировать внешнюю политику Кремля в отношении постсоветского пространства.
  9. Рассмотреть риски и угрозы для стран партнеров в случае активизации экономической экспансии России внутри ЕАЭС (поглощение Беларуси, усилия по установлению контроля над стратегическими активами государств-членов и т.д.), а также разработать механизм выхода  из организации.

Скачать весь материал можно здесь: