8 августа 2025 года в Вашингтоне произошло событие, которое перевернуло страницу в истории Южного Кавказа: премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев при посредничестве президента США Дональда Трампа подписали Вашингтонскую декларацию о мире. Министры иностранных дел двух стран также парафировали текст уже согласованного мирного договора из 17 пунктов, заложив основу для его подписания, ратификации и полноформатной нормализации отношений. Кроме того, лидеры Армении и Азербайджана подписали двусторонние меморандумы с США о сотрудничестве в разных сферах экономики.
В рамках рабочего визита Пашиняна 7-8 августа достигнуты двусторонние договоренности с США, усиливающие стратегическое партнерство – в сфере ядерной энергетики, искусственного интеллекта, ИТ, полупроводников и развития инфраструктур в рамках армянского проекта «Перекресток мира». Азербайджан и США также достигли договоренностей по ряду вопросов, в частности – энергетики, обороны и безопасности.
Эти договоренности не просто завершают конфликт, длившийся десятилетия, но и запускают фундаментальные трансформации: перестройку региональных альянсов, экономический подъем через Срединный коридор и перераспределение глобальных влияний, где США утверждают свою доминирующую роль.
Международный контекст: лидерство США и глобальные сдвиги
Международная обстановка, сформированная войной России против Украины с февраля 2022 года и эскалацией конфликта между Израилем и Ираном с июня 2025 года, сделала Южный Кавказ критически важным транзитным коридором.
Закрытие воздушного пространства над Россией, Украиной, Ираном и Израилем в период 12-дневной войны усилило понимание в необходимости в альтернативных маршрутах, таких как Срединный коридор, соединяющий Европу и Азию, а стратегическая цена мира и стабильности в регионе Южного Кавказа резко возросла. В этом контексте США взяли на себя инициативу, используя Вашингтонский саммит для укрепления своего влияния по всей протяженности будущего Срединного коридора – от Центральной Азии до Черного и Средиземного морей.
Подписание декларации и парафирование мирного договора под эгидой президента Трампа подчеркивают американский акцент на стабильности и экономическом развитии региона. Согласно подходов госсекретаря Марко Рубио, что США намерены поддерживать мирный процесс, включая проект «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP), который предусматривает управление коммуникациями в Сюникской области Армении с участием международных партнеров. Для Армении это открывает возможности укрепления суверенитета через международные гарантии, исключающие экстерриториальный контроль Азербайджана или России.
Участие в Срединном коридоре региону сулит экономический рост и интеграцию в западные сети, что соответствует демократическим устремлениям Еревана.
Одновременно, наблюдается процесс закономерного вытеснения России в странах по всей протяженности будущего Срединного коридора и выстраивание механизмов по сдерживанию коммунистического Китая.
Контекст России: эрозия влияния и ответные маневры
Россия, ранее доминировавшая в армяно-азербайджанском урегулировании, теперь наблюдает за процессом со стороны. И это необратимо, Вашингтонская декларация стала для Москвы геополитическим фиаско: она исключает Россию из переговорного формата, объективно подчеркивая ее ослабление из-за войны против Украины. Отказ Армении от российского контроля над коммуникациями и частичный вывод пограничников в марте 2025 года стали предвестниками этого.
Арест Самвела Карапетяна и старт национализации «Электрических сетей Армении» (ЭСА) в июне 2025 года показали России слабость ее экономических рычагов, а декларация закрепила этот сдвиг, делая ОДКБ и базу в Гюмри анахронизмами.
Очевидно, что Россия будет предпринимать ответные маневры, включающие поддержку, за неимением других – тех же лояльных ей «оппозиционных» групп влияния в Армении, включая верхушку Армянской апостольской церкви (ААЦ), для дестабилизации, особенно в контексте парламентских выборов 2026 г. Однако «традиционные» гибридные методы — дезинформация, экономическое давление — не достигли цели, так как общество приобрело иммунитет и, тем самым, в Армении все осмысленные видения будущего связаны с региональным миром и интеграцией с Западом.
Для Армении это открывает путь к полному выводу российских войск, что усилит суверенитет и позволит сосредоточиться на внутренних реформах. Утрата влияния Москвы создает вакуум, заполняемый США, что благоприятно для безопасности и демократического развития Армении.
Региональный контекст: перестройка альянсов и новые возможности
Подписание Вашингтонской декларации 8 августа 2025 года в Вашингтоне является катализатором глубокой перестройки региональных связей на Южном Кавказе, открывая перед Арменией и ее соседями новые горизонты возможностей. Этот процесс выходит за рамки традиционных альянсов, формируя уникальную конфигурацию, где геополитические амбиции переплетаются с экономическими интересами.
Турция, ранее выступавшая в тесном тандеме с Азербайджаном, после визита премьер-министра Армении Николя Пашиняна в Стамбул в июне 2025 года начала проявлять самостоятельный интерес к миру, усматривая в Срединном коридоре шанс для экономического ренессанса. Согласно неофициальным источникам, Анкара рассматривает возможность инвестировать $300 млн в модернизацию железной дороги Карс-Гюмри на своей территории, что подчеркивает ее стремление стать ключевым звеном в транспортной сети региона. Этот шаг контрастирует с прежней позицией Азербайджана, который, несмотря на согласие с декларацией, сохраняет настороженность, пока еще не проработаны «на земле» механизмы контроля на транспортных путях, которые пройдут через Сюник. Такое расхождение между Анкарой и Баку создает для Армении уникальное пространство для маневра, позволяя выстраивать двусторонние отношения с Турцией на основе взаимной выгоды. После Вашингтонских договоренностей с США и Азербайджаном, как представляется, осенью с.г. начнутся интенсивные армяно-турецкие консультации по двусторонним отношениям с выходом на нормализацию и деблокаду.
Проект «Перекресток мира», предложенный Н.Пашиняном, предполагает открытие границ с сохранением полного суверенитета над инфраструктурой, что находит отклик в турецких кругах. Участие США в управлении коммуникациями добавляет международный вес этому подходу, нейтрализуя для Армении риски азербайджанских претензий на экстерриториальный контроль. Это открывает перспективу для Армении стать не просто транзитным узлом, но активным участником интегрирующейся региональной экономики, привлекая инвестиции из Европы и США.
Иран, чьи интересы затрагиваются из-за близости Сюника к его северным границам, отреагировал на декларацию с осторожностью. 9 августа 2025 года официальный Тегеран выпустил заявление, призывающее к «сохранению баланса интересов», с опасениями касательно «внешнего вмешательства», что отражает опасения по поводу изоляции и утраты транспортных связей с Арменией. Для Еревана это вызов, но и возможность: предложив Ирану совместные проекты по развитию дорог в рамках проекта «Север-Юг» (Персидский залив-Черное море), ж/д-сообщения Джульфа-Нахичевань-Ерасх-Гюмри с выходом либо в Турцию, либо к черноморским портам Грузии, Армения может укрепить двусторонние отношения, превратив географическую близость в экономический мост. Такой шаг потребует тонкой дипломатии, чтобы убедить Тегеран в отсутствии угроз, особенно на фоне напряженности с Израилем.
Таким образом,
– Перераспределение сил в регионе создает новую динамику. Азербайджан, заключивший договоренности с Exxon Mobil, хотя и подписал декларацию, сохраняет амбиции усилить свое влияние, что может привести к локальным трениям, особенно если Баку сочтет условия недостаточными;
– Турция, напротив, выступает как партнер, готовый к компромиссам, что выгодно Армении для диверсификации связей;
– Иран, несмотря на скептицизм, может стать участником с поправкой на известные международные ограничения, если Ереван предложит взаимовыгодные инициативы;
– Участие США обеспечивает нейтралитет и безопасность, позволяя Армении избежать давления со стороны более сильных соседей.
Этот баланс сил открывает перед Арменией редкую возможность укрепить свою роль как независимого игрока, чья территория становится не источником конфликтов, а платформой для сотрудничества.
Армения-США: углубление стратегического партнерства
Визит премьер-министра Армении Николя Пашиняна в Вашингтон 7-8 августа 2025 года стал поворотным моментом в двусторонних отношениях с США, совмещенным с подписанием Вашингтонской декларации о мире между Арменией и Азербайджаном.
Этот визит, проведенный на фоне глобальных геополитических сдвигов, ознаменовал качественный скачок в стратегическом партнерстве, которое теперь выходит за рамки традиционной дипломатии и становится инструментом для экономического роста, безопасности и институциональных реформ Армении. Первые результаты этого сотрудничества уже начинают формировать новую траекторию для Еревана, подчеркивая его стремление к независимости и устойчивости. Центральным событием визита стало подписание ряда двусторонних договоренностей, которые расширяют рамки партнерства, установленного Хартией о стратегическом партнерстве от 14 января 2025 года. Этот шаг не только усиливает экспортный потенциал Армении, но и интегрирует ее в глобальные цепочки поставок высокотехнологичных материалов, снижая зависимость от традиционных рынков.
Финализация «Соглашения 123» по мирному использованию атомной энергии открывает путь к строительству модульной АЭС с американскими технологиями, что станет стратегическим шагом к энергетической независимости, особенно на фоне национализации «Электрических сетей Армении» в июне 2025 года.
Экономическое измерение партнерства также расширяется. Договоренности включают сотрудничество в области искусственного интеллекта, полупроводников и новых технологий, где американские компании готовы поделиться экспертизой для развития стартапов в Армении. Это поддерживает местный IT-сектор, который уже демонстрирует рост: с 2020 года двусторонняя торговля выросла втрое, достигнув $321 млн в 2023 году. Визит также заложил основу для создания совместных рабочих групп по торговле и инвестициям, что может привлечь ряд компаний в армянскую экономику.
По времени совпало так, что 12-20 августа в Армении пройдут ранее запланированные совместные армяно-американские военные учения Eagle Partner-2025, ставшие ежегодными, что фиксирует долгосрочные региональные интересы США.
Для Армении эти шаги укрепляют суверенитет, позволяя ей строить отношения с США на равных условиях. Интеграция в американские программы безопасности и экономики нейтрализует давление со стороны России, чье влияние ослабло после вывода пограничников в марте 2025 года.
Однако успех зависит от внутренней адаптации: прозрачность реализации проектов и вовлечение гражданского общества станут ключом к предотвращению спекуляций о «потере контроля». Риски включают возможное сопротивление со стороны оппозиции, которая может использовать двусторонние договоренности как предлог для протестов, а также необходимость балансировать с Ираном, чьи интересы затрагиваются из-за близости Сюника.
Таким образом, углубление стратегического партнерства с США открывает для Армении путь к устойчивому развитию и независимости. Это партнерство не только обеспечивает экономические дивиденды и безопасность, но и создает платформу для институциональных реформ, делая Ереван активным участником новой региональной архитектуры.
Внутриполитический контекст в Армении: вызовы и перспективы
Внутриполитическая ситуация в Армении остается напряженной навстречу выборам 2026 г. Подписание Вашингтонской декларации вызвало возмущение в пророссийских группах влияния, обвиняющих Пашиняна в «предательстве национальных интересов».
Однако, отсутствие позитивной повестки и вразумительных альтернатив Вашингтонским договоренностям закономерно маргинализует эти группы влияния и укрепляет позиции «Гражданского договора» Н.Пашиняна и выступающих за евроинтеграцию партий перед выборами 2026 года. Экономические выгоды от Срединного коридора и поддержка США будут повышать рейтинг правительства. Прозрачность переговоров и защита демократических институтов станут ключом к стабильности. Снижение зависимости от России через вывод российской базы в Гюмри и реформу горнорудной отрасли укрепит суверенитет, но требует консенсуса внутри страны.
Интересы Армении в регионе, новые союзники и партнеры
Для Армении приоритетами являются сохранение суверенитета, укрепление независимости и развитие демократии. Декларация и TRIPP обеспечивают контроль над Сюником и его развитие, исключая экстерриториальные претензии Азербайджана. Срединный коридор обещает экономический подъем и диверсификацию, снижая зависимость от российских энергоресурсов. Поддержка Запада укрепляет демократические реформы, контрастируя с коррупционно-авторитарным влиянием Москвы. Хартия с США (14 января 2025 года) и предстоящий договор с ЕС подчеркивают эту ориентацию.
Риски включают также давление России через ЕАЭС, а внутриполитическая «оппозиция», подпитываемая внешними акторами, угрожает стабильности. Успех зависит от дипломатии Пашиняна, использующего западную поддержку для защиты национальных интересов. При всей решающей роли США, дальнейшее продвижение мира зависит в первую очередь от сторон, Армении и Азербайджана, и вырисовывается обширная двусторонняя повестка формирования отношений в новых условиях, что требует многоуровневого, ориентированного на результат диалога. При этом очевидно, что позиции Армении объективно усиливаются углублением сотрудничества с США и ЕС.
Контуры новой архитектуры безопасности
Вашингтонская декларация, подписанная 8 августа 2025 года в Вашингтоне, открывает перед Южным Кавказом эру новой архитектуры безопасности, где США выступают главным архитектором, а Армения получает шанс переопределить свою роль в регионе. Этот исторический поворот, отмеченный завершением десятилетий конфликта и запуском Срединного коридора, несет в себе как грандиозные возможности, так и значительные вызовы, которые потребуют от Еревана стратегической смелости и международной координации. Первые признаки этих изменений уже ощущаются в политической атмосфере навстречу будущему региона.
Одной из ключевых перспектив является экономический подъем, связанный с развитием Срединного коридора. Этот транспортный путь, пролегающий через Армению, обещает стать артерией, соединяющей Европу и Азию, и уже привлекает внимание инвесторов. Оценки экспертов, таких как аналитики Европейского банка реконструкции и развития, предполагают, что к 2030 году регион может увидеть прирост ВВП на 8-10%, если инфраструктура будет модернизирована. Для Армении это шанс не только увеличить экспорт, но и создать тысячи рабочих мест, особенно в Сюникской области, где запланированы проекты по строительству логистических хабов.
Широкие перспективы открываются также в плане возможных транзитных проектов (энергоресурсы, электроэнергия, связь) через Армению. Двусторонние договоренности с США, достигнутые 7-8 августа, усиливают этот потенциал, делая Армению привлекательным партнером для новейших западных технологий, в сфере которых уже дан старт «пилотному» проекту NVIDIA – крупнейшему серверному центру по ИИ в регионе, который уже строится в Армении ($500 млн).
Безопасность региона также преобразуется. Инициатива США «Путь стабильности и роста» (PSG) устанавливает многосторонний контроль над коммуникациями, что снижает вероятность новых конфликтов с Азербайджаном, формирует общий экономический интерес. Участие американских советников в реформах военной сферы укрепляет обороноспособность Армении, как и институциональное содействие Таможенной и Налоговой службам, позволяя ей качественно управлять функционированием своих границ самостоятельно и сообразно международным стандартам. Это создает основу для институциональной устойчивости, где демократические институты могут развиваться под защитой международных гарантий и обязательств.
Кроме того, смягчение позиции Турции и потенциальное партнерство с Ираном (в случае разрешения противоречий с международным сообществом) открывают путь к многостороннему диалогу, что усиливает позицию Еревана как моста между Востоком и Западом.
Однако риски остаются значительными. Россия, лишившаяся влияния, представляет угрозу: российские спикеры и пропагандисты намекают на возможные экономические ограничения через ЕАЭС, а поддержкой оппозиционных групп в Армении РФ может попытаться дестабилизировать внутреннюю ситуацию, что потребует адекватного реагирования государства и общества.
Финализация «Соглашения 123» по мирному атому с США, запуск строительства модульной АЭС и вывод российской базы в Гюмри станут символами независимости. Реформа горнорудной отрасли, где российский капитал до сих пор доминирует, позволит привлечь западные компании и снизить внешнее влияние. Успех саммита НАТО в Гааге в июле 2025 года, где обсуждалась поддержка стран, интегрирующихся в западные структуры, создает благоприятный фон для Армении. Однако ключевым фактором станет способность политической команды Пашиняна выстроить внутренний консенсус, информируя граждан о выгодах мира и защищая их от дезинформации.
Новые региональные тренды повышают интерес Брюсселя и других европейских столиц к Южному Кавказу. Представляется очевидной более активная вовлеченность ЕС в региональные процессы «на земле», и отношения Армения-ЕС получают новый импульс, как и двусторонние отношения Армении с Францией. Представляется жизненно важным выстраивание отношений с ЕС на новом этапе путем совмещения общности ценностей с практическими результатами, сочетания государственной политики и интересов бизнеса.
Таким образом, новая архитектура безопасности предлагает Армении путь к процветанию и самостоятельности, но требует от нее активной роли в управлении процессами. Баланс между региональными интересами, нейтрализация российских угроз и укрепление демократических институтов определят, сможет ли Ереван превратить исторический шанс в долгосрочный успех.
Рубен Меграбян, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности (Ереван, Армения)