14 января 2025 года в Вашингтоне было подписано историческое соглашение между Арменией и США – Хартия о стратегическом партнерстве. Этот документ знаменует собой новый этап в американо-армянских отношениях и может существенно повлиять, самим фактом уже влияет на геополитическую ситуацию в регионе Южного Кавказа в интересах всех трех стран.
Влияние на региональную безопасность и положение Армении
Подписание Хартии о стратегическом партнерстве между Арменией и США представляет собой значительный сдвиг в системе региональной безопасности Южного Кавказа. Документ предусматривает несколько ключевых изменений, которые могут существенно укрепить позиции Армении:
– Усиление военно-технического сотрудничества. В МО Армении работают в качестве советников представители США, и Хартия расширяет поле их деятельности по реформированию ВС Армении, открывая перспективы для более широкого охвата разных направлений по службам, родам войск, по подготовке личного состава;
– Расширение программ оборонного и военного сотрудничества;
– Проведение двусторонних оборонных консультаций;
– Профессиональная подготовка армянских военных специалистов;
– Повышение оперативной совместимости с западными военными структурами, со стандартами НАТО;
Экономическая безопасность:
– Диверсификация энергетических ресурсов, включая развитие мирной ядерной энергетики. Намечаются консультации для финализации переговоров по т.н. «Соглашению 123», которое позволит открыть госзаказ на сооружение новой АЭС в Армении, а в случае сворачивания сотрудничества с «Росатомом» – на поставки топливных элементов для действующей Мецаморской АЭС (являющейся аналогом АЭС в Ровно, Украина, уже получающей топливные элементы от Westinghouse Electric)
– Расширение торговых возможностей и инвестиционного сотрудничества;
– Поддержка проекта «Перекресток мира» для преодоления транспортной изоляции, что фиксирует единство подходов Еревана и Вашингтона по разблокировке коммуникаций, исключающих российское присутствие и ограничение в какой-либо форме суверенитета Армении на каком-либо участке ее международно-признанной территории;
– Укрепление продовольственной безопасности через диверсификацию торговли, что может предполагать перечень мер на случай политически мотивированных масштабных рестриктивных шагов против Армении со стороны России;
Институциональное укрепление:
– Модернизация правоохранительных органов, что актуализируется проводимыми в Армении институциональными реформами в системе МВД и Министерства юстиции;
– Усиление пограничной службы, что актуализируется намерением Армении взять под контроль все границы Армении – с Ираном, Турцией (где продолжают оставаться погранвойска ФСБ РФ), а также те участки границы с Азербайджаном, на которых работы по делимитации/демаркации будут завершены;
– Развитие кибербезопасности, что актуализируется насущной необходимостью противостояния информационным диверсиям и другим действиям гибридного характера со стороны РФ;
– Поддержка антикоррупционных инициатив;
Взаимодействие в решении региональных проблем на основе общности интересов, целей и ценностей:
– США приветствуют усилия Армении по углублению отношений с другими странами евроатлантического сообщества и более широкого сообщества демократий;
– США поддерживают мирный процесс между Арменией и Азербайджаном, в том числе процесс делимитации границ на основе Алма-Атинской декларации 1991 года.
– США поддерживают разблокирование региональных транспортных коммуникаций на Южном Кавказе на основе полного уважения суверенитета и юрисдикции стран.
– США также намерены продолжать выступать за нормализацию отношений между Арменией и ее соседями.
Реакция региональных стран
Иран
Позиция Ирана характеризуется в своем роде сдержанно-позитивной настороженностью. Тегеран традиционно рассматривает усиление американского присутствия в регионе как вызов своим интересам. Однако:
– Иран априори заинтересован в стабильной Армении, в собственной логике, как противовесе турецкому и азербайджанскому влиянию;
– Экономическое сотрудничество между Ираном и Арменией остается важным и самоценным для обеих стран, в том числе – в контексте отношений с Индией и странами Персидского Залива;
– Тегеран будет искать пути углубления собственного сотрудничества с Ереваном для сохранения баланса, а также рассматривать это как возможность – в контексте своих планов на нормализацию отношений с Западом, фиксируя, что в регионе его интересы с Западом совпадают, а с Россией имеются разные позиции, о чем Тегеран говорит открытым текстом, объявляя, что «Россия – не наш союзник».
Грузия
Тбилиси позитивно воспримает усиление американского присутствия в регионе, о чем также было заявлено прямым текстом в Ереване в ходе визита премьер-министра и главы МИД Грузии, в ходе заседания межправительственной комиссии:
– Это соответствует прозападному курсу Грузии, который поддерживает подавляющее большинство ее граждан, невзирая на то, что в настоящее время страна переживает внутренний общественно-политический кризис, а правительство и правящая партия – кризис в отношениях с традиционными партнерами-союзниками в лице ЕС и США;
– Создает возможности для укрепления грузино-армянского сотрудничества на уровне стратегического партнерства;
– Может способствовать развитию региональных транспортных проектов, в которых Грузия – объективно бенефициар при любых раскладах;
Турция
Анкара, которая официально не отреагировала на подписание хартии, вероятно, будет воспринимать подписание Хартии неоднозначно:
– С одной стороны, это может рассматриваться как угроза турецкому региональному влиянию, лишающая ее «эксклюзивности», открывающая возможности для других сильных акторов с сильными конкурентными позициями;
– С другой стороны, как член НАТО, Турция может использовать это для продвижения нормализации отношений с Арменией, открывающих возможности для нового импульса ее центральноазиатским проектам, гармонизации своих интересов с американскими и европейскими, что усилит ее позиции в конкуренции с Китаем;
– Возможно усиление давления на Армению через азербайджанский вектор, на который замыкаются также и интересы Москвы. Однако, в случае активной деятельности Вашингтона, тем более совместно с европейскими партнерами, такая возможность представляется минимальной, особенно на фоне экономического положения Турции.
Азербайджан
Баку, по всей видимости, воспринимает подписание Хартии с повышенным вниманием и настороженностью:
– Усиление американского присутствия может рассматриваться как фактор, ограничивающий свободу действий Азербайджана в регионе, которая обеспечивалась на базе тесного взаимодействия с Москвой, несмотря на то, что Хартия не направлена против третьих стран и соседей Армении;
– Больше вероятна активизация дипломатических усилий Баку по укреплению собственных отношений с США для поддержания баланса;
– Возможно усиление военно-политического сотрудничества с Турцией как противовес новому формату армяно-американских отношений;
– Руководство Азербайджана может попытаться использовать свои энергетические ресурсы и роль в европейской энергетической безопасности для снижения эффективности армяно-американского сотрудничества;
– Представляется вероятной попытка ускорения реализации разных региональных проектов без Армении, насколько это возможно, с целью укрепления своих позиций до полноценного развертывания армяно-американского сотрудничества.
Россия
Москва воспринимает подписание Хартии как вызов своим интересам в регионе, и в качестве противодействия может предпринять:
– Охлаждение российско-армянских отношений и переход к прямому использованию всего доступного инструментария давления и нанесения ущерба Армении во всех возможных сферах;
– Пересмотр «интеграционных» форматов в отношениях с Арменией в логике причинения ей максимального ущерба;
– Усиление экономического давления посредством рестриктивных мер в двусторонней торговле по чувствительным товарам и товарным группам;
– Активизация токсичной пропаганды и политики провокаций внутри Армении с целью подрыва внутренней стабильности, инструментализируя внутренние недовольства, подключая через неформальные каналы криминал, коррумпированные элементы, ряд представителей армянской диаспоры, особенно бизнес-круги, аффилированные с российским бюджетом, не брезгуя актами насильственного, диверсионно-террористического характера.
Параллельные процессы и факторы, влияющие на реализацию положений Хартии
Представляется важным политический момент, когда Хартия была подписана главами дипломатии Армении и США, важными составляющими которого являются также ряд параллельных процессов и факторов, которые способны повлиять на процесс реализации положений Хартии.
Угрозу процессу реализации положений Хартии могут создать:
– Возможные форс-мажорные развития вследствие резких перемен в отношениях США с союзниками, прежде всего – с европейскими, усиление турбулентности и неопределенности в международных отношениях, в частности, в вопросах войны и мира в смежных регионах – в войне России против Украины, на Ближнем Востоке, вокруг Ирана, возможно – в Центральной Азии.
– Ухудшение региональной обстановки усилиями авторитарных режимов в логике их самосохранения и «противостояния Западу» (эскалация напряженности, агрессия на суверенную территорию соседних стран под разными «уважительными» предлогами) и др. – России против Грузии, Азербайджана против Армении.
Благоприятствующие реализации Хартии процессы и факторы:
– Правительство и Постоянная комиссия по Евроинтеграции Национального Собрания Армении одобрили проект закона «О начале политического курса Армении на полноправное членство в Европейском Союзе», выдвинутым посредством сбора 60 тысяч подписей граждан (вместо предписанных законом 50 тысяч), и де-факто сформировался социальный заказ на такой политический курс, пользующийся поддержкой 58% граждан (данные соцопроса за сентябрь 2024г, проведенного Международным Республиканским Институтом, IRI, США, опубликованные в октябре);
– Стартовавшие диалоги с ЕС по установлению безвизового режима и сотрудничеству в рамках Европейского инструментария по миру, European Peace Facility (нелетальная военная помощь);
– Продление еще на два года (до 19 февраля 2027г) мандата Европейской миссии гражданских наблюдателей (EUMA) с участием Канады для мониторинга на армяно-азербайджанской межгосударственной границе с целью укрепления режима прекращения огня, что было названо в заявлении МИД Армении (цитата) «залогом мира и стабильности в регионе», невзирая на недовольство Москвы и Баку;
– Повышенный интерес администрации Трампа к процессу нормализации отношений Армении с Азербайджаном, по меньшей мере на уровне Госдепартамента, в том числе с более активным позитивным вовлечением Турции (телефонный разговор госсекретаря США Марко Рубио с главой МИД Турции Хаканом Фиданом);
– Наличие предпосылок того, что стратегическое видение США по формированию Срединного коридора из Центральной Азии через Южный Кавказ – Азербайджан и Армению – к Средиземному и Черному морям, представленное Госдепартаментом в ноябре 2023г в Конгрессе США (Джеймс О’Брайен) в ходе слушаний, разделяется и нынешней администрацией – ее Госдепартаментом (М.Рубио), аппаратом Совета Безопасности (М.Уолц), а также сохраняется двухпартийный консенсус в данном вопросе в Сенате и Палате представителей.
Представления о реализации положений Хартии
Изложенное ниже является совокупностью представлений в экспертном сообществе и политических кругах по данному вопросу, сложившихся за время после подписания, представленных в ходе разноформатных обсуждений с участием автора.
Краткосрочная перспектива (6-12 месяцев)
– Создание (условно) межведомственной рабочей группы по имплементации положений Хартии;
– Разработка детального плана реализации договоренностей по каждому направлению;
– Начало консультаций по расширению оборонного и военно-технического сотрудничества;
– Активизация работы по привлечению американских инвестиций, в том числе – проведения соответствующей политики с учетом приоритетности экономической выгоды для действующей администрации;
Среднесрочная перспектива (1-3 года)
– Организационная и военно-техническая модернизация вооруженных сил в соответствии с западными стандартами, внедрение и расширение системы всеобъемлющей обороны и безопасности (на основе внедрения и адаптации сопоставимого зарубежного опыта), проведение совместных учений, тренингов и семинаров для расширения знаний и укрепления командно-управленческих, технических, практических, полевых навыков личного состава;
– Реализация проектов в энергетической сфере – завершение либерализации рынка электричества, запуск ядерного проекта (финализация переговоров по новой АЭС модульного типа и начало строительства), возобновляемая энергетика;
– Развитие транспортной инфраструктуры – конкретизация источников финансирования, формирование договорно-правовой базы и оформление заказов по строительству/реконструкции «недостающих» участков (автомобильных, железнодорожных) для полноценного запуска проекта «Перекресток мира»;
– Углубление институциональных реформ (см.выше), модернизация, укрепление и улучшение координации спецслужб (внешней разведки, контрразведки, государственной охраны и др.), усиление их возможностей по противодействию террористическим угрозам и гибридным воздействиям, в том числе с использованием соцсетей;
Долгосрочная перспектива (3-5 лет)
– Полноценная интеграция в западные экономические структуры – минимизация торговых барьеров для расширения отношений (в т.ч. с другими партнерами – Грузия, ЕС, страны Персидского Залива, Индия и др.);
– Достижение высокого уровня военной совместимости с НАТО, расширение участия в международных военных учениях на Европейском и региональном театре военных действий, завершение реформы военного образования и адаптации планов боевой подготовки в войсках с учетом изменившихся параметров задач;
– Создание эффективной системы кибербезопасности перед лицом ожесточения гибридных угроз со стороны России;
– Формирование устойчивой системы региональных и внерегиональных альянсов с целью нивелирования регионального дисбаланса и исключения возможности нарушения суверенитета и территориальной целостности Армении.
Управление рисками и балансирование отношений для улучшения условий реализации положений Хартии
Для максимальной эффективности реализации Хартии для Армении представляется необходимым:
– Сохранять по возможности конструктивный диалог и контакты с Россией даже в условиях принципиального расхождения позиций по ключевым вопросам, токсичной пропаганды, необходимости противостояния гибридным воздействиям РФ, поскольку продвижение процесса объективно влечет за собой дезинтеграцию связей Армении с РФ, приводит к снижению влияния России на Армению и на весь регион, что в условиях неоимперской политики РФ на территории бывшей советской империи не может не порождать дополнительные риски;
– Развивать экономическое сотрудничество с Ираном, с учетом международного санкционного режима;
– Активно продолжать процесс нормализации отношений с Турцией, расширение формата, установление разноуровневого двустороннего диалога с Анкарой по всем направлениям;
– Укреплять и расширять стратегическое партнерство с Грузией, невзирая на внутренние процессы в стране, соблюдая в них деликатность, осмотрительность и поддерживая искренний диалог со всеми субъектами внутреннего политического процесса.
Заключение
Подписание Хартии о стратегическом партнерстве между Арменией и США открывает новую главу в истории армянской внешней политики. Успешная реализация положений документа может существенно укрепить безопасность и суверенитет Армении, способствовать ее экономическому развитию и усилить позиции в регионе. Однако это потребует тщательного балансирования между различными региональными игроками и последовательной работы по всем направлениям сотрудничества.
Ключевым фактором успеха станет способность армянской дипломатии эффективно использовать новые возможности, сохраняя при этом конструктивные отношения с традиционными партнерами. Это позволит максимизировать преимущества от стратегического партнерства с США, минимизируя возможные риски и негативные последствия для региональной стабильности – в условиях нарастающей турбулентности в международных отношениях и неопределенности в системе международной безопасности, дисфункциональности международных институций, повышенной агрессивности авторитарных режимов, глубокого кризиса либеральной демократии на фоне глобального технологического и энергетического перехода.
Рубен Меграбян, политический эксперт, Ереван, Армения
04.02.2025 г.