Армения вступила в новый год и новый политический сезон, завершив внеочередной, постреволюционный избирательный цикл, уже имея избранное по демократическим стандартам Национальное Собрание, которое через несколько дней соберется, сформирует свое руководство, комиссии, утвердит новое Правительство и начнет нормальную работу.
Если до этого было ясно, что де-факто временное, действующее в логике предвыборной кампании, не имеющее большинства в парламенте, нацеленное на роспуск этого парламента как можно раньше, унаследовавшее двадцатилетний мусор Правительство не оставляет места для ожидания чего-то иного, что к тому же было бы еще и просто не честно, то теперь уже в прошлом это восприятие неизбежности фрагментарных, ситуативных, временных, тактических решений. Новая власть обеспечила необходимый минимум условий для перехода к стратегическим решениям и фундаментальным реформам, что просто продиктовано не только интересами государства и общества, но и узкополитическими соображениями прочности и жизнеспособности самой власти.
Это в политическом процессе, стартовавшем с апреля прошлого года, совершенно новый этап, логика которого существенно отличается от предыдущих. Пришло время стратегических решений: в конце концов, что мы должны реформировать, куда мы дойдем с этими реформами как конечный пункт назначения, что получим в результате этих реформ? Во всяком случае, те контуры, которые вырисовывались по сей день, касательно перемен в экономической сфере, реформ и «уборки мусора» в судебной и правоохранительной системах, новых отношений власть-общество, которые были закреплены также нейтрализацией и маргинализацией остатков криминально-олигархической системы по итогам свободных и демократических выборов, дают основания считать, что есть понимание того, что Европейская модель государства в Армении просто не имеет альтернативы.
А из этого исходит несколько важных вещей. Прежде всего, каждый вышеуказанный шаг для Москвы означает существенное ослабление ее рычагов. Ситуация для Москвы усложняется еще и тем, что в сегодняшней власти нет ни одной личности, в отношении которой русские имели бы «традиционный» компромат, и стало быть, этот рычаг в Армении попросту не действует. В восприятиях Москвы ничего не изменилось с того дня, как их сформулировал Дж. Кеннан: соседи России могут быть либо ее вассалами, либо ее врагами. Добавим, что России также не нужны союзники, у нее есть два – армия и флот, и это уже более века, как ее полностью удовлетворяет. России еще нужны агенты или «полезные идиоты». А эти многократно затасканные констатации необходимы, чтобы не забыть, с каким «идеологическим фундаментом» и «философским сырьем» имеем дело, когда говорим об «углублении интеграционных процессов» с этой страной.
Москва свои эти восприятия особо и не скрывает. Если перевести из «дипломатического русского» на простой армянский новогодние поздравления Путина Николу Пашиняну, включенные в один и тот же пресс-релиз с поздравлениями Сержу Саргсяну и арестованному Роберту Кочаряну, получается следующее: да, мы работаем с официальным Ереваном «в рамках интеграционных процессов», но наших желанных друзей мы не забываем.
И пока правительство Армении было занято тактическими проблемами, опровержениями заполонившей соцсети фейковой информации, воюя в условиях шумного и циничного троллинга со стороны РПА с тиражируемыми в ежедневном режиме ядовитыми нарративами и враньем – для русских это было не опасно. Москва теперь придумала новую «игру» — цена на газ, которую немного повышает на границе, начинает переговоры о внутренних ценах, вводя в игру свою бандитскую организацию «Газпром» и сопровождая пропагандистским шумом на тему – «социальное положение», другое, третье, ухудшится, в стране наступит крах и т.д., ставя целью заземлить весь политический ресурс, инициировать бессмысленные встречи, ставя целью заземлить также временной ресурс. Да, Москва будет стремиться отбить охоту и желание Армении к тому, чтобы провести какие-либо фундаментальные реформы, будет стремиться создавать искусственные «проблемы» и навязать ложную повестку, тем самым заставляя всю энергию растратить на обсуждения «углубления отношений» с ней, и будет продолжать оказывать давление на официальный Ереван.
В таких условиях если Ереван не меняет правил игры, то будет очень трудно думать о какой-либо стратегии развития. Сколько бы не стремился Никол Пашинян и его правительство сохранять лояльность в отношении Москвы, он не воспринимается и не будет восприниматься как «свой», поскольку в этом «клубе», повторим, «своими» считаются те, на кого есть серьезный компромат, или же примитивные агенты. А новое правительство Армении будет восприниматься как «временные трудности», которые «будут преодолены», когда для этого «созреет время». А для этого целая «армия озабоченных» уже вырисовалась на публичном поле – в медиа, соцсетях, которые в настоящее время укрепляют свои «трансляционные» возможности и в ежедневном режиме пытаются втянуть власть в дискредитирующие дискуссии, заставить опровергать их ежедневные «озабоченности», подбить на ошибку, распространяя неопределенность, недоверие и фрустрацию в обществе и вселить в граждан усталость от политики.
Властям Армении ничего не остается, как определить собственную повестку, сформулировать, диктовать и реализовывать, сколько бы это ни заботило «озабоченных» будь то в Ереване или в Москве. Эта повестка должна исходить исключительно из фундаментальных интересов безопасности и развития Армении, и вещи должны быть названы своими именами. По важнейшим направлениям должны быть выдвинуты конкретные программы и внятно, практично, не оставляя место для двусмысленностей, представлены обществу – по всей их сути, конечным срокам, ожидаемым результатам, которые будут измеримы, считаемы, взвешиваемы. И главные ответственные ведомств должны получить возможность заниматься своей основной работой, с учетом процесса оптимизации в органах управления.
Например, вице-премьер Мгер Григорян, который возглавляет Межведомственную комиссию по координации работ по имплементации соглашения стратегической важности между Арменией и ЕС, не может отставить все в сторону и несколько раз в месяц быть занятым бесконечными «танцами» Миллера-«Газпрома». Понятно, что ненормальные отношения Армения-«Газпром» продолжать не нужно, да и невозможно. Второй пример, понятно, налоговые и таможенные ставки в Армении, которые будут отличаться от Грузии ввиду того, что у нас «обязательства в рамках ЕАЭС» — просто убьют нашу экономику, начиная от повышения налогов ресторанам, кончая применением ограничительного закона о 25 кг и 500 евро – в поддержку «отечественного производителя» России – на границах Армении. И если мы лишаемся конкурентоспособности в сравнении с нашей соседней Грузией, то о каких еще инвестициях впредь может идти речь, и т.д, и т.п.
Проблема не в том, что Армения обречена идти на конфронтацию с русскими, чего возможно, ждут и не дождутся в Баку. Проблема в том, что российские цепи, которыми шея Армении опутывалась на протяжении двадцати лет, не позволят идти вперед, более того, достигнутое за прошедшие семь месяцев оказывается под прямой угрозой, если в Армении не будет пересмотрена философия армяно-российских отношений и не будет прекращено их токсичное влияние на последующий ход Армении. Армения не должна останавливаться на пути диверсификации своей внешней политики, что продиктовано логикой развития.
Вопрос имеет жизненную важность для будущего Армении, которая встала перед стратегической дилеммой: либо успешные реформы, либо продолжающееся болото «дружбы с Россией».
Рубен Меграбян,
эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, редактор русскоязычной версии издания «Аравот», Ереван, Армения
Источник: «Аравот»