Октябрь 2021-го стал месяцем новой системной атаки России на суверенитет своего «стратегического союзника» – Армении. Череда событий приводит к однозначному выводу, что Москва в своих неоимперских планах резко ускорила ритм и интенсифицировала давление, очевидным образом используя, а точнее – злоупотребляя региональный контекст и уязвимое положение Еревана.
Инциденты на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе в непосредственной зоне ответственности российских войск и на границе Армении с Азербайджаном, в результате которых есть погибшие и раненые, и которые так и остались нерасследованными, происходили на фоне разных российских же миротворческих инициатив, как встреча религиозных лидеров Армении и Азербайджана в Москве, которые, по большому счету, осязаемых результатов не дали. Во всяком случае, цели, которые были поставлены при организации этой встречи, не были достигнуты, однако, за нею последовали шаги в иной плоскости.
Русская церковь и русский язык
Русская православная церковь выступила с сообщением о беспрецедентном решении – формировании своей епархии на территории Армении, чего не было ни в царский, ни в советский периоды. Параллельно с этим, глава МИД РФ выступил с заявлением о том, что «в последнее время новое армянское руководство проявило интерес» к «инициативе по укреплению позиций русского языка». При этом, неделю спустя, глава Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении публично опроверг информацию, заявив, что Армения вообще не обсуждает этот вопрос, а глава Государственной инспекции по языку заявил, что Армения «не нуждается в новых русских школах».
«Формат 3+3»
Последующие заявления официальной Москвы, параллельно с этим, вскрыли и определенные намерения в плане так называемого «формата 3+3» – Россия-Турция-Иран плюс Армения-Азербайджан-Грузия, а также в контексте обострения отношений Россия-Запад. Спикер МИД РФ Мария Захарова заявила об «ожиданиях Москвы», что «формат 3+3 по Закавказью» будет запущен, при этом она также раскритиковала «попытки стран Запада во главе с США помешать этому процессу», отметив в то же время, что это инициатива не Москвы, а Анкары и Баку. Такая реакция последовала за тбилисским визитом министра обороны США и жестко негативной позицией Грузии по данному формату. Заявление Захаровой нужно рассматривать «в комплекте» с высказанной президентом РФ на Валдайском форуме позицией по Нагорно-Карабахской проблеме, в частности, о том, что карты, которые показывают, «как проходила граница между союзными республиками» в советский период, «в генштабе российской армии находятся», и что в этом процессе кроме России и сторон конфликта «больше никто не нужен».
«Совместная борьба» спецслужб против «происков Запада»
Вместе с этим, президент РФ провел онлайн-встречу с руководителями стран-членов СНГ, а по ее итогам Служба внешней разведки РФ распространила релиз, согласно которому на встрече были рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия спецслужб в области обеспечения безопасности и стабильности в постсоветских странах «в контексте деструктивного воздействия коллективного Запада на наши государства и попыток насильственного насаждения «демократии» извне». Сообщается, что главы специальных ведомств якобы «пришли к единому мнению», что указанные процессы направлены на «дестабилизацию внутриполитической ситуации в государствах СНГ, носят скоординированный и целенаправленный характер». Более того, отмечается, что «кураторами привлекаемых к этому неправительственных и международных организаций являются западные спецслужбы». В этой связи была якобы достигнута договоренность «о необходимости активизации совместных усилий для противодействия этим процессам».
Обращает внимание, что Служба национальной безопасности Армении вообще «обошла» эту встречу и воздержалась от каких-либо заявлений, а официальные запросы от СМИ оставила без ответа, во всяком случае на момент написания данной статьи. И это при том, что премьер-министр Армении летом на встрече с еврокомиссаром по расширению и политике соседства заявил, что выделяемое Брюсселем Еревану содействие в размере 2,6 млрд евро «правительство Армении считает не столько возможностью привлечения крупных финансовых средств, сколько инвестицией европейских ценностей в нашу страну».
«Союзное государство по типу Россия-Беларусь»
Своего рода «венцом» всей этой системной атаки против суверенитета Армении, конечно, стало многозначительное и полное намеков заявление посла РФ в Ереване в его ответе на вопрос о так называемом «союзном государстве». Вопрос прозвучал так: «По итогам последней кровопролитной войны в Карабахе, сегодня некоторые армянские политики выступают с заявлениями о необходимости формирования с Россией «союзного государства», подобного тому, что сформирован между Россией и Белоруссией. Присутствует ли такой вопрос в повестке армяно-российских отношений, или мы имеем дело с пустыми эмоциями?». И российский посол ответил: «У нас очень насыщенная повестка дня и в двустороннем формате, и в плане интеграционных структур. Мы идем за жизнью! Разумеется, я думаю, что обе стороны готовы и открыты к рассмотрению любых форм взаимодействия, интеграции, которые будут приемлемы для народов и обществ наших стран. У нас большая повестка дня в этой сфере».
Инвестиционные «нью-васюки» в комплекте с русским языком
Отметим также, что представители крупного российского капитала, в т.ч. армяне по происхождению, в последнее время выступают с обширными инвестиционными обещаниями, исчисляемыми миллиардами и сотнями миллионов долларов США – и медеплавильный завод, и новая атомная станция, и энергетика, и многое другое. При этом, «тема русского языка» и стремление к придать ему «официальный статус» под разговоры о «дружбе» красной нитью проходит параллельно и в «разных упаковках», что вызывает резко негативную реакцию в обществе, напоминая наиболее яркие страницы недавней истории противодействия попыткам русификации и посягательств на национальную идентичность.
Рост напряженности в отношениях Россия-Запад
Несомненно, фоном для такого хода событий в армяно-российских отношениях служит также, с одной стороны, активизация стран Запада в направлении регионов Черного моря и Южного Кавказа параллельно с большей консолидацией позиции по авторитарным режимам и их наиболее опасным и уродливым проявлениям – международной коррупции, атакой на права и свободы своих же граждан и дестабилизации регионов. Об этом свидетельствует череда визитов высокопоставленных должностных лиц США, НАТО, ЕС в регион и ряд их знаковых заявлений, достойных отдельного рассмотрения. Вместе с этим, разоблачения коррупции, отмывания денег и махинаций с участием «духовно близких» авторитарных лидеров и их окружения – также вносят большое смятение в коридоры власти в Москве. И, по определению генсека НАТО, «самый низкий уровень отношений с Россией за все время после Холодной войны» после закрытия представительства РФ в НАТО можно считать лишь следствием этого. В неменьшей степени в Москве «обиделись» на итоги слушаний в Хельсинкском комитете в Конгрессе США по вопросу об усилении мер по противодействию международной коррупции, ставших основой законопроекта, резко ограничивающего возможности отмывания денег посредством адвокатских услуг, услуг консалтинговых, пиар-компаний, купли-продажи недвижимости и антиквариата и выпуска IPO и других финансовых лазеек.
Чего же добивается Россия?
1. Даже после войны с большими потерями Армения в логике Москвы представляется «непереваренной» с точки зрения ее неоимперской региональной политики, и требуются комплексные дополнительные шаги для обеспечения «надежных» гарантий того, чтобы Армения не расширила возможности ведения самостоятельной политики в ее собственных интересах.
2. В этом плане наибольшую «опасность» для Москвы представляют три элемента:
– демократический строй и демократические реформы в Армении, что объективно является отправной точкой в ее системном отмежевании от «русской системы»;
– нынешний, хоть и оставляющий желать лучшего, уровень отношений Армении с «коллективным Западом» и абсолютное отсутствие резонов для Еревана строить их в кремлевской конфронтационной логике, более того, объективное совпадение интересов, ценностей и подходов по ключевым региональным и глобальным вопросам Армении и Запада;
– не снижающийся, более того, возрастающий интерес Запада к региону и региональным процессам, в особенности к процессу урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, любой итог которого выталкивает Россию на «обочину» и делает ее «незаменимую роль» вполне себе заменимой более вменяемыми и перспективными, менее раздражительными и амбициозными в имперском понимании партнерами, вооруженными не имперской логикой, а логикой развития и всеобщего блага.
3. Исходя из этого, представляется вполне закономерным политика Москвы по дискредитации и деградации всех трех вышеуказанных элементов и ее шаги по «изгоизации» Армении, по некой «институционализации» своего «влияния» в виде попыток церковной экспансии и обеспечения «официального статуса русского языка» по Нагорно-Карабахскому сценарию под соусом «вековой дружбы с Арменией» и даже «исторических обязательств перед Арменией». В этом ключе и воспринимается неожиданный всплеск «инвестиционной привлекательности» Армении для российского бизнеса с его обещаниями, поскольку беспрецедентным ассигнованиям ЕС в Армении, как и в Грузии, России просто нечего противопоставить.
4. Москва спешит, и понятно почему. Новый статус-кво после второй Карабахской войны так и не привел к желаемому результату в том плане, чтобы все вопросы в регионе, как и судьбу трех «малышей», решали трое «больших парней», больше озабоченных не столько реальными решениями, сколько выталкиванием Запада из процесса, обеспечением дрейфа региона из зоны ответственности ОБСЕ в «Ближний Восток», где будет работать не сильное право, а право сильного, т.е. именно их право. Более того, как оказалось, достаточно не очень больших усилий Запада, чтобы вся «Большая игра» оказалась мышью, рожденной горой, а «игроки», на самом деле, оказались перед лицом необходимости судьбоносных решений колоссами на глиняных ногах, отягощенных неподъемными проблемами. Оказалось, что им уже не до фундаментальных решений в регионе, и подходы, которые пестовались годами, к реальным решениям не имеют никакого отношения, а лишь призваны в первую очередь обслуживать интересы неприкосновенности их режимов от «происков Запада» за счет будущего граждан стран Южного Кавказа.
5. Очевидно, что Армении ничего другого не остается, как на всех уровнях и уже в который раз – противодействовать всем имперским, «союзническим» посягательствам. Благо, исторический опыт показывает, что имперское «подсознание» еще со времен «святого» царя Николая Второго не претерпело никаких изменений, и понимание «интересов России» органично переплетается с политикой русификации и поглощения / «спасения». Другое дело, что такое «подсознание» камуфлировалось, упаковывалось весьма разнообразно, в зависимости от духа времени – от чисто шовинистических или черносотенных практик 1903-1905 годов до «инвестиционной активности» и «развития нанотехнологий» образца октября 2021-го года. В то же время, исторический опыт также показывает, что имперские потуги изначально обречены на «тефлоновую» реакцию армянского общества и будут принципиально и последовательно отторгнуты армянской идентичностью, выстоявшей перед лицом неисчислимых бедствий последних веков.
6. Независимо от того, или даже вопреки тому, какие задачи ставит перед собой Россия периода имперского заката, Независимая Армения на данном историческом этапе решает вопрос мирного урегулирования всех споров и конфликтов с соседями и формирования гарантий необратимости демократических реформ, рассматривая это как единое целое, как вопрос национальной безопасности экзистенциального уровня, как жизненно необходимую базу для свободного развития в 21-ом веке. И вполне естественно, что вопрос «свой/чужой» Армения будет ставить и решать на основе собственных представлений, сформированных на этом пути, и собственной повестки, а не сообразно тому, что Москве нравится, а что – нет.
Вместо постскритума
В реальности, происходящее, больше похожее на отчаянную кавалерийскую атаку, свидетельствует о не о силе, а о слабости и дальнейшем ослаблении сегодняшней России не только в регионе, но и в целом – о морально-политическом банкротстве всей ее неоимперской государственной парадигмы, а также о ее фатальной внутренней неспособности свернуть с накатанной исторической колеи. Это четкий сигнал о том, что мы все находимся в довольно опасной ситуации, которая потребует максимальной мобилизации воли и интеллекта нации для выхода из нее с минимальными потерями.
Рубен Меграбян, координатор программ Армянского Института международных отношений и безопасности