Публікації експертів ЦДАКР – Південний Кавказ

Рубен Меграбян: «Тавуш во имя Родины» и его итог: крах очередной кампании Кремля в Армении

Соглашение по делимитации/демаркации на основе положений Алматинской декларации 1991 г., достигнутое Арменией и Азербайджаном в двустороннем формате в ходе восьмой по счету встречи на армяно-азербайджанской границе 19 апреля с.г. вице-премьеров Мгера Григоряна и Шахина Мустафаева ознаменовал новый поворот в переговорном процессе по нормализации отношений. Сложился расклад, в котором Россия и ее силовое присутствие стали попросту лишними, что не могло не вызвать раздражения в Москве.

С одной стороны, этот поворот сделал возможной ситуацию, в которой официальный Ереван «попросил» Москву убрать свои опорные пункты со всей армяно-азербайджанской границы протяженностью более чем 1000 км после того, как они там появились после 10 ноября 2020 г. («по просьбе» Еревана, точнее, тогда Москва «попросила попросить»). Параллельно с этим, российские войска покинули также свою «зону ответственности в Нагорном Карабахе», установленную на основе трехстороннего заявления от 10.11.2020 года. С другой стороны, свернув свое силовое присутствие, Москва решила «подорвать» заблаговременно установленные внутриполитические «мины». А для повышения «удобоваримости» россияне выставили свои имеющиеся прокси за новым «фасадом».

Отметим, что армяно-азербайджанскую договоренность о делимитации/демаркации приветствовали ЕС и отдельные ее страны-члены, США, ряд других стран, в том числе, две ключевые страны постсоветского пространства – Украина и Казахстан, усмотрев в данной договоренности и собственный интерес. Однако, среди приветствующих не было России, что закономерно, и «приветствие» последовало в виде нового витка гибридной войны против Армении в виде активизации своих прокси в армянском политическом поле в новой «упаковке» – в лице представителя Армянской Апостольской Церкви (ААЦ).

Движение «Тавуш во имя Родины»: во имя чего?

4 мая с.г. из приграничного с Азербайджаном села Киранц марза (области) Тавуш стартовал «пеший поход на Ереван», возглавляемый главой Тавушской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископом Багратом Галстаняном. Этому предшествовали попытки организовать акции протеста против работ в рамках процесса демаркации в селах Воскепар и Киранц, в которых, пользуясь обстановкой неопределенности среди сельчан, активно участвовали депутаты Национального Собрания из курируемой Робертом Кочаряном фракции «Айастан» (Армения), отдельные активисты, аффилированные с теми же кругами.

Однако, протесты протестами, но власти, избегая силового воздействия, тем не менее, управляли ситуацией, не позволяя препятствовать реализации межгосударственных договоренностей по приведению де-факто линии соприкосновения в соответствие с де-юре границей, основываясь на положениях Алматинской декларации, работам по разминированию на чувствительных участках.

Отметим, для справки, что тем самым, территории двух азербайджанских сел полностью, половину территории еще одного села, а также господствующие высоты, прилегающие к четвертому селу, возвращались под контроль Азербайджана, оборудовалась граница, чем достигалась ликвидация потенциала возобновления войны на (отрезками, суммарно) 12-километровом Тавушском/Газахском участке армяно-азербайджанской границы.

Парламентская оппозиция, аффилированная с экс-президентами Армении Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном, начала акции протеста также в Ереване, и «пеший марш на Ереван», организованный архиепископом, имел декларированную цель – смещение правительства Армении. А первоначальная цель касательно «судьбы жителей приграничья» уже к 9 мая, когда состоялся первый ереванский митинг, была благополучно отодвинута на второй план.

Из «старого» и «новизна» в новосозданном движении

Изначально в обществе стало очевидным, что начавшийся с марза Тавуш процесс демаркации границы будет болезненным, в силу того, что при наличии около 200 кв.км находящихся под азербайджанской оккупацией де-юре территории Армении – общинные земли 31 населенных пунктов, армянской стороне предстояло самой передать под контроль Азербайджану территории, по факту, двух с половиной сел и ряда других участков.

Все дело в том, что Армения после Первой Карабахской войны контролировала непосредственно территории азербайджанских сел, тогда как территории армянских населенных пунктов – под контролем Армении, а под контролем Азербайджана – только общинные земли армянских населенных пунктов, 1 города и 30 сел. И суть договоренности состоит в том, что Азербайджан соглашается на принцип – положения Алматинской декларации (согласно которым, административные границы между союзными республиками внутри СССР преобразуются в межгосударственные без изменений), а Армения на основе именно этого принципа возвращает Азербайджану территории 2,5 сел и других участков азербайджанской территории.

Резон армянской стороны состоял в том, что, во-первых, это нейтрализовало потенциальный casus belli, а также «ожидания» скорого возобновления войны, которые подогревались российской пропагандой и русскоязычной прессой в Азербайджане.

А во-вторых, создавало юридические основания для возвращения мирным путем де-юре территории Армении, находящейся под азербайджанским контролем, в том числе, в результате агрессивных действий в промежутке май 2021-сентябрь 2022 гг., в том числе – в качестве встречного шага.

При всем при том, что необходимость воспроизводства армяно-азербайджанской границы была очевидной, очевидным был и остается риск того, что процесс реализации договоренностей по демаркации будет идти лишь в той части, в какой Азербайджану есть «что брать», а в той части, где Азербайджан должен возвращать – процесс может под разными предлогами остановлен или сорван. И различным группам интересов внутри Армении, аффилированных с парламентской оппозицией и российскими интересами, именно такое положение вещей и создало представление, что это шанс для новой консолидации.

Из «старого»

За всей словесной шелухой и «дымовой завесой», в т.ч. в прямом физическом смысле слова (участники акций зажигали специальные дымовые шашки с дымом лилового цвета, символизирующего Церковь), с первого же дня в рядах протеста вырисовывались все те же группы интересов, которые вышли на улицы в ночь на 9-10 ноября 2020 г. и после этого («движение за спасение родины») до июня 2021 г., когда состоялись внеочередные парламентские выборы за отставкой правительства и лично Н.Пашиняна.

Это партии, лица и группы под курацией Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна (АРФ Дашнакцутюн, Республиканская партия, ряд новосозданных мелких партий и персон), заинтересованные в «реставрации» и внутриполитическом реванше под неприкрытой российской протекцией, замеченные в период всех «осенне-весенних сезонных обострений» за период 2020-2023 гг. Информационное сопровождение осуществлялось «Спутником» и «зеркальными» телеграм-каналами, а также известным армянскому обществу пулом журналистов из армяноязычной прессы, обслуживающим интересы вышеуказанных групп, аффилированных с криминально-олигархическим режимом, правившим в Армении в течение 20 лет (1998-2018 гг).

Из «новизны»: что впервые в этом движении?

Прежде всего, новостью в этом новом «ребрендинге оппозиции» было прямое вовлечение высших иерархов Армянской Апостольской Церкви во внутриполитические процессы, причем в лидирующей роли. За время протестов (апрель-июнь) Высший Церковный Совет собирался многократно и, как представляется, в экстренном режиме, выступая с позиций критики действующей власти, и есть убежденность в том, что решающую роль в этом играют личные политические предпочтения Католикоса всех армян Гарегина Второго (о процессах в Церкви – см.ниже).

Во-вторых, 9 мая с.г. первый ереванский митинг собрал рекордное число участников после 2018 г. (по независимым оценках – более 30 тысяч) на центральной Площади Республики, тогда как в ходе «сезонных протестов» до этого максимальное число фиксировалось втрое меньшее. И возникает вопрос: кто эти люди, и что их привело на площадь? Как показывают наблюдения, впервые имеет место массовое вовлечение в акции протеста беженцев из Нагорного Карабаха, и в процессе вовлечения решающую роль играют бывшие чиновники и силовики (СНБ и полиция) посредством родственных, земляческих связей, которые в определенной мере сохраняют свою значимость после их перемещения в Армению, или же или бизнес-связей, старых или новых. Имела место также примитивная «идеологическая обработка» массовки в виде формирования ожиданий «скорейшего возвращения домой, если движение добьется цели», о чем сами участники признавались в ходе уличных опросов, проведенных журналистами ряда изданий.

В-третьих, есть информация о том, что в городах Южного федерального округа и Москве на «низовом» уровне ФСБ выходили на отдельных влиятельных представителей армянских общин, а также представителей криминального мира, проводилась «разъяснительная беседа» по единой методичке о «необходимости спасения родины от предательского режима» и поездки на родину для участия в «решающих действиях». Убедительность бесед подкреплялась интенсификацией токсичной дезинформации в центральных органах пропаганды в лице «авторитетных» пропагандистов, в т.ч. армянского происхождения. Позже, когда движение явно пошло на спад, высветилась прямая роль такой одиозной организации как Союз армян России (САР) во главе с ее лидером, доверенным лицом Путина Ара Абрамяном, когда выяснилось, что новый лидер движения, архиепископ Галстанян еще в прошлом году был награжден САР некой премией и медалью под названием «Гордость нации». Вдобавок к этому, канадское гражданство архиепископа, а также его владение английским языком служило неким «алиби» к тому, что «Россия здесь не при чем», и к пропаганде подключились определенные диаспоральные круги в США, Европе (Франции и Бельгии) и на Ближнем Востоке, а также в Иране, находящиеся под влиянием Церкви и Дашнакцутюн.

В-четвертых, на фоне генерации ожиданий «неизбежности смены власти», к акциям, освещаемым в онлайн-режиме российским «Спутником», присоединилась организация, которая до этого позиционировала как «ортодоксально-прозападная». Последователи этой организации обзывали неприсоединившихся к ним «недостаточно прозападными» или же попросту «кгбшниками», бравировали своей «солидарностью с Украиной», а Путина называли аналогично с харьковскими футбольными болельщиками. Речь идёт о «Национально-демократическом полюсе» – организации, более известной как группа «Сасна црер», захватившей полк полиции в Ереване в 2016 году.

Символизм в некоторых датах или совпадение?

В ряде основных дат активного периода движения отмечается некий символизм, и нет смысла обсуждать: это преднамеренность или из разряда случайных совпадений. Тем не менее, первый митинг в Ереване состоялся 9 мая, в день, когда в Москве состоялся военный парад, на котором, как оказалось, премьер Пашинян участия не принимал, как и в инаугурации Путина за два дня до этого, а в столице России побывал лишь на несколько часов 8 мая. Многие этот митинг 9 мая расценили как в своем роде ответ России на отсутствие премьера Армении и «проявленное к Путину неуважение», во всяком случае с такими суждениями выступали в соцсетях ряд пользователей и «патриотических» тг-каналов, подтверждая «версию» российской пропаганды, что «правительство Пашиняна – предатели, а народ – за Россию».

Второй момент – инициированные данным движением беспорядки перед парламентом, которые привели к применению силы и спецсредств со стороны полиции, усмотревшей в действиях протестующих цель прорваться в здание парламента на проспекте Баграмяна, где шло пленарное заседание, и члены правительства отвечали на вопросы депутатов, среди которых члены парламентской оппозиции отметились провокационным поведением. Это было 12 июня – в «день России». В то же время, как ни странно с учетом персоны архиепископа, в этот же день, в 1903 году царь Николай Второй издал указ о конфискации имущества Армянской Апостольской Церкви, что привело к массовым возмущениям армянства в Российской империи и за ее пределами, и два года спустя, встав перед угрозой восстания, царь отменил свой же указ. И трудно сказать, почему именно в этот день в 2024 г., некое движение под предводительством архиепископа Армянской Апостольской Церкви и по его же призыву предприняло попытку ворваться в парламент.

Ушли, но обещали вернуться в сентябре

После первого митинга, оказавшегося к тому же последним многолюдным, последующие шли в «традиционном русле» и при таком же «традиционном» количестве собравшихся, как в предыдущие периоды сезонной активности.

На фоне подчеркнуто сдержанного поведения полицейских, рядом с которыми находился также лично глава Полиции Арам Ованнисян, ролики «дискуссий» которого с архиепископом стали «вирусными», поведение лидеров движения контрастировали и представлялось как явно провокационное. И от не имевшей социальной опоры движения, в том числе в силу долгих бессодержательных речей лидеров на собраниях, пресс-конференциях, а порой и просто проявлениях низкой культуры общения, не подобающей высокопоставленному церковному иерарху, оттолкнули и без того немногочисленных сторонников.

К середине июня движение реанимировать представилось невозможным, тема делимитации/демаркации была исчерпана, поскольку озабоченность и неопределенность с ситуацией в приграничье не только были удовлетворена и нейтрализована, но и возникла убежденность в том, что, да, это нелегкое, но хорошее решение. Вдобавок, ереванская жара и период каникул, не предрасполагающий к активной политике, подвигли архиепископа свернуть активность и объявить, что «у нас в сентябре будет много дел», что было расценено как завершение если не движения как такового, то сезона уж точно.

О Церкви – отдельно

«Он больше строитель и организатор, нежели богослов», – часто можно услышать именно такое мнение о Католикосе всех армян Гарегине II Нерсисяне от многих, кто с ним знаком лично.

Он был интронизирован 27 октября 1999 г., в часы, когда одновременно с церемонией в Эчмиадзине, в Ереване в здании Национального Собрания происходил беспрецедентный по масштабам теракт, в результате которого погибли высшие руководители страны. Многие же вместе с тем считают, что криминально-олигархическая диктатура консолидировалась в Армении именно с того же момента, и с вошествием Гарегина в Первопрестольный Эчмиадзин, Церковь стала одной из ее составляющих частей. При том, что за время его каденции установились институционально-канонические отношения Армянской Апостольской Церкви с Католической Церковью и его папами, от Иоанна Павла Второго до Франциска Первого, тем не менее, по факту того, что его родной брат, архиепископ Езник Нерсисян – глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, и этот период совпадает с установлением и консолидацией чекистской диктатуры в РФ, считается, что российское влияние в Св.Эчмиадзине стало доминирующим.

И вправду, Католикос Гарегин не отличился сильными богословскими текстами, и особым интересом в политике не отличился также. При нем без реакции оставались явно подтасованные выборы, а также протесты против этого, факты массового целевого избиения протестующих, как 12 апреля 2004 г. в Ереване, избиений и убийств, как 1 марта 2008 года. Да, следовали дежурные заявления о необходимости гражданского мира, но подчеркивалось, что Церковь вне политики. Зато Церковь закрепила свое неотъемлемое место в государственном протоколе, а своим присутствием рядом с Кочаряном и Саргсяном Католикос тем самым «освящал» их «легитимность».

После 2018 г. положение вещей также не менялось, до февраля 2021 г., когда произошел «бунт Генштаба», и Церковь оказалась в числе тех, кто потребовал отставки правительства и премьера, причем не только Св.Эчмиадзин, но и Великий Дом Киликийский в Антилиасе в лице Католикоса Арама Первого (в чем не было ничего неожиданного, поскольку изначально, с самим фактом раскола Церкви в 1950-ых Антилиас был под влиянием АРФ Дашнакцутюн в наиболее компактных диаспорах – Кипр, Греция, Сирия, Ливан, Иран, часть приходов в США).

С движением архиепископа Баграта опасный тренд достиг пика, и Церковь стала позиционировать в качестве прямого интересанта во внутренней политике. В обществе и политикуме Армении это расценивается как тяжелый удар по авторитету Церкви, при том, что Католикос Гарегин напрямую своих предпочтений не выражал, однако, текстами от имени епископских собраний и Высшего Духовного Совета с политическими или даже правовыми оценками (например, о правомерности и соразмерности действий полицейских 12 июня с.г.) снимал все сомнения касательно его причастности.

Представители правящей команды после 12 июня прямым текстом обвинили Католикоса Гарегина в нарушении конституционной нормы о секуляризме, нарушении основ Миссии Церкви, будучи последователями Армянской Апостольской Церкви, а также в участии в попытке государственного переворота. При этом, можно утверждать, что позиция Католикоса Гарегина не нашла единодушия в духовенстве – на уровне многих приходов, даже глав епархий, как например глава Котайкской епархии ААЦ, архиепископ Аракел Карамян, публично выступивший против практики вмешательства в светские дела. А непублично с критикой выступали другие высокопоставленные священнослужители.

Произошедшее поставило перед государством задачу обновления modus vivendi с Церковью, в частности, в плане установления финансовой отчетности для Церкви и ее представителей, некоторые также предложили отказаться от практики освобождения от налогообложения, в частности в отношении деятельности, выходящей за рамки церковной. А вовлеченность церкви во внутреннюю политику встретила в целом негативную оценку в обществе.

Образ лидера в лице архиепископа также оказался непопулярным, обретя в общественном восприятии гротескные черты, особенно на фоне его попыток скопировать события периода Бархатной революции, образ и поступки ее лидера (обнять ягненка, погладить собаку, что-то у себя забинтовать, возглавить пеший поход) и даже ряд лозунгов, а также в силу нерелевантных политических оценок и неуместных ссылок то на Бога, то на сатану.

Возможные развития до ноября с.г.

1. Помимо того, что архиепископ Баграт, попрощавшись с сокращающимся кругом последователей до сентября, сообщил о «перестройке рядов для продолжения борьбы», а также по причинам «сезонного» характера, есть все предпосылки утверждать, что в сентябре с открытием политического сезона тот же «список» групп интересов будет активизироваться, неважно по какой формальной повестке.

2. В Москве, в спецслужбах, кругу криминала, олигархов армянского происхождения, и в Ереване скорее всего будет новая волна «мобилизации на борьбу за спасение», и ожидать что-то нового или креативного нет оснований. В то же время, в зависимости от внешней ситуации, в первую очередь – на границах, хода переговорного процесса, степень ожесточения и градус генерируемой ненависти могут быть разными, и эта корреляция не вызывает сомнений в большей части общества.

3. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от эффективности шагов правительства и правящей политической команды по дальнейшему морально-политическому «разоружению» российской политики и пропаганды, увеличению «запаса прочности» институтов и внутренней ситуации, способностей предотвращения противоправных действий, управлению рисками в приграничной ситуации и в переговорном процессе с Азербайджаном в тесной кооперации с западными партнерами.

Рубен Меграбян, Армянский Институт международных отношений и безопасности, Ереван, Армения